1991 год. 13 апреля. Выживание

Вячеслав Вячеславов
         Во время смены сделали детали и за субботник, и к трем часам многие ушли домой, начальство не препятствовало, было радо, что никто не требует оплаты за сделанные детали. Стоят теплые, погожие дни.

Расул Гамзатов направлен послом в Люксембург,  Айтматов — в Бельгию. Как всё это понять? Награда за долгий творческий труд? Откупились? Во всяком случае, несет от всего этого чем-то нечистоплотным.  Настоящего поэта нельзя купить.
Советский Союз гениально просто решил проблему занятости населения — поставил всех в очереди.

Вот бы обрадовалось наше правительство,  если бы народ перестал ходить в магазины,  хотя бы в промтоварные.  Вот было бы радости от наступившего изобилия. Именно такую мысль навеяли повышенные цены. Товары накапливали год, и уж конечно не для того, чтобы за неделю продать.  Мой новый костюм уже продается в магазине за 500 рублей.

15 апреля в Сасове случился загадочный взрыв, никто не знает причину.

19 апреля впервые р/ст "Маяк" рассказала об Элвисе Пресли, и проиграли несколько его песен. Завидная оперативность, с 30-летним опозданием.

20 апреля купил три ведра мелкой картошки по десять рублей за ведро, и решил поехать на дачу, благо погода отличная +21.  Но земля очень влажная, налипает на лопату, трудно копать. За три часа и полсотки едва осилил, и столько же засадили картофелем, будем надеяться, что она не вымерзнет и у нас будет ранний картофель. Полтора часа загорал по пояс. Почувствовал сильную усталость с непривычки.

Домой пришел без сил. Полчаса отдохнул и пошел в лито, где Саша прочитал рассказ Николая Трофимовича из военных воспоминаний "Уют", о том, как зимой 1941 года наши солдаты соорудили укрытие из вражеских трупов. 

Рассадин опоздал на половину рассказа, но это не помешало полчаса разглагольствовать менторским тоном, мол, надоело читать про жестокость, радиостанций на машине в то время не было, появились позднее, в 43-м. Слушать его было до того утомительно, что я едва сдерживался, чтобы не сказать об этом. Вдруг я услышал его слова:

— Удивительно, как наш знаменитый прозаик умолчал об этом.

Костя улыбнулся и посмотрел на меня, ожидая, что я скажу на его комплимент, который мне показался очень сомнительным, если не издевательским.  Я решил ничего не говорить, хотя все смотрели на меня. Фонфора сказал:

— Возможно, В.И. потом скажет.
— Извини, Костя, но я полчаса тебя слушал и ничего не мог понять, отключился. О чем ты говорил?

Но он молчал, то ли не ожидал, что я так скажу, то ли не хотел повторяться.
Ник. Трофимович сказал:

— Напутал он много. И р/ст тогда были, сам служил на такой. И 34-ки были — две тысячи. Некоторые не верят, мол, если бы они были, то так бы погнали фашистов. А мы же, как воспринимали первые немецкие самолеты, радовались им: глядите, немцы летят.

Весь оставшийся вечер он рассказывал, что они видели в Румынии, Венгрии, Югославии, о тех лишениях, который довелось перенести, и кормили ужасно, часто голодали.

   И я вспомнил, как два года назад он убеждал меня, что в армии тогда кормили хорошо, и не правы те, кто говорит о плохом питании солдат. Я хотел было напомнить ему тот разговор, но передумал, чтобы не ставить в неловкое положение. Кого он тогда боялся? А сейчас лев сдох, можно всё говорить.
    
На следующий, день я был разбит, то ли от загара, то ли от переохлаждения, все-таки я по пояс был раздет, и меня незаметно продуло, даже небольшое охлаждение сказывается на самочувствии.

Возвращаясь домой после первой смены, раза три не мог открыть дверь. Андрей стопорил замок, чтобы я не застал его за чтением моих записей. Мерзость, противно, когда у человека нет стыда и совести. Сказал ему, что это делать непорядочного. Он же нагло утверждал, что не читал. Не пойман, не вор.

