Т. Гумбатова. Баку-1898 год

Тамара Гумбатова 2
 Т.Гумбатова.  Памятник Императорам Александрам 
В Баку  главным городским событием  в 1898 году  стало освящение  8 октября,  ровно через 10 лет после закладки первого камня, Александро-Невского собора. Это сооружение сразу задумывалось не только как «Дом Молитвы», а как памятник Императору Александру I(при котором в Баку была устроена первая православная церковь), Императору Александру II ( в царствование которого был построен Николаевский собор) и  Императору Александру III , который своей державной рукой положил первый камень в основание Александро-Невского собора в 1888 году. Он был построен на отпущенные  Милостью Монаршей деньги  из «царской казны» в сумме 400 тыс. рублей. Было много пожертвований и помощи  от нефтепромышленных фирм и частных лиц.
     Собор, выстроенный в русском стиле, расположился между четырьмя улицами: Персидской, Врангельской,  Колюбакинской и Спасской. Он имел высоту вместе с крестом 37 сажень и  был виден далеко с моря и с суши, блистая своей  позлащенной главой. В плане собор имел вид креста с четырьмя башнями. По воле Александра III, он  внешне напоминал храм Василия Блаженного в Москве, а  внутри, отчасти  храм Христа Спасителя. Собор был рассчитан на 1700 человек. Окружал его  сквер  с оградой, которая была установлена на пожертвованные деньги и освящена в 1912 году.
      Вокруг собора была крытая галерея с тремя выходами, против которых поставлены три иконостаса, изготовленные из кутаисского и заграничного мрамора. Главный иконостас  представлял собой часовню, как в Москве. Он  имел два яруса над Царскими Вратами и увенчан мраморным шатром с золотой главкой, напоминающей, отчасти, силуэт собора.
    Собор имел три престола: Во имя Великого Князя Александра Невского, Св. Николая Чудотворца и Св. Апостола Варфоломея. В храме было много икон. По главному фасаду снаружи собор украшала икона и надпись. По обе стороны паперти в нише стен были выставлены изящные иконы-кiоты. С правой стороны, одна над другой, икона Христа Спасителя и Георгия Победоносца, слева- икона Божьей Матери у Царских Врат. В нише - икона Св. Благоверного Князя Александра Невского, под которой золотыми буквами было написано: «Благословен грядый, во имя Господне!», справа - икона Св. Николая Чудотворца, покровителя моряков и  слева, икона Иоанна Богослова, под которой надпись: «Дом Мой – Домом Молитвы наречется».
     В приделе Св. Варфоломея на местной иконе был изображен Господь Вседержатель у Царских Врат. Вторая местная икона изображала Нерукотворного Спасса, лик которого должен был напоминать России о Чудесном спасении Императорской семьи 17 октября 1888 года. Еще в 1892 году была подарена икона Коневской Богоматери, изображающая Деву Марию с младенцем, в деснице которой два голубя. По преданию, она была написана Св. Лукою.
    Второй придел Свв. Петра и Павла  был в память Государя Петра I  и генерал-лейтенанта Павла Дм. Цицианова, убитого 8 февраля 1806 года. К местным, относилась икона Воскресения Христа  и изображение Иерусалимской Божьей Матери в память о 12 октябре 1813 года- дне заключения  Гюлистанского мира.Праздником иконы было 10 июля. Это день, когда в 1886 году Император Александр II соизволил дать разрешение на строительство Собора. Иконой престольного праздника была икона Великого Князя Александра Невского, во имя которого и  был сооружен этот храм. К праздничным иконам также относились иконы Св. Равноапостольской Марии Магдалины, Святителя Николая, Св. Равноапостольской Нины, Св.Симона и канонизированных - Свв. Константина и Елены, Св.Михаила в память о Вел. Кн. Михаиле Николаевиче, Св.Ольги, Св.Алексея Митрополита Московского и др.
