Почему я не хочу быть Богом

Елизавета Юдина
(Впечатления после премьеры)

Собственно, не об этом речь… Я и не могу, и никогда не думала, и в помышлении не держала…, согласитесь, это глупо… Я о фильме «Трудно быть Богом» Алексея Юрьевича Германа… Таким богом быть не хочу… И фильм больше смотреть не буду.

Ну, не будешь и не надо, эка… Сикстинская Мадонна переживет, если она тебе не понравится. Она-то, конечно, и без сомнения. В данном случае я не о себе, не о своем наидрагоценнейшем, не о восприятии романа Стругацких.
- А о чем тогда, мадам?
- О чувстве меры как о мериле ценностей человеческих.

Готова согласиться с тем, кто скажет, что я отсталая, непродвинутая, консервативная и еще какая угодно, но, как говорится, застрелите меня, чтобы я поняла стремление современных режиссеров к супернатурализму ради него самого.

Был в моей журналистской практике такой момент: шел «желтый материал» по поводу пожара в жилом доме. Пожар был первой степени сложности (эти градации все время меняются, но тогда, в 2003 первая степень была самой-самой). В общем, были жертвы. Работать было, мягко говоря, неприятно. Когда я приехала в редакцию, то обалдела от реакции коллег:

- А  ты напиши в статье про «жаренное мясо»…

На мой вопрос, зачем захлебываться от «восторга», когда пишешь про то, как из-за одного алкаша погибла целая семья, мне сказали:
- Ну, ты лохушка! Это же круто!

Круто… Круто поставить в газете фото с обгоревшим трупом трехмесячного ребенка…  Ну, хорошо, на то она и «желтая пресса», с такого живет и им же кормится… Но режиссеру-то зачем? Уважаемому, умному, трезвому человеку. Я понимаю,  с трудом правда, когда такие фильмы делает мальчик-зайчик, который только-только…, это он так самореализуется в кино. Могу еще понять, когда режиссер (с позволения сказать) вроде Питера Гринуэя устраивает свальный грех в кадре. Им там в их благополучной Европе все еще «перчику» хочется, не накушались еще… Но Алексею Юрьевичу-то зачем понадобилось снимать фильм, в котором за натурализмом пропала главная идея?
Я понимаю, что он уже никому не ответит, к сожалению… Хотя, не знаю, что на этот вопрос можно ответить. Никто, за редчайшим исключением, не скажет: «Извините, ребята, меня занесло…»

Наблюдаю, и уже не в первый раз, грустную картинку… Отвлекусь немного…
Попала на премьеру «Братьев Карамазовых» в один из московских театров и… буквально опупела… Не скажешь по-другому.
Финальная стадия спектакля: Митю Карамазова на телеэкране вешают со всеми натуралистическими подробностями. Зрители беснуются, полный восторг! Ребята, Достоевский разве об этом писал?

- Ты лохушка, ничего не понимаешь!

И опять, здрасьте вам: грязь, кровь, извращения, убийство ради убийства…
А потом мы удивляемся, откуда же взялась та молодая и красивая, которая в Одессе вставляла фитили в бутылки с «коктейлем Молотова», и забрасывала им людей в горящем здании… Все отсюда…

И не надо пытаться убедить меня и всех, что кино и театр отражают… Не, ребята, они воспитывают, то есть уже воспитали…

Чувство меры кончилось. Наступила  вседозволенность помноженная на возможности современного кинопроизводства.

Дальше куда?

Поедем в Арканар… И не современные гуманные люди будут ужасаться зверствам средневековья, а мы, эти самые современные и продвинутые, переплюнем любого инквизитора…

Поехали?