Однако, всё против него. Два раза замечал, как он выходил из нашей комнаты, сразу же, как только он приходил домой и видел, что дома никого нет, шел читать мои записи. И в это время я приходил после работы. Он не успевал аккуратно и последовательно сложить листы, а я понял, что же он делал в нашей комнате? Тем более я не мог открыть дверь, так как он блокировал замок, ставил его на защелку, чтобы не смог поймать с поличным.

Три раза мне пришлось звонить. Он открывал дверь и лицемерно удивлялся, почему я не мог открыть, мол, всё нормально, дверь хорошо открывается. Получалось, что я ещё виноват в том, что не могу открыть дверь и заставляю его мне открывать. Можно позавидовать его наглости. В моих записях ничего страшного и порочащего нет, но ему кажется, что он найдет там нечто ему полезное.

Человек с червоточиной. Его мать рассказывала, что в Майкопе его ловили на воровстве — залез на склад, но как-то удалось отмазать от заключения. Отправили в Тольятти. Здесь он познакомился с подругой Влады, а потом и с нею. Как-то пришёл к нам в дом, снял обувь и прошёл в зал, сел в кресло, и мы почувствовали сильнейшую вонь от его давно нестиранных носков. Благо — лето. Открыли настежь окна, и тогда в комнате можно было продохнуть, если находились возле окна.

И это был серьёзное предупреждение нам, чтобы избавились от него, но мы не стали ничего предпринимать против него, думая, что это дело молодых, достаточно того, что моя мать вмешивалась в нашу жизнь. Хотя и настойчиво советовали Владе не выходить за него до его службы в армии.
 
Каданников поехал в Москву выбивать валюту для закупки железа, иначе завод может остановиться. Всю валюту, заработанную на продаже "Жигулей" центр забирает, а потом выдает по крупицам. И ему отказали, и его хватил инфаркт.
Через некоторое время указ о награждения Каданникова медалью "Серп и молот", ордена Ленина и званием Героя соцтруда. Рабочие шутят: мол, за инфаркт.
Месяц назад, когда Лада лежала в больнице, я пришел домой и не мог открыть ключом дверь. Андрей застопорил изнутри. Пришлось звонить. Он открыл, а я спросил:

— Ты что, застопорил замок? — Вроде бы глупо спрашивать очевидные вещи.
— Нет. Ничего я не стопорил, — чуть нервно ответил он и замолчал, не желая ввязываться в дискуссию, ушел сразу в свою комнату.

Я специально проверил замок.

— Странно. Хорошо открывается, — громко сказал я.

Но он ничего не ответил. Мне было ясно, что он что-то делал в квартире, возможно в нашей комнате, скорей всего, у нас, и не хотел, чтобы я его застукал. Я не стал долго ломать голову. Ну, закрыл. Не деньги же ворует. Неужели мои дневники ему понадобились? Не похож он на любопытного. Заторможенность в развитии, инфантильный эгоист. Некультурен.

Я специально это пишу, чтобы он знал, что я о нем думаю. Порядочные люди чужих дневников не читают. Я сказал ему об этом. Но он из тех, кто не понимает азбучных истин. Такие люди готовы воровать в собственном доме, лишь бы ему было хорошо.  Им плевать на близких. Неизвестно, до каких пор я должен его терпеть? За что мне такая мука?

В разговоре с Кудряшовым о Валином правлении лито, я высказался, что при ней было интересней, а сейчас скучно, и нельзя ли выбрать другого,  более подходящего? Но Володя заступился за Фонфору, мол, неплохой парень.

Видимо, Володя передал мои слова, мое мнение о Фонфоре ему же. Стал замечать признаки неуважения, вернее, недостаточного уважения со стороны Ф. Именно так относятся к человеку, который высказался о тебе отрицательно, и ты узнал об этом. Возможно, мне это просто кажется. И ничего этого нет, а может, всё так и есть. 

