Глава 14. Горные лыжи как жизненный стиль

Галкин Александр Акимович
 
   Эта главка написана специально для «чайников» и тех, кто еще раздумывает, поддаваться ли этому модному увлечению или подождать. «Снежные барсы» и съехавшие недавно первый раз «плугом» с маленькой горки могут не читать – они уже все знают или просто чувствуют без слов.
    Говорить о горных лыжах с непосвященными – трудное занятие. Сложно выразить словами этот переживаемый калейдоскоп эмоций от ужаса до эйфории, сопровождающийся гормональными выбросами, от которых закипает кровь. Причем, если для начинающих это происходит на первом же относительно пологом склоне, то бывалые вынуждены искать новые, еще не изведанные, таящие неожиданные препятствия. Каждый новый день и каждый новый склон формируют в вашей душе радость последовательных преодолений и уверенность в успешном приобретении новых навыков. Оказывается, современному городскому жителю чрезвычайно важно вернуть то забытое детское доверие к своему телу, утраченное при малоподвижном образе жизни. В результате укрепляется психофизиологическое ощущение автономности, независимости и веры в собственные силы, которые начинают модулировать всю вашу остальную жизнь, давая энергию для преодоления, прежде всего, самого себя.
     Возможно, этим и был определен тот неожиданный даже для его инициаторов взрывной интерес к горным лыжам, произошедший в Европе во второй половине ХХ века. Для его обслуживания была создана совершенно новая индустрия, включающая все необходимые компоненты – от производства горнолыжного снаряжения до заводов канатных дорог. Справедливости ради необходимо отметить два эпохальных технических изобретения, которые позволили горнолыжному спорту выйти за рамки традиционного развлечения хорошо физически подготовленных аристократов. Это, прежде всего, металлический кант по обеим сторонам лыжи, позволяющий эффективно тормозить на горном склоне без фатального исхода  для самой, тогда еще деревянной, лыжи. Второе, это пластиковый ботинок, жестко крепящийся на лыже, фиксирующий голеностопный сустав и тем самым позволяющий легко всем корпусом делать зигзаги, контролирующие скорость в нужном направлении.
   Простота управления лыжами достигается за счет облегчения переноса веса с одного канта лыжи на другой путем использования в качестве рычага всего тела, а не только стопы. Фиксирующий лыжный ботинок также позволяет использовать альтернативную технику, где перемещается не столько тело, сколько сами лыжи. Обе техники более ста лет назад придумали норвежцы, которым надоело утюжить горный склон на лыжах, управляя длинным деревянным шестом, как известная баба на метле, однако современная индустрия сформировалась только в послевоенное время.
    В результате стало возможным превращать за одну неделю малоподвижного городского обывателя в снежного барса, уверенно бороздящего снежные склоны. Для этого, правда, потребовались еще подготовка инструкторов, создание школ и разработка программ обучения. Конечно, европейцы придумали еще множество других полезных штучек, таких как самоотстегивающие лыжные крепления, предотвращающие попытку лыж использовать вас в качестве штопора для бурения склона и тем самым сохраняющие все ваши суставы на ногах. Следует также отметить влагоотводящее термобелье, специальные многослойные ткани, незапотевающие очки, кремы от горного солнца в морозный день и многое другое. В общем, все уже придумали до нас. Однако Кавказа у них нет…
       Отдельного упоминания заслуживает также индустрия «Apres ski» (дословно с французского «после лыж»). Возможно, многие из вас наблюдали разительную перемену в поведении отдыхающих, отъезжающих от отеля на открытых «уазиках», укрепленных металлическими рамами. Джипинг – это круто, особенно когда проходишь маршрут первый раз. Как при крутом подъеме и при головокружительном спуске все сидят молча, вцепившись побелевшими пальцами в борта машины. Водитель при этом может громко вести беседу со своим напарником о вчерашнем ремонте «этой развалюхи», при этом они приходят к выводу, что тормозов, скорее всего, нет, поскольку после сборки осталось много деталей. Сознанием ты понимаешь, что это розыгрыш, пытаешься даже натужно смеяться, однако в себя приходишь только на ровном шоссе.
     В этот момент все меняется, кровь закипает от переполняющих эмоций, на место страха приходит восторг, усидеть невозможно. Девушки встают, держась за рамы, освобождаются от некоторых, ставших лишними деталей одежды, размахивают косынками, как флагами, и все громко орут какой-то набор слов, смысл которых и состоит в возможности быть произнесенными в данной ситуации. Красивое зрелище. Ты чувствуешь, что сам начинаешь улыбаться от всплывающих памятных ассоциаций.
     Бары «apres ski» как раз и занимаются безопасной утилизацией подобных биохимических выбросов, которые, безусловно, накапливаются в вас в течение дня, проведенного на склоне. Внутри бары, как правило, оборудованы так, что вы ничего не сможете сломать, даже если сильно захотите. Тяжелые дубовые скамьи, прикрученные к полу, такие же столы, предназначенные для того, чтобы танцевать на них с друзьями впятером, не снимая лыжных ботинок. Танцевать вам точно захочется, поскольку гремит такая музыка, что приходится громко кричать на ухо, чтобы что-то сказать. Крутят в основном интернациональные шлягеры, записанные на стадионах, что позволяет создать ощущение танцующего с вами земного шара. Земной шар на самом деле ничего не подозревает, поскольку окон в таких барах не делают, зато делают хорошую звукоизоляцию.
     Из напитков там часто подают коктейль под названием «Ерш», состоящий из большого стакана холодного лимонада с опущенным на дно флакончиком. Во флакончик налит ликер, а пробки нет, пузырьки лимонада быстро доставляют вам алкоголь прямо в голову. Все. Экстаз. Остановись, мгновенье, ибо то, что ты переживаешь, и называется счастьем. Катание на лыжах без «apres ski» - это как жаркая баня без ледяной купели, как свадьба без пира, как грех без покаяния. Обратимость процесса (расслабление после концентрации на склоне) часто нам нужна для ощущения завершенности, ощущения, что Я Есть, что Истина где-то рядом, возможно, внутри тебя самого. По крайней мере, после таких переживаний ты вдруг осознаешь, что истина содержится в действии, а все предшествующие раздумья, споры, чтения мудрых книг являются лишь подготовкой к правильному выбору. Так, собственно, и формируется эта потребность  в зимнем отдыхе на горном склоне, защищающая все ваше существо от «тупого выгорания» в офисе, когда бесчисленные новые вводные с утра превращаются в бессмысленную цепочку пустой суеты.