      Колокола собора отлили на колокольно-литейном заводе П.Н. Финляндского в Москве. 5 января 1897 года был поднят 150 пудовый колокол. Проблемы возникли при поднятии главного 1000 пудового колокола, доставку которого из Москвы осуществляло Т-во Нобель. Мастера завода Финляндского  требовали для этого 600 человек. 9 января 1897 года Строительная комиссия под Председательством губернатора Рогге и членов - настоятеля Николаевского собора А.Юницкого, священника собора о.П.Поташева, управляющего Казенной палатой д.с.с. Костенского, городского головы К.А.Ирецкого, губернского архитектора Д.Д.Буйнова, архитектора И.В.Эделя,  губернского инженера И.П.Маркарова  и строителя собора И. Гославского, решили применить четыре шпиля и поднять его воротом. Для этого потребовалось восемьдесят человек  и  19 января 1897 года большой колокол был поднят.
В Строительном комитете возникли разногласия по поводу кандидатуры художника для иконописи. Согласно 95ст. Церковного Устава, иконы не должны быть написаны «в странном или соблазнительном виде». Предложения поступали  от  многих художников, в том числе и от преподавателей рисования Мариинской женской гимназии И. Самойлова, Н. Н. Мухина и его брата А.Н.Мухина, работавшего в это время в Костроме. Они расписывали  иконы в Московской Успенской в Гончарах церкви и имели много рекомендаций.
     Владыко Юницкий предложил местного художника М.М.Ярового, который написал картину «Рождество Христово», но мнения разделились. Возникли сомнения  по поводу его  диплома, на что  И.В.Эдель сообщил, что Яровой, подобно другим кандидатурам, имеет диплом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где учился до 1888 года  под руководством  профессоров С.С.Сорокина. В 1882-1884 годах был награжден за успехи, участвовал в различных выставках и имел свидетельство ректора Высшего художественного училища при Императорской Академии Художеств, профессора живописи А.Е.Маковского. В итоге, большая часть живописных работ была выполнена вольным художником Яровым.
     Часть иконостаса писалась по образцам Киевского Собора  Св. Владимира (где была  крещена и я). Эти работы  выполнил киевский  иконописец А.И.Мурашко. Он написал точные копии образов (Тайная вечера, Распятие Спасителя, Св. Николая и др.), которыми Васнецов, Ведомский и Нестеров расписали Собор Св. Кн. Владимира в Киеве. Большая картина «Сошедшие в ад», была написана живописцем, академиком В.В.Шокоревым и напоминала ту же картину в Храме Христа Спасителя в Москве. Внутреннюю покраску,  после долгих голосований, отдали   в подряд  С.М.Павлову.
    Внутри собора лепными работами и отчасти, живописью, были установлены шесть металлических хоругвей и 14 подсвечников. Все работы (каменные и мраморные иконостасы, балюстрада, пол из  мозаичного венецианского тамета и из разноцветного мрамора, лепнина и т.п.) проводила Бакинская фабрика мозаики, цементирования и разных мозаичных изделий «Франзи и К°». Скульптором был А.Мецгер, чьими работами  украшен дом Тагиева, женское мусульманское училище, Госбанк, здание почт и телеграфа (Министерство связи), пол в Баиловском Морском соборе  и др.
  Для Собора была представлена медь в виде медных орудий. Московское «Т-ва производства золотых, серебренных и ювелирных изделий И.П.Хлебникова,  сыновей  и К;»,  выполнило все работы по покрытию куполов. Облачения были заказаны на фабрике золотых парчей, глазитов, муара и бархата И.С. и Н.С. Сытовых, а церковную утварь получили  из придворной фабрики дверных и оконных приборов и самоваров Н.И.Баташова и наследников.
    На освящение приехал Экзарх Грузии  Архиепископ Флавиан, сопровождаемый ректором Тифлисской Духовной семинарии Архимандритом Гермогеном и Благочинным  Закавказской железной дороги И.Нанобовым. Их встретили протоиерей Юницкий, начальник губернии Рогге,  представители  городского самоуправления,  14 священников и 7 дьяконов.