Уроки Карнеги не пошли мне на пользу, я не хочу им следовать. Жизнь была бы пресной, если бы не было врагов и недоброжелателей. Хотя это уже не христианские мысли, толкующие о покаянии и смирении. Мне уже скучно быть в лито, смотреть, а главное, слушать глупые речи, от которых я сатанею, прихожу в тихое помешательство. Добровольно слушать глупости — это уж слишком! Поэтому я уже месяц как не хожу в лито.

10 мая. Начался огородный сезон, все выходные и праздники на огороде, так как, реальная угроза бешеных цен. Власти всю землю возле города вспахали и отдали рабочим под картошку. Спасение голодающих — дело рук самих голодающих,

Узнали, что в УРСе 6-го квартала есть туфли. Пошли после работы. Цена – 70 рублей. Такие два года назад я покупал за 15 рублей. Почти пятикратное повышение. Вика отказалась покупать, обнадёжила, что купит иностранные за 150 рублей. Каким же я наивным был, когда два года назад счел туфли за 70 рублей непозволительно дорогими для меня, и отказался покупать.  А сейчас придется покупать, не ходить же разутым. Вот так и приучают к повышениям цен. И всё равно, товаров нет в магазинах, слишком много покупают. Нужно ещё в три раза повысить, чтобы люди успокоились.

Все ожидают страшных времен, понимают, что наши правители ни до чего хорошего нас не доведут, не способны.

13 мая. Букатов согласился печатать повесть "Зимнюю радугу", мол,  пока идут материалы к 35-летию завода,  а после этого можно будет начать  печатать, то есть   в сентябре, не раньше. Я набрался нахальства и попросил бумаги, так как в магазинах ее невозможно купить. Он с готовностью принялся искать, и выделил пачку:

— Если бы я знал, что нужна бумага,  я бы подготовил.
— Я ещё к вам приду, — успокоил я его.

В этот же день Вика купила мне две пары туфлей по  56 рублей, более симпатичные, чем за 70 рублей.

Поговаривают, что будут поднимать цены на водку и на бензин, снова в магазинах давка. 

Сегодня открытие российского телевидения, которое, по мнению Комсомолки прошло комом. Вероятно, с людьми из центрального телевидения перешли все недостатки — желание выглядеть русскими — показывали фольклор, песни, танцы.  Ненужность многих фильмов. Они о России, но неинтересные. Много адресной критики, в первый день умнее было бы обойтись без критики в адрес ЦТ, всё похоже на Моську, лающую вдогонку ушедшему слону.  Надежды большие, но состоятся ли они?

Только в нашем театре абсурда может происходить такое. Ушедший премьер Рыжков, выставляет свою кандидатуру в Российские президенты, а своим вице берет афганского генерала Громова, который прошел отличную школу усмирения непокорных. Неужели мы проголосуем за них? Они-то надеются, что мы проголосуем, иначе бы не выставлялись, не засвечивались. Идея Рыжкова родила анекдот:

У кандидата в президенты спрашивают:

 — У вас болит сердце?
— Нет. У меня сердце здоровое.
— Вы нам не подходите. Нам нужен президент, у которого бы болело сердце за народ.

Прозрачный намек на недавний инфаркт Рыжкова. И опять народ говорит: Никакого инфаркта не был. Он симулировал, чтобы не потерять лицо. Какой нормальный человек, перенеся инфаркт, снова будет подставлять своё сердце под удары. Значит, притворялся. Был у нас хнычущий премьер, будет хнычущий президент. Коммунисты   под нажимом заставляли солдат подписываться за Рыжкова, Макашева, надеясь, хоть кого-нибудь из своих протащить в президенты, которым можно будет управлять. А у большинства из народа словно мозги повышибало, не хотят думать и голосовать за кого-либо. Говорят:

- А, одна шайка-лейка, я никому не верю, мне все равно, кто будет.

Жесточайшая диктатура не прошла даром, народ смирился с ролью овцы и готов жертвовать собой, детьми, потомством. Лишь малая часть осмеливается бунтовать. Авиадиспетчеры объявили суточную забастовку на 21 мая. Тут же власти подсчитали убытки, хотя до этого скрывали, какой доход приносит Аэрофлот, и пригрозили направить военных диспетчеров штрейкбрехерами. Вот оно звериное лицо диктатуры пролетариата, дорвавшегося до власти.

