Версия тьмы

Корсо Ирвинг
   - Тьмы не существует.
   - Как - не существует?! Есть свет, есть тьма... Две противоположности, извечные враги... Как ты, порождение Тьмы, можешь так говорить?!
   - Обыкновенно. Тьма есть отсутствие Света. Только и всего. Свет можно увидеть, рассмотреть, измерить его яркость, разложить на разные цвета, что эльфы давно и научились делать, зная как играет солнце в гранях драгоценных кристаллов, а скоро эту науку постигнут и люди... Свет можно даже остановить, запереть, спрятать... А Тьму нельзя. Она эфемерна, неосязаема, невидима...
   - Может, ты еще скажешь, что и всеобщего врага нет?!
   - Всеобщего?! Конечно, нет! Под словом "всеобщий" ты подразумеваешь, что он враг всем, абсолютно всем. А это невозможно. Кстати, в мире вообще много чего нет. Есть точки зрения и позиции наблюдателя. И в отношении так называемого "всеобщего" врага все тоже самое. Потому что всегда найдется враг его врага, который окажется либо невраждебен, либо даже солидарен, как минимум. Или, что не менее вероятно, этот враг наверняка найдет тех, кто пойдет за ним и совсем не обязательно из страха или выгоды.
   - Неужели из любви? Но это не может быть возможным! Не должно!
   - Почему? Более того, он вообще для них будет вождь, бог или пуще того -  отец родной. Представь народ, живущий впроголодь на скудных землях, его нравы суровы и дики, его дети часто умирают, а чтоб прокормить оставшихся надо по многу дней пропадать на охоте и воевать с еще более дикими и несчастными соседями или скармливать умирающих тем, кто ещё способен выжить... И вдруг приходит тот, кто говорит: пойдемте со мной на лучшие земли за лучшей жизнью. Я дам вам все для жизни, а вы будете служить мне до смерти... И начинается война. А жизнь идущих за ним становится совсем другой. Разве это не благо для этого народа?
   - Но они же идут жечь, убивать! Как из этого может получиться добро?!
   - А это уже другая точка зрения или, если угодно, позиция наблюдателя. Для войны достаточно желания только одной из сторон. Иногда выживает одна из сторон. Иногда побежденная оказывается в рабстве, даже жестоком рабстве. Очень редко, но и это возможно, победители приносят с собой мир, покой, порядок и даже процветание, взимая лишь умеренную  дань с побежденного народа. Зачастую эта дань бывает даже меньше той, которую налагали свои правители... И все же они будут завоевателями... С какой стороны ты будешь считать это самое "благо"?
   - Но каждый народ должен подчиняться своему правителю, а не тому, кто пришел и взял власть силой!
   - Расскажи это тому, кто пришел к власти вследствие войны, интриг или голода... Государство есть следствие слабости человеческой и не только человеческой натуры. Все существа живут вместе, но у них разные характеры и наклонности, и тогда неизбежны ссоры, драки, непонимание... И не всегда легко договориться и решить все миром. И тогда к власти приходит Договор, который обретая силу, становится Законом, и тогда даже самое небольшое племя способно стать государством. Государство же есть система, длительность жизни и успешность которой зависит от того, насколько она способна воспитать своих последователей. При этом их отношение к системе может простираться от безоговорочной преданности ей в идеале до лояльности как минимум. С системой воевать сложно. Для этого необходима другая такая же система. Поэтому, когда ты будешь испытывать стойкость союзника, противника или посланца - никогда не пробуй вызвать в нем отторжение системы, которой он воспитан,- наверняка проиграешь. Испытывай его личные чувства, его понимание, его восприятие, что ему дорого и к чему он стремится. Желает ли он любви или власти, какую цену он может, а какую готов заплатить. Кого он любит, ненавидит или кем обижен. Предать систему можно только по личным мотивам.
   - Кто бы говорил! А как же ты? И как же твое учение?
   - А кто тебе сказал, что у меня нет этого самого личного мотива? Или что именно эта система обязала меня быть преданным ей? А за обучение уже заплачено, поэтому слушай и запоминай. К тому же все, что сказано, не является тайной, просто не каждому дано видеть картину целиком. Интересно, что мешает тебе запустить в меня чем-нибудь тяжелым?
   - Наверно то, что ты все равно увернешься...
   - А когда тебя это останавливало? Или в моих словах больше правды и смысла, чем хотелось, но меньше, чем может быть опасно?
