Часть 3 Вокруг проекта. Глава 13

Галкин Александр Акимович
 Первый взгляд со стороны.

Откровенно говоря, первоначально никто из участников нашего проекта о возможности проведения зимних Олимпийских игр в Красной Поляне не думал и не мечтал. Максимальной планкой для нас тогда было проведение в далекой перспективе этапа Кубка мира по горнолыжному спорту. Однако в 1994 году, уже после пуска первой очереди канатно-кресельной дороги, в поселке высадился целый десант специалистов из Белграда, принимавших участие в подготовке и проведении зимней Олимпиады 1984 года в Сараево. Они обладали принципиально другим видением развития Поляны и существенно расширили наш кругозор.
       В течение нескольких последующих месяцев усилиями компаний «Аэроинжиниринг» и «Ретур» из Белграда, а также «Энергоинвест» и «Враница» из Сараево была подготовлена «программная концепция» развития в окрестностях Красной Поляны горнолыжного центра мирового уровня на 20 лет вперед. Руководил проектом Слободан Митрович. Многие элементы этой концепции уже воплощены или воплощаются в жизнь, а некоторые сохраняют свое программное значение до сих пор и в этой связи заслуживают дальнейшего обсуждения. Это, прежде всего, касается вопросов экономической эффективности дальнейшего использования созданной инфраструктуры и возведенных сооружений для проведения зимней Олимпиады  в Сочи.
     Прежде всего, сербские специалисты отметили уникальную близость морского курорта с горнолыжным центром, что создает существенный синергетический эффект. Проблема сезонности одна из самых больных для всех средиземноморских курортов, а для нашего Черноморского побережья вообще фатальная. Именно вследствие короткого, в 2-3 месяца, летнего сезона мы имеем крайнюю дороговизну, низкое качество и серьезный недостаток капитальных сооружений в индустрии летнего отдыха и развлечений.
       Большинство крупных, построенных еще при социализме, пансионатов и санаториев продолжают быть планово-убыточными, поскольку костяк персонала необходимо содержать, а помещения отапливать всю зимнюю половину года. Можно, конечно, за счет дотаций соблазнять пенсионеров бальнеолечением в межсезонье, но надо отдавать себе отчет, что пребывание на открытом воздухе при сильных ветрах в зимнее время на нашем побережье занятие малопривлекательное. Большинство круглогодичных домов отдыха вынуждено строить закрытые переходы между корпусами, а тогда спрашивается, зачем покидать места постоянного проживания, тем более что транспортные расходы также значительны.
     Короткий летний сезон создает проблемы и для владельцев небольших частных гостиниц. Большинство вынуждено работать на стороне в межсезонье, что приводит к частому смешению жилой застройки с рекреационной и даже производственной. В результате наши приморские города зачастую проигрывают круглогодичным курортам в части комфортности пребывания и внешнего уюта.
     Значительная часть этих проблем может быть сглажена созданием сети горнолыжных центров, связанных удобными коммуникациями со всеми 150 км побережья, непосредcтвенно ограниченного с северо-востока Главным Кавказским хребтом. Снежные вершины последнего находятся в часовой доступности от побережья и по потенциальной вместимости (площади и высоты) существенно превосходят европейские Альпы, которые уже десятки лет обслуживают почти 30-миллионный поток только зимних туристов.
    Основная синергия такого подхода состоит в вовлечении в хозяйственный оборот простаивающих в зимний период ранее построенных туристических и инфраструктурных объектов стоимостью в десятки миллиардов долларов.
       Уникальность транспортной доступности снежных горных склонов и черноморских пляжей является нашим бесспорным преимуществом, уже подтвержденным существующими туристическими потоками. Как я уже отмечал, после запуска первой очереди «Альпики-сервис» мы получили непрерывный экскурсионный автобусный поток с побережья, который по объемам выручки превосходил зимний сезон. С момента пуска в 2005 году тоннеля сквозь Скальный участок начал нарастать поток лыжников, останавливающихся в многочисленных отелях Адлера, что существенно дешевле размещения в Поляне.
