Красная тряпка

Эдуард Меламедман
             Глупо сегодня планировать всю оставшуюся жизнь,
             так как каждый  не является господином даже завтрашнего дня.
               Сенека               
               
       
   Пожалуй, многие помнят семьдесят третий год двадцатого века, лето которого выдалось в утомлённой, измученной Европе исключительно жарким. Медленно плавился на тротуарах почерневший асфальт, дрожало фантастическим миражом марево сухого раскалённого воздуха. Заметить прохожих, бредущих куда-либо, можно было чрезвычайно редко, причём только в том конкретном случае, если этим несчастным что-либо было ну просто жизненно необходимо. Двадцатого августа в одном из мадридских офисов, офисе коммунистов-анархистов, полуденная жара сморила всех изнывавших от скуки его обитателей. Даже зелёная, назойливо гудящая в полётах муха, как и соседи-коммунисты, исповедовавшая только свободу, равенство и, возможно, в каком-то смысле, братство, сложила свои прозрачные, будто целлофановые крылышки. Она, словно мертвецки пьяная пролетариатка, уснула сном праведника прямо на лопасти сломавшегося вентилятора.  Распахнутое настежь окно выходило на огромную красивейшую арену «Лас-Вентас», построенную отцами города в 1929 году. И в это самое окно, видимо, чья-то чересчур идеологизированная рука выставила длинную бамбуковую палку, с которой символически свисала огромная, алая, как кровь, рубашка с едва различимым орнаментом на слегка помятом воротнике.

    Бой быков - национальное, горячо желанное удовольствие испанцев - начинается приблизительно в половине седьмого, на закате солнца, и продолжается два с половиной часа. Так как это зрелище происходит всего один раз в неделю (за исключением христианской Пасхи, когда бои идут всю неделю), то в воскресенье, в традиционный день отдыха, это по большей части и происходит. В субботу по городу развешивают афиши и плакаты с головой быка и с изображением тореро в плаще и со шпагой.
  Полуденная жара потихоньку пошла на убыль, и количество обывателей на улицах Мадрида стало расти в геометрической прогрессии.  Одинокие женщины накидывались на одиноких мужчин. Официанты в цветастых национальных костюмах пулями носились по верандам кафе. Люди в невероятных количествах продолжали глотать разноцветное мороженое и разноцветные напитки. Однако это не был ни праздник, ни карнавал в дни пасхальной недели, а самое обыкновенное воскресенье, послеобеденная сиеста, то есть послеобеденный короткий отдых, являющийся общей традицией для средиземноморских стран с жарким климатом.
    -  Между прочим, о моя несравненная Летиция, в Средние века в нашем Мадриде бои быков  устраивали не здесь. Их проводили на центральной площади, на Пласа Майор, где происходили вообще все важнейшие для страны события, например, аутодафе еретиков и евреев-марранов.
- Надо же! Как странно, ведь это же совершенно разные события, - проворковала, улыбаясь, красотка, сосредоточенно поглощая обалденные шарики фруктового мороженого из своего вафельного стаканчика..
- А вот ещё, мисс,  прелюбопытный фактик. Нынешняя самая крупная в городе арена, «Лас-Вентас», на которую сегодня наши с вами билеты, была построена по проекту, какого бы вы думали, архитектора?
- Нууу, не знаю, просто теряюсь в догадках, мой дорогой  друг Хорхе, ведь если вы спрашиваете, то, разумеется не случайно? То есть ответ на ваш вопрос не может быть какой-то вульгарной банальностью.
 Вздёрнутый носик пожелтел, случайно попав в банановый подтаивший шарик.
 – Вы угадали, Летиция,  представляете, такое чудо света, со всей этой керамической инкрустацией и галереями, построил, кто бы вы думали? Русский! Удивительно, правда? И как только он смог? Его фамилия... э-э-э-э... - молодой человек глянул в рекламный проспект, - ...архитектор Аюсов, причём представляете,   в неомавританском стиле из кирпича, с полукруглыми арками.  Кстати, сообщу Вам, что это самая большая арена для коррид в Испании. Она…
 Разглагольствующий юноша не заметил, что по лицу Летиции проскользнула мимолётная тень и явно выраженное неудовольствие. Откуда этому  Хорхе «Кабальеро» было знать, что бабушка Летиции, в не таком уж далёком прошлом, была московской еврейкой…