   - Возможно. Но я же все таки заплатила за так называемое обучение. И мне просто интересно до каких пределов могут дойти злобные измышления врагов...
   - О, тогда я боюсь, что не разочарую тебя...
   - Я тоже этого боюсь. Но ты все же не сможешь меня убедить в том, что зло идет не из тьмы...
   - Хочешь поспорить?
   - Нет, но услышать...
   - Во тьме ничего не рождается из ничего. Для этого во Тьму что-то приносит Свет. Но ведь он же, посеяв, уходит. А что взойдёт из тех семян и что вырастет в условиях, к которым они не приспособлены, это уж как получится. Впрочем, даже зло, как вы его понимаете, не обязано быть агрессивным. Оно может быть вполне мирным и спокойно существовать в какой-нибудь отдельно взятой местности. И, пожалуй, злом это назвать неправильно, для вас это те, кто признал за основу тьму, не принял волю валар и вообще живут сами по себе по своим законам, обычаям, иногда странным для нашего разумения, иногда жестоким... Хотя часто те, кто не рассчитывает на помощь так называемых светлых высших сил, сталкиваются со стихиями и жестокостью дикого окружающего мира, от которого вы большей частью защищены. И тогда многие их страшные законы оказываются единственной гарантией выживания племени. Те, первые, которые пошли за Мелькором, когда только пробудились, они были как раз такими. И не они  пошли войной против ваших. А ваши напали первыми тогда. Война была с Мелькором, а погибли те, кто просто оказался рядом. Посмотри в окно: тьма сама по себе не может напасть на свет. Могут твари, скрывающиеся в ней, но не сама тьма.
   - Но Тьма несет смерть, холод, увядание...
   - А ты уверена, что это несет именно тьма? Посмотри на эльфов: у вас тоже есть периоды юности и зрелости и, возможно, даже старости. Ты сейчас еще молода по вашим меркам. У людей твой возраст соответствовал бы годам двадцати пяти... Ты мудра не по годам, но тебе все еще свойственна некоторая горячность юности. Совсем недавно тебе простилм своеволие и разрешили вернуться. Ты отказалась. Умение возвращаться есть признак зрелости, а ты еще не готова к этому. Кстати, Мелькор тоже начинал с любви к этому миру и с желания остаться в нем и властвовать. Только его жажда власти имела другой вид: это было желание обладания, владения и возможности все переделывать по своему разумению, далеко не всегда считаясь с целесообразностью уже созданного и живущего в этом мире. Вы же предпочитаете сохранять, восстанавливать и лелеять в том виде, в котором вам это досталось. И впоследствии это может оказать плохое влияние на положение в этом мире, даже худшее, чем Моргот. Потому что мир слишком изменится, а вы, бессмертные, не сможете это принять и понять, ибо для вас это покажется слишком стремительным и неправильным... Эру не зря сделал людей смертными. Они живут мало, но способны постигать все самостоятельно, более приспособлены к тому, что мир меняется. Их время течет по-другому, и они им пользуются не так как вы. Поэтому будущее принадлежит им, а вы останетесь в прошлом. А смерть и увядание... Посмотри, как красива осень, какие краски, как падают листья... Чтобы потом стать землей, жирной и плодородной, чтобы весной они снова распускались и цвели... Земля должна отдыхать. Иначе ее запасы все равно будут истощаться, и тогда смерть перестанет сменяться рождением...
   - Но ты же не станешь отрицать, что именно мы принесли в этом мир свет, добро, процветание...
   - А так же самолюбование и войну! Мелькор, конечно, не особенно считался с замыслами остальных вал, но непосредственное равновесие сил в Арде худо-бедно соблюдал. Это они пришли первыми воевать тогда, когда еще можно было решить все миром, ибо если Мелькор готовился бы воевать, а не разговаривать, исход войны мог быть иным. А чем лучше ваш Феанор? По сути он почти повторил путь Мелькора: он был сильнейшим и самым талантливым, желал творить в свое удовольствие и превосходил в этом всех прочих. И что? Создание самых прекрасных рукотворных драгоценностей, из-за которых передрались не только светлые с темными, но и светлые между собой, братоубийственная война, сожженные корабли тэлери и проклятие целого народа? Не слишком ли большая цена за молодость, талант и опрометчивость? Я не призываю строго контролировать талант и то, что он способен создать, потому что легко впасть в другую крайность: можно подчинить его целям властьимущих, а вот каковы будут их цели- тот еще вопрос, и следствием может оказаться даже гибель целого мира, как случилось у нас.