       Нетрудно предположить принципиально иную ситуацию, которая реализуется после запуска в эксплуатацию скоростной железной дороги Адлер – Поляна. Это, прежде всего, массовое движение отдыхающих, стремящихся провести отпуск и на  море, и в горах. Часть из них предпочтет влажной духоте субтропиков горную ночную прохладу в Поляне в сочетании с дневным посещением пляжей в Имеретинке. Другие предпочтут  провести одну морскую неделю, а вторую  - на горных пешеходных и велосипедных маршрутах.
      Настоящим откровением для нас при знакомстве с концепцией развития, подготовленной сербскими специалистами, было четкое определение решающей роли государства во всех подобных проектах. Так, например, во Франции только во время реализации Пятого пятилетнего плана развития туризма (1965-1970 гг.) было построено 44 горнолыжных центра на 68750 мест при непосредственной поддержке государства. В Сербии при строительстве центра в Каповнике государство на 100% финансировало строительство транспортной и энергетической инфраструктуры, а также на 50% участвовало в создании канатных дорог, сервисных служб и гостиниц. Стало понятно, почему мы в «Альпике-сервис» никак не можем свести концы с концами, строя канатную дорогу от уровня поселка (550 м) до высотных отметок, куда в Европе за счет государства подводят всю транспортную и энергетическую инфраструктуру.
     Очевидно, что для оценки эффективности таких крупных программ, как ныне создаваемый гигантский горный кластер, необходимо использовать глобальные, но плохо формализуемые показатели. Такие как: уровень и качество жизни, ощущение счастья, здоровый образ жизни, мобильный жизненный стиль и множество других резонов. Эти резоны трудно поддаются бухгалтерскому учету, но их прекрасно ощущает каждый приобщившийся к горнолыжному спорту.
       Уверен, что создаваемый горнолыжный центр будет иметь неплохие показатели объемов импортозамещения, поскольку миллионы наших соотечественников ежегодно оккупируют Альпийские горы. Можно также рассчитывать на встречный поток иностранных туристов, поскольку все горнолыжники подвержены «вызову новых горных вершин» и готовы забираться на край света в поисках новизны. Они, как правило, не слишком капризно относятся к сервису, но высоко ценят, например, возможность прокатиться по «пухляку»  - не укатанному ратраками склону, да еще и с высадкой вертолетом на гребень хребта.
        Выполненной сербскими специалистами «программной концепции» не повезло – время было неподходящим. В том же 1994 году было проведено ее обсуждение у главы администрации г. Сочи Н. И. Карпова. Николай Иванович смотрел на нас грустными глазами, как на безудержных оптимистов и прожектеров, поскольку текущая реальность в городе являла собой цепочку катастроф - от бюджетной до инфраструктурной.  Тем не менее,  проект «Альпика-сервис» пользовался полной его поддержкой.        Дальнейшая судьба этой концепции мне не известна, но когда времена изменились, страна начала реализовывать еще более грандиозный замысел.
        Многие сербские специалисты остались работать в сочинском регионе, и мы остаемся добрыми друзьями и партнерами. В строительстве им нет равных, например,  по качеству работы с натуральной древесиной при отделке как внутренних интерьеров, так и внешних фасадов. Сегодня мне уже понятно, почему тогда, при наших встречах в начале 90-х, после распада Югославии, они не разделяли нашего радостного возбуждения от наступивших экономических свобод – изнанка капитализма была им хорошо известна.
     Противоядие они также знали. Когда «Альпике-сервис» срочно понадобился кредит для выкупа оборудования  4-й очереди в 300 тыс. долларов, Петр Федин взял его у сербов. Просто вручили пачки под расписку, а на вопрос о залоге сказали:
 - Ты же здесь живешь, строишь. Мы тебя знаем – залога не надо.
Оборудование (комплект б/у кресельной дороги из Франции) смонтировали быстро, успели до снега. Это был лучший участок склона, находящийся уже в альпийской зоне, лишенной деревьев, а потому лыжные трасы получились широкими. Все экстремалы были в полном восторге. Когда весной Петр приехал отдавать долг с оговоренными ранее процентами, сербы проценты не взяли:
   -  Мы же не ростовщики какие-то, а проценты обозначили, чтобы ты не расслаблялся.
    Еще один урок от братьев. Вот и попробуй сформулируй его как правило или «кейс». Просто надо чувствовать, любить или, по крайней мере, исполнять то, что обещал.