10. Легенда и действительность

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/05/18/914

Топить беспощадно

Часть 10. Легенда и действительность

25-го августа германское военно-морское командование решило провести разведку в Финском заливе. Отправили туда два лёгких крейсера, «Магдебург» и «Ауксбург», которых сопровождали эсминцы.

Туман стоял такой густой, что хоть ножом режь. В незнакомых водах крейсер «Магдебург» наскочил на камни у эстонского берега, да так прочно, что все попытки машины крейсера и эсминца V26 стащить с них корабль, оказались безрезультатными.

Стоит сказать пару слов о крейсере и его команде, поскольку это имеет отношение к тому, что случилось позже. «Магдебург» был новым кораблём, но одна из его трёх турбин была в нерабочем состоянии, и её сняли для ремонта. Почему корабль отправили в таком состоянии, не очень понятно.

Командир крейсера капитан 3 ранга Рихард Хабенихт не имел достаточно опыта в командовании таким кораблём. Команда крейсера в том походе была сборная, её нельзя даже сравнить с командой однотипного крейсера «Бреслау», сопровождавшего тяжёлый крейсер «Гёбен» во время знаменитого прорыва из Средиземного моря в Турцию.

Контр-адмирал Беринг, находившийся на крейсере «Ауксбург», получив доклад о невозможности снять крейсер с камней, приказал подготовить корабль к взрыву, а все секретные документы передать на эсминец V26. Команде предписывалось так же перейти на эсминец. Но распоряжение адмирала было выполнено только частично.

Туман стал рассеиваться, и из него появились два броненосных крейсера Балтийского флота «Паллада» и «Богатырь», которые сразу же открыли огонь по германским кораблям. Часть команды «Магдебурга» успела перебраться на эсминец, который, отстреливаясь, поспешил уйти, а остальные пятьдесят семь человек из экипажа, в том числе и командир, уже через четыре часа стали военнопленными.

Но самое главное – секретные документы не передали на эсминец. А дальше появляется на свет красивая легенда, будто русские водолазы, обследуя подводную часть крейсера, обнаружили на дне тело офицера, который крепко прижимал к груди книгу кодов в свинцовом переплёте. Этому офицеру командир поручил уничтожить книгу, но взрывом снаряда его сбросило за борт, и он погиб, унося с собой на дно совершенно секретный документ.

Эта версия ещё со времён первой мировой войны гуляет по всем изданиям и статьям, попался на неё, в своё время и автор, пока не выяснил, что в лондонском архиве, где хранится книга кодов сигналов с «Магдебурга», экземпляр № 151, на ней нет ни малейших следов пребывания в морской воде Балтики.

Когда-то, точно так же мне стало понятно, что дневник матроса Александра Конрада из экспедиции Брусилова, который хранится в музее Арктики и Антарктики в Петербурге, никаким дневником не является, хотя бы потому, что написан чернилами, а не карандашом. Кто-нибудь пробовал писать перьевой ручкой из чернильницы на лютом морозе? Или могло ли придти в голову простому матросу, идя в смертельно опасный поход, взять с собой чернильницу, как когда-то, в незапамятные времена, носили мы в школу с «непроливашкой» в мешке?

В официальном немецком докладе о гибели крейсера «Магдебург» сказано, что самые важные секретные документы сбросили с грузом за борт, а на палубе корабля остались только второстепенные бумаги, уложенные в брезентовый мешок.

Русский военно-морской агент в Лондоне, как тогда называли военно-морского атташе,  утверждал, что документы изъяли при осмотре корабля оттуда, где они и должны были находиться, из боевой рубки.

Но, как бы там ни было, а секретнейшая книга кода сигналов с действующим ключом, карта Балтики с указанием германских минных заграждений, вахтенный журнал и дневник боевых действий оказались у русского морского командования.

Действуя в духе сотрудничества, русское командование приказало военно-морскому атташе в Лондоне проинформировать лично первого лорда Адмиралтейства о необыкновенной удаче, и о том, что Россия готова поделиться добычей со своей союзницей, если Британия пришлёт за документами судно на Север.

Англичане отреагировали незамедлительно. 29 августа из Скапа-Флоу вышел крейсер «Тезей» в составе конвоя транспортов с углем и военным снаряжением, посылаемыми Британией в Россию. Только командир корабля знал, что его главная задача доставить от русских целыми и невредимыми важнейшие документы.

Продолжение следует

На фотографии: два кузена, король Георг V (справа) и Николай II.