Глава 15. Газпром в Поляне - здесь вам не тут!

Галкин Александр Акимович
 
    В российской деловой печати общим местом стала риторика по поводу непрозрачности и неэффективности реализации крупными компаниями, контролируемыми государством, разного рода непрофильных проектов. В частности, это касается многих объектов зимней Олимпиады в Сочи-2014. Однако, на мой взгляд, в России все мало-мальски стоящее всегда возникает «не по правилам», быстро и без подготовки. Для нашей ментальности есть что-то особенно притягательное в постоянном чередовании напряжения и расслабления. Нас захватывает вызов безнадежных дел, требующих сверхусилий, именно в этом преодолении воспроизводится и подпитывается национальный характер.
     Мир вокруг также не становится определеннее. Если бы затянули с решением по зимней Олимпиаде, то разразившийся кризис 2008 года точно бы поставил жирный крест на этих планах, а так… В этой связи существенным становится вопрос о сопоставлении затрат с результатами, о периодах, на которых необходимо вести оценку, и о самом составе затрат и результатов. На мой взгляд, в постперестроечной России многие процессы невозможно оценивать динамикой годовых показателей, применимых для стационарных периодов. Тут скорее подходят сравнения с эпохой великих географических открытий, промышленных революций или переселения народов.
     Европа тысячу и две тысячи лет назад, населенная полудикими племенами язычников, живущих в густых лесах, где настоящие львы были не менее настоящими царями всего зверья. Вначале Великая, а затем Священная Римская империя не покладая рук трудилась на ниве цивилизации этого варварского края. История того периода не сохранила  успешных примеров борьбы с монополизмом за либеральные ценности или права человека. Зато мы хорошо запомнили методы присоединения новых территорий: где словом, где делом, а где огнем и мечом под прикрытием высоких монастырских стен и под лозунгами возлюбить ближнего. С течением лет страдания были осознаны, действия переосмыслены, нравы помягчели, а из кипящего котла человеческих страстей получилась современная европейская цивилизация.
   Сегодня мы имеем возможность любоваться прекрасными перспективами и кругозорами крупнейших европейских городов, включая Лондон, Париж, Вену и пр., первоначальную ландшафтную планировку которых выполнили римляне, а затем подключились христианские миссионеры. Средневековые монастыри с их высокими стенами, военными гарнизонами, запасами семян, ремесленных технологий, библиотечных фондов служили базовыми форпостами продвинутой цивилизации. Именно вокруг монастырей со временем возникали города, где множился ремесленный люд, создавая предпосылки для будущей глобализации и буржуазных отношений.
    Со временем, правда, смешение Бога и кесаря в одном папском лице трансформировало нежную заботу церкви в удушающие объятия, реакцией на которые и было все последующее - от Реформации до Просвещения. Однако для моего повествования принципиальным является именно последовательность – сначала мы сеем грядку, а затем прореживаем всходы.  Законы, обычаи, ценности, этические нормы дрейфуют во времени, подстраиваясь под текущие общественные задачи. Хорошо, когда ваши города спланированы римскими стратегами, а вам хватает ума осознать природу развития и не пользоваться во время корчевания поля правилами сборки урожая.
     Меняются этапы, а с ними меняются задачи, цели, ценности и смыслы. Когда я размышляю над ролью ОАО «Газпром» в развитии Черноморского побережья, то вспоминаю, прежде всего, тот ошеломляющий ряд первоклассных отелей, построенных им 90-е годы. «Надежда» в Кабардинке, «Молния» и «Ямал» в Небуге, «Одиссея» в Лазаревской, наконец, «Рэдиссон Лазурная» в Сочи – все это взорвало устоявшиеся стереотипы рекреационных объектов. Как это было важно для всех нас, прежде всего, жителей Кубани, увидеть своими глазами, пощупать своими руками, насладиться комфортом выверенных решений, получить лучшие образцы и эталоны.
      Возможно, это был единственный выход в ситуации, когда в стране в результате политических потрясений были ликвидированы прежние институты развития, занимавшиеся долгосрочным планированием и развитием территорий. Только у промышленных сырьевых гигантов были реальные финансовые возможности, кадровый потенциал и удовлетворительная схема управления для решения задач, не приносящих сиюминутных хозрасчетных эффектов.
     Конечно, сегодня можно и нужно ставить под сомнение целесообразность обрастания непрофильными активами крупных компаний, однако в те годы среди безбрежного моря частных «курятников» или по-военному минималистских профсоюзных санаториев это было откровением. Это было архитектурным образцом, ценовым ориентиром, примером для подражания, в общем, воплощенной новой реальностью, которая привлекает, наполняет уверенностью, создает эталоны.
    Я неспроста использовал в заголовке одну из крылатых фраз В. С. Черномырдина, часто используемую некоторыми сатириками, как образчик косноязычия. Однако живучесть его «неправильных» фраз связана, на мой взгляд, с желанием уйти от лексически правильных стереотипов, в которые было заложено утопическое деструктивное для нашей реальности содержание. Когда вы подбираетесь к истине, ваша речь начинает звучать абсурдно, но это проблема языка, не успевающего, как правило, за расширением сознания. Вырванные из конкретно-исторического контекста лозунги демократии, прав человека, «невидимой руки рынка» слишком часто в российской практике используются для создания рукотворного хаоса, в котором хотят поживиться разного рода «наперсточники», кидалы или интеллектуальные доктринеры.
      Виктор Степанович не занимался риторикой, он строил, помогал тем, кто тянет и стремится сделать жизнь своих соотечественников лучше. При его поддержке в Красной Поляне уже в 1994 году поднялись корпуса «Пик отеля» - филиала сочинской «Рэдиссон». Это был настоящий четырехзвездочный плацдарм, на который потянулась российская элита, чьи предпочтения рано или поздно всегда имеют шанс стать общественной традицией, если, конечно, материальный достаток всего общества растет.
