1991 год. 27 февраля. Политические распри

Вячеслав Вячеславов
Вечером неожиданно Кудряшов принес корректуру сборника. Я удивился, так как обещали в ноябре пустить в продажу. Изменили название рассказа "После дембеля". Стало ублюдочное  — "Из армии". Надо же до такой степени не чувствовать язык! Поэтесса Наталья Кондакова нашла легкий хлеб, редактирует прозаиков. Я равнодушно пролистал.

—  Много сократили? — спросил Володя.

Глупый вопрос. Разве можно так бегло перелистывая и, даже не читая, определить что-то. Возможно этот вопрос от смущения. Я ни словом не возмутился изменениям, понимая, что со мной можно не считаться, я должен сказать спасибо, что меня вообще печатают, все другие выходы в печать перекрыты, не до обид.

Порасспрашивал Володю Кудряшова, который за свою книжку тиражом в 15 тысяч получил три с половиной тысячи. Он сказал:

— Ранее на Валю катил баллон из-за глупости, телефонного звонка, кто-то не так понял, а ей показалось, что я загордился после выхода книжки. А сейчас она сама предложила стать редактором вместо Гришмановского, который, по-видимому, не справился, а гонору много, и его задел высокомерный тон Вали.

— Что ею движет?
— Может, честолюбие, но только не деньги. Возможность печататься.
—  Надолго редактором? Стаж не теряется?

— Пока неизвестно.  Переводом, стаж останется ВАЗовский, без учета этой работы. В "Благовест" твоя повесть не пойдет. А после значительного сокращения политической линии пойдет в другой сборник. Вообще, такие вещи быстро устаревают, я читал и уже видел.

Я вслух согласился, не желая спорить. Это история, которую больше никто не напишет. А если и напишет, то не так, как я. Можно согласиться с недостаточным профессионализмом, но читать интересно. А это едва ли не самое главное.

Не терпится приняться за новую вещь, но нет идеи, толчка, только смутные догадки. Надо ждать, когда созреет.

Интересный пассаж. Вдруг, невзирая на события в Персидском заливе, Горбачев уехал в Белоруссию. Делает хорошую мину при плохой игре. Мол, как хотите, так и заканчивайте свою войну, а у меня своих дел много.

С каким же кислым выражением лица он слушал кричащую женщину о плохом снабжении, о плохой жизни.  Отвык от такой правды.  На вопросы женщин отвечал словами из другой пьесы, словно не слышал, о чем его спрашивали. Токует тетеревом. В зале сидят избранные, народ на улице слушает прямую трансляцию из зала, где хлопают, поддерживая обвинения против Ельцина. Но будь на его месте Ельцин, хлопали точно так же, если не сильнее. Стадо без поводыря. Горбачев спрашивает жителей гомельской деревни:

 — Вы точно знаете, что здесь жить нельзя, или не знаете?

Уж у него должна быть верная информация о радиоактивном загрязнении. Если там жить нельзя, то надо переселять, несмотря на желание некоторых остаться. Здоровье народа важнее. Уже противно его слушать. Гипноз словами продолжается. Немногие могут стряхнуть наваждение и понять, что же с ним делают:  и в хвост и в гриву.

На капиталистическом западе прожиточный минимум считается, когда глава семьи в состоянии прокормить семью из четырех человек. Многие ли у нас способны на такой подвиг? Почти весь народ за гранью бедности, а Горбачев всё призывает строить соц. общество. И ему не стыдно.

Горбачев утратил политическую инициативу. Союз заинтересован в сохранении режима Хусейна.  Пожалуй, живи Гитлер в наше время, наше правительство установило бы и с ним дружественные отношения. Чем тоталитарней режим, тем лучше для нашего правительства, рыбак рыбака…, родственные души. У нас перевернутое общество, всё наоборот, что у них лево, то у нас — право. Все боятся приближающейся диктатуры.

С первого марта начались шахтерские забастовки. Руководители всех рангов упрекают их в нагнетании обстановки, мол, экономика разбалансирована, а вы ещё сильнее ухудшаете. С больной головы на здоровую. Демагоги продолжают играть словами и держаться на гребне волны. Вся беда в том, что честные и порядочные люди не любят высовываться и воевать, отстаивать свои интересы. Зато все остальные прекрасно используют эту возможность.