Когда за бугром бастуют — это хорошо, и нужно, надо поддержать. Но у нас власть народная, народ не может сам против себя выступать. Иезуитская логика, когда подменены все понятия. Горстка дерьма десятилетиями управляет огромной страной, превратив её всю, в огромную кучу дерьма. И мы привыкли жить в этом дерьме, потому что не знаем другой жизни, нас и не выпускают, чтобы мы её не видели, закон так и не принят, хотя уже подсчитали, что до 7-10 миллионов человек выедут за бугор в поисках лучшей доли, потому что в России не видится никаких улучшений.

Во власти по-прежнему коммунисты, и любой здравомыслящий понимает, что они будут строить социализм, хотя сами уже живут при коммунизме, работая только языком и давая обещания, которые каждый раз проваливаются, тихо уходя в небытие. Как Гитлер когда-то сказал:

— Кто помнит о геноциде над армянами, хотя их вырезали несколько миллионов?
Со временем всё забывается, а если переписывать историю, то некому будет и помнить.

16 мая решение о введении новых купюр до износа старых.

20 май. У Влады из коляски в больнице вытащили визитку, где был паспорт, аттестат зрелости, талоны на продукты — она успела выкупить только сахар. Там же лежали и ключи от квартиры. То есть адрес известен. Можно идти и открывать квартиру. Благо, есть в запасе хороший замок с шестью ключами.

Влада сама предложила, чтобы Андрей поставил замок. А я согласился, пусть привыкает быть хозяином, а не квартирантом. Вечером не было света, а Андрей почему-то решил, что он непременно должен поставить замок, работал в потемках и очень небрежно, не свое, чего жалеть, разворотил косяк, страшно смотреть. Прикрутил замок косо, не смог надеть крышку, и бросил. Не получается.

Пришлось мне снимать весь замок и самому доходить, почему крышка не надевается, и почему не работает замок? Вика подсказала, что надо отломать выступающий конец планки, и тогда только удалось подставить. То ли потому, что я устал после огорода, голова не соображала, и приходилось возиться четыре часа с замком. На свежую голову я бы сообразил бы быстрей. Андрей поленился вчитаться в инструкцию и понять, что же надо делать?

Работать на даче и на огороде приходится нам вдвоем, он не проявляет заинтересованности. Один раз пригласил его с Игорем, он быстро устал и сел отдыхать, в ожидании, когда же мы закончим. Я сказал, чтобы он шел домой. Он так же молча, как и весь этот день, воткнул в уши плейер, и ни с кем не разговаривая, повернулся и ушел. Потом он скажет Владе, что у него разболелся желудок. Нашел оправдание.

Вполне возможно, что и так. Он очень болезненный, часто болеет. Он ни с кем не разговаривает. Вероятно, считает, что ему никто не нужен. Пожалуй, с этим можно было бы согласиться, если бы он был бы полностью независим, но он живет вместе с нами, и ведет себя так, будто кроме него в квартире никого нет. Не замечает,  не разговаривает. Игорь приходит. Андрей его в упор не видит. Похоже, у него мелкая зависть, что у Игоря всё есть, что он крепко стоит на ногах, и всему прочему.

Похоже, это все я пишу для него одного. Он продолжает читать мои дневники, хотя я ему сказал, что это делать непорядочно. Но он не понимает, что такое порядочность. Пустой звук. Постоянно врет.  Хочет выглядеть лучше. В детстве так приучили. Вероятно, родители наказывали, и он приучился врать, чтобы не наказывали. Всё стало сходить с рук, и он понял, что врать полезно для него.

29 май. В застойные времена был уверен, что с каждым годом мы будем жить лучше, и нет смысла сейчас покупать дорогую вещь, если через пять лет она будет дешевле, и лучше качеством, В этом убеждало все. О такой жизни я мог только мечтать 15 лет назад. Вот, даже цветной телевизор купил, а некоторые из них даже подешевели.

