Банда Черная кошка

Александр Козлик
   Была ли в действительности  банда «Черная кошка» или нет? Или это собирательный образ, который был показан в фильме «Место встречи изменить нельзя». После войны банд было много, и называли они себя по-разному, в том числе и «Черной кошкой».
   Одна из таких банд действовала в Одессе. Возглавлял ее матерый преступник Николай Марущак, в ее состав входило 19 человек.  За короткий  период времени они совершили около 20 убийств, в основном, сотрудников государственной безопасности.   Прятались они в катакомбах, откуда совершали налеты на магазины и сберкассы. Попался один из членов банды на продаже вещей и указал, где прячутся остальные. Брали пещеру штурмом, даже не пытались взять их живыми, т.к. они оказали отчаянное  сопротивление. Главарь банды, будучи тяжело раненным, раскусил ампулу с ядом.
   Другая банда действовала в Москве в течение трех лет. Началось все с убийства 1 февраля 1950 года  старшего оперуполномоченного А.Кочкина.  Он, вместе с участковым  В.Филиным, пытались задержать  троих подозрительных личностей в районе Химки, у продуктового магазина.  На требования предъявить документы, один из них выхватил пистолет и стал стрелять.  Кочкин был убит на месте. Пока Филин вытаскивал пистолет, преступники убежали. Это случилась в преддверии выборов в Верховный Совет СССР и убийство сотрудника МГБ, было чрезвычайным происшествием. В газетах ничего не было опубликовано и от общественности постарались все скрыть, но слухи по Москве поползли.
  26 марта 1950 года члены этой банды  вошли в промтоварный магазин Тимирязевского района. С оружием в руках загнали покупателей и продавцов в подсобное помещение, заперли их там и скрылись, завладев 63 тысячами рублей.
  Осенью  1950 года совершили налет на промтоварный магазин  пароходства имени Москвы. А через три недели  налет на магазин на улице Кутузовская Слобода. Затем затихли.
  Вновь банда начала действовать  в марте 1951 года: пытались совершить ограбление в пивном баре «Голубой Дунай».  Это увидел младший лейтенант  милиции Михаил Бирюков, попытался вмешаться, но был убит. Поднялась паника, и преступники вынуждены были скрыться, без улова.  А через несколько дней, 27 марта 1951 года они же совершили разбойное нападение  в магазине Кунцевского торга, при этом застрелили директора магазина, который оказал отчаянное сопротивление.
  Совершение  один за другим несколько разбойных нападений, вызвало  пристальное внимание к работе МГБ со стороны партийных органов.  Два начальника отделения милиции, где были совершены преступления, были арестованы. Принимаемые меры не
давали конкретного результата, но на  некоторый период времени  банда прекратила нападения.
   В августе 1952 года банда в составе  трех человек ворвалась в чайную на станции Снегири. Сторож Краев, пытался оказать сопротивление, был застрелен. Банда завладела  4 тысячами рублей. Через месяц, они же зашли в торговую палатку «Пиво-воды» на платформе «Ленинградская», и потребовали у кассирши деньги. Пытались вмешаться  двое посетителей, но были застрелены.
  1 ноября  1952 года  четверо участников совершили налет на Тимирязевский магазин. Посетителей уложили на пол и завладели 24 тысячами рублей. Когда вышли, наткнулись на сотрудника милиции, которого застрелили.
  В январе 1953 года совершили нападение на сберкассу, захватили 30 тысяч рублей. Но одна из кассирш успела нажать тревожную кнопку. И тут раздался телефонный звонок. Один из нападавших поднял трубку и вопрос дежурного милиции: «Это сберкасса». Ответил: «Нет, стадион». Эта фраза и подтолкнула оперативников к раскрытию преступления. Обратили внимание, что все нападения осуществлялись вблизи стадионов. Стали проверять спортсменов и тут попал в поле зрения оперативников  некий Лукин. Стали устанавливать его окружение. Лукин, хоккеист заводской команды Красногорского завода. Его приятели с этого же завода Григорьев и Коровин. С ними общается Иван Митин, с  авиационного завода, гравер Самарин и его друг Агафонов.
  Так началось раскрытие  всех преступлений совершенных этой бандой. Во главе стоял  молодой рабочий, с отличной репутацией, Иван Митин. Да и все остальные члены банды, были на хорошем счету, работали, ни в чем плохом замечены не были,  По делу  арестовали  11 членов банды, один из них уже учился  в авиационном училище.  Никто не предполагал, что преступников надо искать в рабочей среде. Митин признал все совершенные преступления, за исключением террора против советской власти.
  А «черная кошка» оказалась мальчишеской шалостью.  Мальчишки невзлюбили своего соседа по дому, директора торга. Стали рисовать у него на дверях черную кошку. Припугнуть его хотели. Пошли слухи по городу и это подхватили настоящие преступники и также стали рисовать на дверях своих жертв – черную кошку, чтобы боялись.