Памяти Таля. Гроссмейстеры вспоминают

Эмма Брамник-Вульфсон
Десять дней  рядом с суперзвездами.  Рига-1995

« Мы – одна семья »
«Гроссмейстеры» шахматного пера  вспоминают


 Апрель- 1995.  На Мемориал  памяти Михаила Таля в Ригу,  родину  восьмого Короля  шахмат,  слетелась, съехалась  вся шахматная королевская рать и  знать мира. Гарри Каспаров-Россия,13-й чемпион мира , Вишванатан  Ананд(Индия), Владимир Крамник, Василий Иванчук(Украина),Артур Юсупов(Ге рмания), Найджел  Шорт(Англия), Рафаэл Ваганян (Армения) ,Ян Тимман(Голландия),Яан Эльвест(Эстония), Борис Гулько(США),Эдвин Кеньгис(Латвия).
Одиннадцать международных гроссейстеров   10 дней в том  апреле  творили праздник  мировых шахмат. Вавилонское столпотворение!
Благодаря 80 аккредитованным  журналистам со всего мира ф люиды   праздника    долетали   от и до планеты. ( мне  достался номер из двух пятерок-55) .

Мини репортаж из журналистских кулуаров праздника мировых шахмат.  Из дома, рискующего взорваться от концентрации энергии и мысли

« Мы – одна семья »
... Прощел слух что в Риге будет большой шахматный праздник памяти Михаила Таля. Твердо зная что Михаил Таль –шахматный гений а Гарри Каспаров – 13 шахматный король, что он на 64 клетках доски идет вечный бой между белыми и черными, и еще есть ход конем, которым пользуются не только в шахматах, я отправилась в большой дом конгрессов чтобы понять что же такое шахматы.
С высоты своего возраста еще раз повторю всемирно известное: полюбить- счастье большое чем быть любимой.  Мне посчастливилось. Я влюбилась. Влюбилась во все то ,чем жил этот празник.
«Мы- одна семья»- Девис эмблема FIDE- Международной ассоциации шахмат. И потому счастья и радости хватало на всех. И на сцене. И в зале среди болельщиков больших шахмат, на всех этажах Дома шли  турниры, состязания ,в которых участвовал самый разный люд. Например, в опен турнире- 98 шахматистов разного уровня, возраста, были семейные турнирв, сеанс одновременной игры с известными звездами.

ххх


Память сердца о Михаиле Тале.

Я чувcтвовал бы себя очень несчастным...

Вишванатан Ананд(Индия) – Михаил Таль одна из самых привлекательных фигур шахматного мира. К сожелению. Я мало встречался с ним лично, хотя даже играл с ним в Брюсселе , в Канне.
Я « вырос в шахматном клубе имени Михаила Таля в Индии, под Бомбеем. Я чувствовал себя несчастным если бы у меня не было бы возможности видеть и знать его.
Яан Эльвест( Эстония): - впервые с Талем я играл на Кубок мира, и была ничья. Для меня молодого, это был очень хрорший спортивный старт.
Владимир Крамник(Россия): - мне очень приятно быть В риге жив дух великого Таля, не только шахматного гения ,но очень хорошего человека, которго я к сожалению, я очень мало знал. Я вижу паразительное сходство с ним к подходе к игре его земляка Алексея Широва. Он играет точно также в его стиле.  Ххх Над Домом Когресса незримо витал дух Таля.
Это отмечали многие знатоки шахмат.

ххх
Что есть шахматы?

Владимир ДВОРКОВИЧ , международный арбитр, главный судья турнира:

-Антон Чехов говорил, что медицина- его законная жена, а литература- любовница. Когда становилось скучно , он  уходил к другой. У меня примерно такая же ситуация: 20 лет преподавал  общую физику в вузах, а теперь уже 20 лет- в шахматах. Около 40 лет был рядом с Михаилом Талем, мы с ним почти ровестники-  он играл, а я судил.
Прекрасно  организованный турнир в Риге,где  отличные шахматные традации, -дань памяти великому земляку.
Шахматы- часть древней и современной культуры, они вечны , как сама жизнь.
 
Яков ДАМСКИЙ, Госстелерадио, Москва, около 20 книг в соавторстве с         М. Талем и без него:

- Шахматы- это модель, копия жизни. В  них есть все , что есть в жизни, все то,  чем руководствуются нормальные люди в нормальном обществе.
По- моему же  ,шахматы – это просто гениальная придумка  мужиков, которых в жизни интересуют только  два вида занятий: игра ума,  и игра пола. Для ума они и  придумали  шахматы. ..