        Я  выскочил на арену и замер, как будто бы меня по башке чем-то грохнули. Тысячи людей смотрели с ближних рядов и дальней галёрки. Откуда я мог знать, что скорее всего, через двадцать минут, меня безжалостно поволокут по песку арены, чтобы немедленно разделать на отбивные. Но пока что я был жив и здоров и, скажу вам честно,  сам жаждал крови. Перед моим первым выходом проходил настоящий парад, который я видел в щёлочку в перегородке. На трибунах волновались сердца прекрасных дам и вежливых джентльменов, зазвучала музыка, и на арене появились два всадника в чёрных плащах. Стройные лошади танцевали, словно куклы-марионетки на верёвочках. Нежными одуванчиками дрожали на появившемся к вечеру лёгком ветру страусиные перья на шляпах этих верховых, величественных, как памятники. Три матадора шли впереди своей свиты – куадрильи, блистая расшитыми золотом куртками. Куадрильи - это  крепкие, коренастые мужчины, на вид лет 40-45, по-балетному  “тянущие ножку”, и кажется, что их чулки вот-вот лопнут на мощных икрах.
Итак, я на арене. Для тех, кто ещё не в курсе, сообщу, кто я! 
  Я особый, боевой бык! Бык специально выведенной, иберийской породы. Только мы, иберийцы, сражаемся здесь в угоду этим двуногим, жестоким варварам. Сражаемся с ними практически безоружными и обречёнными. Чёрт, опять это! Красная тряпка, сколько же может она мельтешить перед моими, налитыми кровью, глазами? Я никогда особо не жаловался на свою силищу, а сейчас она вообще - словно бы удвоилась. Я не люблю и никогда не любил это кровавое пятно перед моими глазами. Вот, наконец-то! Я толкнул его, этого прыткого двуногого. Причём, смотрите-ка, как удачно! Я почувствовал, что его руки, сперва цепко схватившие меня, соскальзывают с моих острых рогов, а тонкие  длинные ножки - в смешных страусиновых гульфиках-чулочках и неуклюжих башмачках - заплетаются. Ура! Вот моя огромная морда смачно толкнула его под дых, и я увидел его чёрную курчавую голову, склонившуюся прямо ко мне с выпученными глазами, словно бы в немом неподдельном удивлении. Ага! Вот оно! Кажется, я побеждаю! Трибуны двуногих стихли, полная тишина, и только раздаётся гулкий стук моих копыт после великолепных изящных прыжков. За всех! Я это делаю за нас всех! За всех, прошлых и будущих, тех, кому ещё суждено принять мученическую смерть на этой дьявольской арене!... Адская боль охватила его тощий живот, и видно, что вся никчёмная, нелепая, ненужная жизнь  промелькнула перед его глазами.  Он зашатался, закашлялся, опёрся на свою острую шпагу, но… как это? Что это? Почему? Почему ему всё-таки удалось куда-то уйти от моей беспощадной, разящей чёрной тени? От стоявшей уже совсем рядом, с занесённой косой, смерти, пришедшей за своей жертвой? Но нет, я, кажется, его догнал ! На сей раз всё-таки я – победитель! Нет, не я – МЫ, все МЫ! За всех нас, безжалостно убиваемых на потеху веками...
    Я спрятал за спину свою капоте – большой алый плащ, развернув его наружу синей обратной стороной,  затем, как и положено профессионалу, отскочил в сторону. Моя рука крепка и сильна, ещё не из таких передряг доводилось выбираться. В Толедо рухнувший бык сломал два моих ребра и разорвал левое лёгкое,  в Севилье другой рогом сломал мою челюсть, которая потом не заживала год, но ведь, в конечном итоге, настоящий тореро – преодолеет всё! Я успел сделать свой коронный неотразимый выпад! Вот оно, наконец-то! Моя шпага разящей молнией попала точно в его сердце. Чёрная полутонная туша, словно бы задумавшись, замерла, мгновение раскачиваясь, простояла на месте, а затем начала, проседая, медленно валиться в мою сторону. Ну, дальше-то уже совсем просто! Главное – сделано, и я вовремя отскочил в сторону, разумеется, с низким поклоном ликующим трибунам. Я, как всегда, повернулся к быку спиной и поднял сцепленные руки вверх, сидящие зрители, конечно же, знали, это означает – коррида закончена. Я был как никогда счастлив и не чувствовал  никакой усталости от прошедшего тяжёлого боя.
    Значит, всё-таки, он! Этот двуногий, как всегда, победитель, а мне умирать сегодня, как всем нам, в прошлом и в будущем, под восторженное улюлюканье тупой черни. А ведь только что, совсем недавно, казалось… Мне казалось, что сегодня  будет не так!  Но нет, опять слабость, серость и обыденность. Одни и те же блёклые краски давящей безысходности. Ну что ж, придётся покориться  злой судьбе - мир, этот мир, несправедливый, серый и никому ненужный, когда- нибудь будет иным, я верю в это, я это знаю! Ох! Вспышка?! Опять какая-то красно-алая вспышка в мои глаза! Откуда? Уже с неба? Но тогда так нельзя, нельзя умирать, не завершив все положенные дела. Поборемся ещё, алая вспышка с неба передала, что так надо. ...Вдохнул воздух могучей грудью, заревел и поднялся…
  Я не видел  этот момент, как неожиданным резким рывком бык поднялся  из последних сил и пронзил мою спину своим кривым загнутым рогом… он всё же проткнул меня! Моя кровь била струёй, берлинским фонтаном, ниагарским водопадом. Алым стало сразу всё вокруг меня: небо, песок, солнце, которое было ослепительно ярким и тоже красным, впрочем, как всегда, в предзакатные часы. В этот момент я почувствовал какую-то чудесную лёгкость и силу, хлынувшую из самых глубин моего тела. Я забыл о боли и усталости. Я увидел свисавшее с бамбуковой палки из окна напротив ярко-красное, алое полотнище, на которое с налитыми кровью глазами пристально смотрел с колен мой победивший визави, с чьих рогов всё капала и капала на жёлтый песок моя горячая дымящаяся кровь…
  Через год, прямо перед входом на арену «Лас-Вентас», был построен памятник погибшему популярному матадору. На большой гранитной глыбе высечено: "Умер тореро, родился ангел".
       Летиция и Хорхе уходили с арены, как и все зрители, грустные и подавленные. Парень, как мог, старался отвлечь свою потрясённую подругу. - Ты знаешь, нам в курсе подготовки молодых тореадоров объяснили, что у быка на арене очень невелики шансы остаться в живых после боя. Если это всё же произойдёт, то он будет использован для разведения или зарезан, но больше никогда не будет снова выпущен на арену.
- Странно, непонятно, а почему это так?
-  Потому что это очень опасно для любого матадора. Понимаешь, дорогая, бык после первого боя слишком много знает. Не более чем через полчаса он начинает понимать всю технику боя и помнит ее долгие, долгие годы.
      Дневная жара летнего пекла постепенно уступила место вечерней приятной прохладе. С арены  «Лас Вентас» по тротуарам улицы Алькала шагали по своим делам получившие только что настоящее удовольствие поклонники древнего искусства – боя быков. Они, оживлённо размахивая руками, с южным темпераментом обсуждали то, что довелось увидеть, и ни один из них не обратил своего внимания на алое полотнище, свисающее с бамбуковой палки из широко распахнутого окна дома напротив.
     Из только что ещё запертой изнутри комнаты, прямиком в оборудованный офис вышел молодой рослый мужчина с длинными чёрными волосами, крупными волнами ниспадающими на обнаженные накаченные плечи. Атлетическая фигура, мощный торс и незастёгнутый ремень брюк дополняли полный портрет этого смуглого красавца. Он обернулся в сторону спальни, рассеянным взглядом пробежав одно из нравоучений, развешанных подругой прямо над дверью в их «гнёздышко любви».