28 февраля освобождение Кувейта. Решение Буша о прекращении огня.

1 марта введен 5% налог на продажу.

4 марта снова недомогание, небольшой насморк, легкое состояние депрессии и раздражительности,  нет смысла жизни, пустота и обреченность. Достаточно небольшого толчка и я могу сломаться. Кому это нужно? Я всё утешаю мыслью, что никому не нужен и никому до меня нет дела,  но я живу и этим самым кому-то мешаю. Хочется одиночества и покоя, но это слишком большая роскошь.

Новая линия тормозных цилиндров так и стоит никому ненужная. Лучше бы они закупили новую линию для барабанов, которые работают уже двадцать лет, вернее,  почти каждый месяц подвергаются ремонту. Наш завод походит на дряхлеющий организм, в котором не заменяют отжившие, разрушенные органы, но подсовывают ненужные подпорки, или ещё хуже, навешивают балласт.

Каданников успешно создает иллюзию хорошего генерального директора. Может быть, он и хороший, но наша система не даст никакому гению развернуться. Вернее, здесь нужен радикальный подход, а Каданников плоть от плоти старой системы, поэтому он и не может вырваться из заколдованного круга.

Пытаюсь сделать прогноз на предстоящий референдум. Думаю, что 55% выскажутся "за". Многие не видят заготовленной ловушки, многим всё равно, иные просто равнодушны, лишь бы день прошел.

4 марта. С американского спутника заметили оживление в Якутии на бывших сталинских концлагерях. Приводят в порядок?

В Прибалтике проведен референдум, большинство высказалось за независимость. Но у нас такого единодушия не будет, нашу нацию успели разобщить, развратить, мой прогноз — 55% за Союз, то есть подавляющее большинство. Эти цифры увидел и в "АиФ".

Встретил держателя кассы «СР», он сказал, что независимый профсоюз не хотят регистрировать, всё друг на друга кивают, не спросил, почему я не прихожу. Он тоже не знает, как голосовать 17 марта.

В Ульяновске продуктовое снабжение лучше, чем у нас. В Л-де местные власти самовольно подняли цены, чтобы не держать товары на складах, а пустить их в продажу, народ уже измучен бестоварьем, а власти всё стоят в сурплясе. Действительно, нас так легко приучить к повышенным ценам, достаточно продержать некоторое время на голодном пайке, потом и черствой корке будешь рад.

5 марта. Только сегодня газеты сообщили о новом президентском налоге на продажу на 5%. Все шлют проклятия президенту.  Мне тоже кажется, что этого он заслуживает, так как не с народа надо брать деньги, он и так нищ, а с ВПК, которому в этом году увеличили бюджет на 26 миллиардов полновесных,  а не деревянных рублей. Мало кто понимает, что здесь рубли разные, оплата для ВПК идет полностью, а не инфляционным рублем, да ещё по госценам, так что на самом деле расходы на ВПК в два раза выше, чем заявлено с высоких трибун. Вот на чем надо экономить. Зачем нам такая огромная армия, от кого защищаться?

Скрипкин обиделся, что женщины не поздравили с 23 февраля, и решил не участвовать в подготовке вечера в честь женского дня, не заказал в столовой пироги, как обычно он делает к каждому празднику. Ему пекут, потому что он председатель народного контроля.  Это злоупотребление его нисколько не волнует. Не ворует, не для себя, а для коллектива.

— А я не признаю этот день за праздник, — сказал я.

— Дорого не поздравление, а внимание. Я обиделся.

Мне не понять такую мелочность. Потому что он с ними больше связан, чем я. Снова остался вместо Харьковенко, и опять мелкие стычки с Лёвкиной, которая в штыки воспринимает мои замечания.

Её понять можно, обидно, что такой же контролер и командует, решает, где ей работать, а она там не хочет. Ее сопротивление действует на нервы, выводит из равновесия. Никто из женщин не хочет работать с ней, но и связываться не хотят, молча презирают.  А она уверена, что все несправедливо настроены против нее и все стараются сделать ей, как можно хуже. Вялотекущая шизофрения.