     Кстати, об элите. Не знаю почему, но в моем изложении параллели между историей развития европейской индустрии туристических услуг и развитием Красной Поляны возникают постоянно. Взять, к примеру, Шамони – один из самых известных практически круглогодичных горнолыжных центров Франции, летом также заполненный любителями походов, гольфа и горных велосипедов.
     1860 год, горная дорога в Савойское герцогство, в долину Шамони. Карету  императора  Наполеона III несут на руках по узкой тропе, с одной стороны прижавшейся к  склону, а с другой обрывающуюся в бездонную пропасть. Королева в ужасе задернула шторки окошек, судорожно цепляется за сидения каждый раз, когда карета сильно накреняется.
   Король бледен и раздосадован. Совсем недавно он совершил блестящий политический маневр, обеспечив присоединение Ломбардии к итальянскому королевству, вырывающемуся из тесных объятий Австро-Венгерской империи. В благодарность за помощь итальянский король Виктор-Иммануил передал Франции значительные территории Савойского герцогства, в течение нескольких последних веков переходившего из рук в руки. И вот тебе награда – испытание этой жуткой дорогой.   Собственно, другого и не стоило ожидать от спорных территорий, обычный удел которых – прозябание.
     История не сохранила теплого диалога между королем и королевой во время этого путешествия, зато во всех справочниках вы найдете, что именно в том году король отдал распоряжение построить добротную дорогу.  Именно с этого момента начинается славная история долины Шамони, как прекрасного курорта.
    В 1994 году Красной Поляне тоже повезло. После строительства при финансовой поддержке «Газпрома» «Пик отеля» здесь часто стал бывать Черномырдин В. С., занимавший в те годы пост премьер-министра. Его особой любовью была езда на снегоходах, в том числе и на склонах «Альпики-сервис». Однако добраться до них было проблемой, поскольку дороги между Эстонкой и Поляной в современном понимании просто не было. Деревянный мост через Мзымту, располагавшийся сразу после слияния с Лаурой, почти ежегодно смывался горным потоком. Он представлял собой такое  жалкое зрелище, что охрана премьера категорически была против движения по нему  правительственных лимузинов, да еще с пассажирами внутри.
     Тем не менее, Виктор Степанович был частым гостем на объектах «Альпики-сервис» и в один из таких приездов распорядился включить  шестикилометровый участок дороги от Поляны через Эсто-Садок и до наших горнолыжных подъемников в Перечень федеральных дорог. Результатом этого важнейшего для всего проекта решения была не только прекрасная асфальтированная дорога, но и быстро построенный современный железобетонный мост, пересекающий Мзымту.
   Если заглянуть поглубже в историю, то можно отыскать сведения о строительстве первой дороги между Поляной и Эстонкой более ста лет назад. Она была построена для транспортировки строительных материалов, использовавшихся при возведении Царского Домика, долгое время являвшегося визитной карточкой Красной Поляны. Да что там эта дорожка! В конце ХIХ века для царя Николая Второго была построена дорога из Адлера в Красную Поляну, которой он так ни разу и не воспользовался. Однако для истории этот факт не имеет значения, главное, что для Поляны наступила новая жизнь – она соединилась с Россией. Думаю, монарх это прекрасно понимал.
    В начале этого тысячелетия Красной Поляне особенно повезло - почетная роль государственного вида спорта №1 перешла от тенниса к горным лыжам.  К радости всех любителей этого зимнего развлечения новый президент России Путин В. В. не понаслышке знает завораживающую силу эмоций стремительного спуска по горным склонам, способную вырвать нашего обывателя из традиционной зимней спячки. Европейский жизненный стандарт – делить отпуск на две части – зимнюю и летнюю, становится и российской традицией. Искреннее желание президента приобщить как можно больше соотечественников к активному отдыху привело к немедленному возобновлению строительства тоннеля сквозь Скальный участок и масштабным планам создания крупного горнолыжного центра. Время пришло.
Еще немного о «Газпроме». В январе  2008 года была пущена первая очередь «Горнолыжного центра «Газпром», именуемого в народе для краткости «Лаура». Созданный по единому плану комплекс первоклассных гостиниц, многоярусных автостоянок, подъемников и лыжных трасс практически не имеет европейских аналогов.
  Его особенность заключается в следующем. При стандартном распределении ответственности между государством и бизнесом инфраструктура создается за счет бюджета, причем линии электропередач и дороги прокладываются до отметок 1000 – 1500 метров. Туристические поселки и подъемники строят предприниматели на этих отметках, до которых лыжникам приходится добираться по горному дорожному серпантину автомобильным транспортом. Бездумное копирование этой схемы на краснополянском ландшафте привело бы к практической невозможности решения задачи быстрой доставки горнолыжников с побережья на горные склоны скоростной железной дорогой. В результате технические решения всех сегодняшних горнолыжных комплексов Поляны предусматривают подъем туристов с отметки 550 метров, т.е. с уровня самого поселка.
     Рано или поздно это приведет к ряду внутрикорпоративных бухгалтерских  проблем и конфликту интересов. Желание иметь цены на скипасы не выше европейского уровня может поставить под вопрос хозрасчетную окупаемость всех проектов, включающих значительные затраты на инфраструктуру нижнего уровня. Возможно, придется компенсировать девелоперам их дополнительные затраты, чтобы не ущемлять права акционеров, совершенно не обязанных развивать за свой счет горнолыжные комплексы. Снова мы не вмещаемся в стандартную европейскую одежду, и надо ли…