   7 октября  1898 года  было отслужено всенощное бдение. 8 октября освятили только Главный престол Собора Во Имя Александра Невского. Были перенесены Святые мощи Кн. Александра Невского из церковно-приходской школы, которая располагалась рядом. Пели два хора под руководством Максимовича.
        На Божественной литургии во время малого входа  Архиепископ изволил наградить набедренниками священника собора, кандидата богословия о. Коробова и священника Шамахинской церкви Св. Николая - В.Танашевича. Протоиерей Собора Юницкий произнес слово: «Приветствуя освящение Собора, мы готовы видеть в нем символ братского единства всех племен и народов. Да послужит он делу  Миру  и Любви, да будет Домом того, кто не знал ни эллина, ни иудея  и верил только в Человека. Пусть сердца молящихся  в нем  очистятся от зла и неправды и воспримут Бога любви, Бога всего человечества. Радуйтесь! И паки реку: Радуйтесь!».
     Управляющий Казенной палатой А.В.Костенский  поднес Архиепископу  роскошной работы икону Иверской Божьей Матери на память о светлых днях пребывания в Баку 8 и 9 октября 1888 года  Императора Александра111. Эта икона была списана с грузинского (Грузия-Иверия) образа Богородицы на Афоне в монастыре, принадлежащем инокам из  Грузии  и  одинаково чтимая, и в единоверной Иверии, и в глубине России.
    На освящении присутствовали представители всех ведомств и учреждений губернии, представители  иностранных исповеданий и густая толпа народа без различия национальности и вероисповедания, которая покрыла все улицы и расположилась, как в Соборе и его паперти, так и во дворе на площади.
     Была мусульманская депутация, состоящая из Председателя губернского меджлиса Ахунда Молла Джавада Али-заде,  членов этого меджлиса и трех почетных горожан-мусульман в сопровождении переводчика Бакинской таможни Велибекова  В своем приветствии, Председатель меджлиса подчеркнул: «Мы всегда чувствовали себя  довольными  и  счастливыми,  благодаря высокому вниманию и справедливым законам нашего обожаемого Государя Императора. Для нас отрадно то, что вы проповедуете  истину, возвещенную народам Иисусом Христом, признанным всем мусульманским миром «Рухуллахом» -Духом Божиим,  учению которого посвящена значительная часть Священной книги Корана. Мы все стремимся распространить в народе Веру в Бога, доброту, истину и преданность нашему  Государю Императору».
    Поблагодарив депутацию за посещение, Архиепископ Флавиан  расспрашивал магометан о числе верующих, мечетей и приходов в Баку. Затем, в 3 часа дня, в зимнем помещении Общественного собрания, состоялся обед, на котором присутствующими было произнесено много тостов. Выступил и редактор газеты «Каспий», присяжный поверенный А. Топчибашев, который в коротких словах указал на значение переживаемых торжеств и глубокие впечатления, которые останутся у всего населения Баку, без различия вероисповеданий. Он говорил об идее просвещения и о развитии просветительских учреждений. Рассказывая об отзывчивости имущего населения на добрые дела, он упомянул о недавно сделанном крупном пожертвовании купца Тагиева, который,  в память этих торжеств и пребывания Экзарха Флавиана  пожертвовал  10 тысяч рублей, из коих 7 тысяч на начальные  училища в уезде, а 3 тысячи- на православные церковно-приходские школы. Вслед за этим, еврейский раввин Бергер доложил, что он уполномочен Бакинским еврейским обществом пожертвовать 1000 рублей на дело просвещения города. Затем были подняты тосты за их здоровье. В заключение трапезы Н.М.Лавров коснулся «выдающейся  личности по энергии, силе и преданности русскому делу на далекой окраине» и предложил чарку за здоровье Настоятеля Собора протоиерея А.Юницкого: «О, Александр, бьем тебе челом!»

 Гумбатова Т.  Книга »Баку и немцы».2008 год, гл. 27