         Любовь не значит слиться телом,
          Душою слиться – это да,
          Но слиться телом – между делом -
          Не помешает никогда !
 
    - Кристобаль, милый! - позвал его звонким колокольчиком певучий женский голос, доносившийся из комнаты с незакрытой дверью. - Камарад Кристобаль, твоя алая рубашка, если ты её ищешь, я полагаю, уже полностью высохла, я в полдень её выстирала и повесила сушиться.
-  Ревекка, а где? Где мне её найти? Поведай, пожалуйста, о мой ароматный цветок, будь так любезна.
-  А ты глянь в открытое окошко нашего офиса.  Она прямо там, на твоей любимой, бамбуковой удочке, кстати, когда соберёмся на рыбалку?…
 …Мадрид 2010, двадцатое августа. Из-за страшной непереносимой жары городской муниципалитет объявил, что назначенная на сегодня коррида на арене «Лас-Вентас» отменена, а точнее - перенесена на некоторое время. Когда она состоится, горожане будут извещены позднее.  Пожилая женщина с редкими седыми локонами на опущенной голове открыла ключом дверь и вошла в небольшую квартирку, прилепившуюся на последнем этаже старинного дома. Полумрак и странная прохлада, несмотря на наружную жару, придавали этому жилищу невероятное ощущение раздвоенности. С одной стороны, некой торжественности и благородства, а с другой, - полной бесперспективности и заброшенности. В единственной комнате выделялся основательностью и аристократичностью комод ручной работы из орехового дерева. Возле него, смотанный в цилиндр, красной краской наружу, стоял ковёр? Нет, это был не ковёр! При ближайшем рассмотрении угадывался настоящий капоте – алый боевой плащ тореадора.  Над комодом висели две пожелтевшие от времени фотографии. Юный мужчина на одной, и красавица  девушка на другой. Пожилая женщина, прочитав имя девушки –Летиция, смахнула слезу и прогнала накатившие воспоминания. “О господи, что со мною сделало это безжалостное время!” Под вторым фото было написано: ”Хорхе, ещё один молодой тореодор, погибший в  «Лас-Вентас» двадцатого августа  восемьдесят третьего…”