9 марта. Наши правители недовольны, что война в заливе закончилась победой американцев, и тем, что они заявили, что останутся на неопределенное время.  А как же иначе? Хусейн пока не свергнут, он может возродиться, как Феникс. Сейчас народ с большими потерями пытается свергнуть Саддама, а остальные, как на ринге, стоят вокруг, сложа руки, и смотрят, кто же победит? Возможно, это правильный подход со стороны американцев. Нельзя вмешиваться в чужие дела, пусть сами решают. Но мне хотелось, чтобы тирана свергли и судили, дабы другим неповадно было.

В последующие дни войска повстанцев заняли 2/3 территории, против них применен горчичный газ, но благодаря длительному хранению и русским учителям, он потерял свои свойства, и люди остались живы. Буш предупредил Саддама, что в случае применения газа, он будет вынужден вмешаться и ввести войска. Была попытка убить Саддама, но он был только ранен в руку, а покушавшихся, застрелили телохранители. Убит сын Хусейна.

Всё время приходит на ум лемминги, которые при большой численности лезут миллионами в море, и тем самым регулируют поголовье. Не заложен ли такой же механизм в человеке, заставляя его быть агрессивным, убивать себе подобных и восстанавливать равновесие в природе? Если это так, то неразумно поступают наши гуманисты, сохраняя жизнь дебилам, мол,  не гуманно. Отвлекая, тем самым, необходимые средства, для поддержания нормальной жизни нормальных людей, которые ведут нищенскую жизнь, не все ее выдерживают, 60 тысяч самоубийств, значительная доля из них погибла потому, что не в силах вести нищенский образ жизни.

Недавно напечатали цифру — у нас в стране 10 миллионов инвалидов с церебральным параличом и болезнью Дауна. Гуманно ли таким сохранять жизнь, обрекая здоровых на нищенский образ жизни? Мы этим самым подрываем свой генофонд, заставляя самых здоровых включать ген агрессии, они уничтожают друг друга, а идиоты, ведущие тихий и спокойный образ жизни, уцелеют и дадут потомство.

 С такой установкой человечество начнет вырождаться. Но, думаю, включатся защитные механизмы, человек поймет, что так нельзя жить и переменит свой образ жизни. Сейчас в подавляющем большинстве дети рождаются нежеланными, потому что не применяются предохранительные средства, а девушка думает:  Авось пронесет. Потом приобретает опыт и становится осторожной. Но другая этого не знает, и в свою очередь, учится на ошибках. Общество, и в первую очередь государство, должно быть заинтересованно в здоровом потомстве. К пониманию этого мы не скоро придем, то есть претворим в жизнь.

За дачу уже уплачено 510 рублей, и ещё придется уплатить двести. Председателя нашего дачного кооператива посадили за то, что он задавил человека на своей машине.

Мой новый костюм стоит уже на сто рублей дороже. Вовремя купили. Все товары стоят уже намного дороже, но дотаций до сих пор нет.

В Доме Кино Ельцин произнес речь, вызвавшую лавину негативных откликов у коммунистов.

"Пришла пора перейти в наступление. Либо они задушат демократов, либо мы победим".

На следующий день, в воскресенье, во многих городах прошли митинги в поддержку выступления Ельцина и с требованием отставки президента. В Верховный Совет поступило 20 килограммов телеграмм в поддержку, и лишь 300 граммов против. Но официальная инф. служба пытается создать видимость, что всё наоборот. Это ещё больше злит людей.

Я впервые пошел на митинг у кинотеатра «Сатурн». Довольно холодно, ветер -5. Оделся потеплее, и смог продержаться полтора часа. Около тысячи человек. Два офицера милиции стоят в стороне. Несколько курсантов передвигаются в толпе. Собирают подписи с требованием отзыва депутата генерала Тарасова. Шариковая ручка плохо пишет на морозе.  Много самодельных плакатов, держат перед собой развернутыми, что очень неудобно, руки затекают, устают.

— Пройдемте. — Раздается возле меня негромкий суровый голос.