Владимир Вигман,Балтийская газета, международный гроссмейстер по шашкам:-

-Еще Платон говорил обучай детей играючи. А шахматы , как и все, что вокруг нас, -это игра. И жизнь – игра, в которой мы все всегда играем.

 Михаил Левин астролог:

- Это и спорт и искусство. Это прекрасное средство расслабиться.
 Сергей Буднов, журналист ,фотомастер:
- Для меня это искусство. Для шахматистов это образ жизни, для кого-то и наука, причем точная.

«Гроссмейстеры» шахматного пера  вспоминают:

 Юрий ВАСИЛЬЕВ.Спорт-Экспресс, заметил это первым:

- Красивые партии, нестандартная игра, активная, азартная. Во всем этом- Таль. Он был гением во всем. Таля прекрасно характеризует выражение Михаила Светлова:» Несчастье должно быть консперативным- а счастье -всеобщим».
Что болело у него , а у него болело многое, об этом не знал никто.Всегда доброжелательный,  веселый ,остроумный, он умел радоваться и нашим успехам,  молодых тогда  шахматных журналистов и  этим поддерживая нас . И сегодня, когда я пишу свои репортажи , мне кажется, что за спиной стоит Миша Таль и улыбается моим заголовкам и удачным фразам.

«Угадать в семилетнем Гарике будущего чемпиона было не трудно»
 Из интервью с  международным гроссмейстером ,  старшим тренером сборной Латвии Владимиром БАГИРОВЫМ.

... На пресс конференции сына Клара Шагеновна- с чудесным букетом цветов. Мне посчастливилось    запечатлеть  момент, когда  с ней рядом  был друг семьи Каспаровых  В. Багиров.

-Я привык к тому ,что мамы .бабушки звонять, надоедают, умоляют посмотреть на их «чудо» -будущих чемпионов. Мало кому удавалось меня уговорить . Долго уговаривали  и друзья  встретиться с ним, и даже старший тренер Бакинского дворца пионеров,  тренировавшая семилетнего Гарика ,    Я не устоял. Его привели на мои занятия со сборной Азербайджана.

 Было это в 1970-м. Солненчный воскресный день. Вышли проветриться  на бульвар. Я посмотрел на пацана, под мышкой у которого  была книжка с 300-ми диаграммами и шахматными партиями. Мы поболтали, и я понял ,что мальчик почти все уже знает. Ни Таля ,ни Карпава, ни Спасского, никого из великих в таком возрасте я просто  видеть не мог- ведь мы все почти ровестники.

И Гарик стал приходить на мои занатия с местными  ребятами из сборной. Они были ошарашены тем ,как играл,говорил и рассуждал этот малыш. С  семилетним ребенком  говорили на равных. И тогда я первый раз сказал: этот мальчишка будет Чемпионом мира! А когда эму было одиннадцать, это поняли уже многие. На 13-й странице Литературки тогда  было интервью  с мамой Гарика,  Кларой  Шагеновной, в котором она сказала , что Владимир Константинович , то есть я, Багиров, первым предсказал чемпионство Гарика Каспарова. Мне это было очень приятно.

Если честно, то с Гариком я почти не занимался, он просто ходил на мои занятия в группу сборной. Мне просто повезло, что  я первым из серьезных шахматистов увидел этого мальчика ,а уж угадать в нем будущего чемпиона  было не сложно.

В  шахматах  я недавно, всего ... 51 год , потому чуть-чуть еще и играю,- пошутил метр.- Как тот  герой из анекдота: если бы  я был царем, то жил бы прекрасно потому,что еще немного шил...
Когда мы ездили на крупные всесоюзные турниры , я играл на первой доске ,
он- Гарик ,на второй! Я ему часто предлагал  поменчться , но он уважительно отказывался.

Я был персональным секундантом М ихаила Таля последние  12 лет  его жизни. 44 года я прожил в Баку, а в 1980-м был приглашен руководить сборной Латвии, что я делаю до сих пор.Всего на 4 месяца я был страше Миши .Раз 15-20 мы сидели друг против друга  за шахматной доской  на различных турнирах. Впервые встретились на юнешеском  первенстве СССР.Он играл за Латвию, я- за Азербайджан... За свою шахматную жизнь     я сочинил о шахматах иТале одиннадцать  книг, учебников, справочников.

На ссылке кадры с праздника шахмат в Риге.


Наведите на ссылку,когда она станет красной, нажмите на нее.Откроется сайт
Shutterfly по теме.
Если ссылка не»покраснеет» до конца строчки,  то  скопируйте всю строку  и вставьте ее  в  строку, в которую  обычно пишите  адрес  сайта.