То, что произошло с нашим благополучием, и в страшном сне не могло привидеться. Я не могу поверить, что может быть ещё хуже, чем сейчас.  По натуре я оптимист, иначе бы и смысла жить не было бы. Большинство просто живут,  ради самого процесса жизни, в этом и смысл. От цен берет оторопь. Трусы – 7 рублей 70 коп, плюс налог на продажу 5%. Свитер мужской 385 рублей. Туфли простые, которые я всю жизнь носил за их дешевизну сейчас 70 рублей. Выходит, мы почти задаром работаем на заводе, за то, чтобы только с голода не умереть,  и все молчат.  Даже не пытаются понять, что происходит? У них одна отговорка:

— Надоело.  Безразлично, кто будет, Ельцин, Бакатин. Я, вообще,  не пойду голосовать.

Выходит, мы сами подставляем шею под ярмо, и иной участи не заслуживаем? Двойственность чувств. Горлопаны тоже не нравятся. Не верю им. Так и видится корысть за их действиями. Мы разучились доверять друг другу, зачастую, это обоснованно.   Насилие претит. Хочется нормальной спокойной жизни, то есть мирно щипать зеленую травку, и чтобы постоянно не стригли шерсть.

Кудряшов отредактировал мою повесть, то есть вычеркнул, заменил все слова, которые хоть чуть выпирают из стандартной литературы. Он посчитал, что знаком с редакторской работой, потому что с ним работала редактор его книги, и он всё постиг. И сам стал  так же действовать.

Бедная наша литература, если бы все действовали так же. Он уничтожил даже небольшую индивидуальность, срыв все холмики. Я не стал с ним спорить, так как это бесполезно, он, не мальчик, чтобы его переубеждать. Любой спор задевает его самолюбие, и он считает, что я много о себе воображаю. В какой-то мере, он прав. Я не профессиональный писатель, чтобы с моей манерой письма можно было считаться, поэтому он вправе учить меня и тыкать носом в погрешности, которых не так-то и много, действительных, не надуманных.

Я написал в повести, что ламбаду танцуют раскорячившись. Это действительно так. С авторским преувеличением. Ему не понравилось это слово, не литературное, с его точки зрения, и он заменил: "расставив ноги".

Пожалуй, при другом раскладе, с таким же успехом я мог бы его редактировать.
Стоит очень жаркая погода. Ни дождинки под +30. Он и Фонфора в маленьком кабинетике на четвертом этаже Руси читают поступившие на конкурс рукописи, от многих можно только плакать, читать невозможно. Но надо, и они читают. Не завидую им.

Уверен, Кудряшов так много не прочитал, как я из новой литературы. Он ещё в застойной литературе, где писали приглажено, чтобы не дразнить гусей. Вот и он старается не дразнить, чтобы считаться хорошим редактором, усидеть на теплом местечке. Это гораздо приятнее, чем каждый день ходить на завод и работать в продымленном цехе, в грохоте, а здесь почет и уважение, в цивильном костюмчике,  приятные разговоры. Но это уже во мне говорит зависть.  Человек смог хорошо устроиться. Надо ли ему завидовать, если я на это не способен?

4 съезд не вызвал особых эмоций, и интереса тоже. Затишье. Шесть кандидатов в президенты. Один из них клоун — Жириновский. Сколько голосов он наберет? Наверняка, меньше всех. Бедная Россия, коль выбирает из таких депутатов. Один не лучше другого. Со стороны коммунистов хитрый ход: выставить побольше коммунистов, чтобы растянуть голоса, и Ельцин не прошел подавляющим большинством, как в Грузии, где коммунистов ненавидят так сильно, что готовы жить при диктатуре Гамсахурдиа. Спасет ли нас эта ненависть, или наш народ не способен даже на такое чувство, как безнадежно больной при смерти, ему уже все равно, кто будет управлять после его смерти.

Жара, но до сих пор на огород и дачи МСП не дали воду. Какие-то неполадки. Рассада томатов уже цветет, но высаживать без воды невозможно.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/09/661