Оборачиваюсь.  Это Скрипкин так шутит.  Он показывает на нашу Шикуткину, стоящую в очереди, на подпись. Половина ораторов выступали дельно и умело, другие же не понимали, что народ стоит на морозе, и это не парламентские выступления. Лишь один высказался за Союз, и то — экономический, и один сталинист выступил. На них шикали, возмущались,  единодушие было полное.

Хорошо выступил Андрианов, Даньшина, которая предложила собрать средства в поддержку забастовщикам, мол, можете собрать сейчас, пусть кто из вас и собирает. Но все понимали, что так не делается, нечестных много,  и никто не поспешил расстаться с деньгами, всё равно, что выбросить в помойку.

Митинг разрешен на два часа, и в половине второго стали принимать обращение и мы ушли.

— Пока, казаки не нагрянули, — пошутил Скрипкин.

Он так часто шутит, и я понимаю его, пытается за шуткой скрыть страх перед предстоящими репрессиями. Но он все же поставил свою подпись под отзывом, хотя потом сказал, что эти списки попадут в КГБ.

— Весь народ не пересажают, — успокоил я его.

На следующий день я всё же сказал, что больше не хочу исполнять обязанности заместителя бригадира, пусть другого найдет. Он улыбнулся, но ничего не сказал. Принял к сведению. И ладно. Мне надоело нервы трепать, выслушивать оскорбления Лёвкиной. Зачем мне это нужно? Ради чего? По своему характеру я не подхожу к такой роли.

У меня диктаторский склад характера. Если я умею подчиняться, то и другие должны так же подчиняться. Возможно, из меня был бы хороший руководитель, требовательный и строгий, но в то же время я слишком обидчив, любая несправедливость глубоко трогает и выбивает из себя. Зная это, я и не лезу в руководители, которых бьют и снизу и сверху.

В этом году ВНП упадет на 11,6%, рост промышленности на 25%, на несколько процентов с/хоз.  Положение будет ещё хуже, чем в прошлом году. Ведро картошки продают за рекордную цену — 15 рублей, и это не предел.  Многие рабочие против Союза, другим всё безразлично, не хотят даже идти на референдум.  "Время" противно смотреть.

Лёня Тененбаум так и не приходит ко мне. Я не хожу к Ямпольцу, хотя иногда, когда есть время, так и подмывает, пойти и поговорить с ним, но останавливает гордость — я ему не нужен, он никогда не приходит ко мне, а всё я лезу, навязываюсь. Конечно, это не так, он рад моим приходам, у него такой характер — обижаться на всех, и всех винить.

Нина Бузынина снова повторяет:

— Я бы всех расстреляла, так зла на всё общество. Кто-то в туалете вмазал дерьмо в ручку. Моя знакомая схватилась за ручку, не поняла и размазала повсюду.
— Не обращай внимания, как говорят, не бери в голову, — сказал я, переводя тему, которая может оказаться бесконечной.

Я в свою очередь мог рассказать, как вчера в троллейбус вошли два мальчика, один восьми, другой 11-ти лет и стали громко блеять по-козлиному и посмеиваться. Они явно ждали ругани взрослых, чтобы потом посмеиваться над их возмущением. Бедные дети, которые не знают, чем заняться, и развлекаются в меру своих умственных способностей.  Нельзя видеть только негативное, так можно и сойти с ума.

Сейчас никто не в состоянии предсказать, чем все это закончится, слишком всё непредсказуемо.

Утром -8. Днем -1. Зима была очень теплой, как и четыре ближайших года. В Кувейте горят нефтяные скважины, подожженные Ираком. Потушить очень трудно. А сколько вреда нанесет эта гарь?

14 марта. По радио и по телевидению пытаются создать впечатление, будто большинство высказываются за Союз, и не мыслят жизни без республик, где мало кто был. Это уже в крови. Пытаются внушить, мол, веками создавалось государство, а вы хотите разодрать.  А в жизни всё наоборот. Возможно, в деревнях иначе,  некоторым всё равно, лень задуматься и пойти на избирательный пункт.

Жена Володи Семенова заявила.

— В нашем отделе женщины решили голосовать за сохранение Союза.

Он психует. Весь вечер доказывал жене глупость такого решения.

Окружение делает человека. Посади человека на десять лет в камеру к уголовникам. Выйдет уголовник. Посади к пэрам. Выйдет пэр.  Можно согласиться с таким утверждением. Но не всегда и не со всеми.

В гостинице "Ленинград" 23 февраля при пожаре чуть не сгорела Марина Влади.  Погибло 15 человек, в том числе 9 пожарных. Подозревают умышленный поджог, так как черно-белые телевизоры не могли загореться. Сгорел полностью 7 и 8-ой этаж. Гостиница до сих пор не работает, не получает валюту.

Сообщили о повышении цен со второго апреля. Будем надеяться, что хоть полегче будет, надоели бешеные очереди.

Кто-то открыл мой шкаф в раздевалке и взял термос. Журналы, книги и всё остальное уцелело. Кто-то очень легко решил все свои проблемы. Я подумал:  пусть эта кража будет моим самым большим горем. Есть ли в жизни какой-то компенсатор? Говорят же, жизнь в полосочку, за горем следует радость. Потеря вознаграждается находкой. Нет, слишком просто. Жизнь сложнее, кому-то все дает, а у другого всё отнимает.

Хуже другое, после обеда в столовой возникает страшная жажда, а пить холодную воду не могу, стоит комом в желудке и долго не проходит тяжесть, а горячая вода хорошо утоляет жажду. Термосов в продаже нет, надо искать выход. Ходить со своим стаканом? Не очень удобно носиться по цеху со стаканом. Взять молочную бутылку? И пить хотя бы горячую воду, дома взял бутылку из-под кетчупа с завинчивающейся крышкой. Единственное неудобство — от кипятка может лопнуть стекло. Пока приходиться обходиться этим.

19 марта. Многие просто не пошли на референдум, в том число и Власта с Игорем. Переубедить невозможно, уверены в своем. Игорь приходит и кричит:

— Дед, иди сюда.

Я не спорю, не доказываю, что я Дед его сыну, а не ему самому. Если ума не хватает сообразить такое, то и разговаривать с ним не хочется. Благо, редко вижу, к ним не хожу.

Похоже, что именно Алкснис так сильно напугал Горбачева, заявив, что дает ему месяц на исправление положения. Горбачев исправился гораздо быстрее, ввел войска в Литву и начал сворачивать курс на демократизацию. Шеварднадзе прав, за спиной Горбачева стоят более крупные фигуры, у которых реальная власть — армия и КГБ.

Мы, народ, пока ещё не понимаем, к чему это приведет, точно так же не понимали, делая революцию.

В десять утра пошли голосовать. Людей очень мало, тихо, музыка не играет, как бывало раньше, когда из выборов делали всенародный праздник. Примерно по Союзу голосовало 70%.

Большинство высказалось за Союз, этого и следовало ожидать. Свою ошибку люди поймут, когда начнется голод.

Горбачев до этого утверждал, что весь народ высказывается за социалистический курс развития. Сейчас же он получил чувствительный удар. И, как передают чужие голоса, он уже высказался за предоставление независимости республикам, наши газеты об этом пока молчат, он так же признал, что делал ошибки.

Свердловск — единственный город, который не набрал 50% за Союз. Киев, Л-д и Москва незначительным перевесом в тысячу голосов перевалили за 50%.

Чтобы нейтрализовать тысячи подписей об отзыве депутата Тарасова, администрация нашего завода устроила свою встречу с ним, куда был приглашен сталинист Иванов, и попросили извинения за недружелюбный прием на встрече с рабочими, и вынесли резолюцию, одобряющую деятельность генерала от имени ИТР и всего коллектива рабочих ВАЗа.  В руки генерала дали крупный козырь, прикрывающий его и защищающий от отзыва.

Скоро съезд России, где коммунисты пойдут в решительный бой против Ельцина, с требованием его отставки. Похоже, будет большая драка, если только депутаты не обленились, и им наплевать, что будет с Россией, свою жизнь они устроили хорошо.

Все года сов. власти боялись напечатать дневники Николая II. Чтобы не уронить достоинство царственной особы, чтобы народ увидел, что он не зверь, а обыкновенный, заурядный человек, такого не имело смысла убивать.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/09/520