Октавий Уинслоу. Святость- плод наказующей любви

Инквизитор Эйзенхорн 2
СВЯТОСТЬ, ПЛОД НАКАЗУЮЩЕЙ ЛЮБВИ
Октавий Уинслоу (1855)
http://www.gracegems.org/WINSLOW/Holiness, the Fruit of the Chastening of Love.htm

Наши отцы наказывали нас на некоторое время, считая, что так лучше, но Бог наказывает для нашего блага, чтобы нам иметь участие в святости Его
Евр.12.10 KJV
Не будет преувеличением сказать, что величайшая из всех скорбей - это несчастье потерянных. Скорби посылаются всем рабам Божиим, и все же они могут не исполнять миссию любви в опыте души, не быть голубем с неба, оливковой ветвью мира, ключом к сени рая, ибо двери сердца могут быть закрыты для всего, что взращивает в нас познание Бога и готовность к небу, и однажды такая возможность будет потеряна и больше не вернется. Повторю: это не преувеличение - что  величайшая из всех скорбей постигает потерянных.
Мы уже говорили о том, что наказание верующих вытекает из глубокой, неизменной любви Божией, и теперь хотим упомянуть некоторые из великих благословений, которые наш Небесный Отец уделяет нам таким образом. Рассуждения апостола ясны и его аргументы убедительны: "Наши отцы наказывали нас на некоторое время считая, что так лучше, но Бог наказывает для нашего блага, чтобы нам иметь участие в святости Его". Говоря об этом, мы приведем некоторые наблюдения над святостью Бога, а затем сможем показать, в каком смысле все истинные верующие причастны Божественной святости, и почему она в особенной мере вытекает из освященного наказания.
Святость является важнейшим совершенством Бога. Это неотъемлемая часть Его существа. Представить себе Бога бесконечным в сущности и величии, всемогущим во власти, вечным и мудрым в Своем совете, но лишенным бесконечной святости и чистоты - значит представить существо, не имеющее никакой меры морального зла, вообразить бесконечного монстра! Мы можем представить бесконечную и вечную силу и мудрость, и все же нам не будет хватать в этом совершенства, которое укрепляет и украшает все остальное и которое делает Бога действительно Тем, Кем Слово открывает Его - Богом любви.  Отрицание Его бытия не было бы преступлением столь страшным и несущим такую тяжкую вину, как отрицание Его святости. Тот, кто отказывается признать, что Бог свят безукоризненно, дышит более потрясающей клеветой против Бога, чем атеист, который, стоя против тысяч подавляющих своей силой доказательств Его бытия, продолжает нечестиво заявлять, что Его нет.
Но как богаты и сильны доказательства и развертывание в Писании Божией святости! Одного или двух из них достаточно. Самое возвышенное и убедительное из них произнесено устами херувимов: "И взывали они друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его... И зал наполнился дымом". Неужели нет других Божественных совершенств, которое они, возможно, таким образом превозносят? Да, Иегова бесконечно мудр, бесконечно могуч и бесконечно добр, но Его святость превышает все это, и они возвышают голос:   Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Так они являют свое поклонение Святому Триединому Богу.
  Опять же, "Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду". Почему Бог не клянется Своей правдивостью, Своей мудрости, или Своей властью? Потому что Он намеревался принести великую истину в дом Давида, и с целью придания этой истине Своей наибольшей силы, торжества и красоты Он клянется святостью Своею. Он как бы говорит: святость есть Мое главное совершенство, Мой величайший атрибут, и ею Я клянусь, что исполню слово Свое и не солгу Давиду. Ибо как люди клянутся высшим для них, так Сам Бог клянется святостью Своею,  Его самым большим совершенством и высшей славой. О вы, святые Всевышнего, обуреваемые сомнениями и окутанные тьмой провидения, вы спрашиваете порой: сделал ли Бог такое обетование, на котором может покоиться моя душа? Взгляните же на эту великую истину: Бог клянется святостью Своею что Он не будет лгать, и у вас есть поощрение верить в Бога, довериться Его слову, и смириться, отдав все свои интересы в Его отеческие и верные, хотя и наказующие руки. Этой торжественной клятвой Он связал Себя, чтобы делать нам благое, и все Писание полно Его драгоценных обетований.
Взглянем еще на один момент этой темы. Святость есть образ, который Бог передает от Себя к обновленной твари. В возрождении души человека Бог опирается на Свой собственный моральный образ. А что есть Его образ, который Он передает славным и нетленным обновленному уму? Это его мудрость? Нет! Это его правда? Нет! Это его любовь? Нет! Это Его святость! Как если бы Он говорил: Я напечатлею Свой образ на обновленном человеке, и это будет Моя слава и красота, Мое величайшее совершенство, и Я сделаю его святым творением, как Я свят. Как поразительно Святой Дух принес эту истину: "Облекитесь в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины". Эта истина достойна нашего глубочайшего исследования. Обновленная душа уподобляется Богу прежде всего в святости. Пусть Господь Духом напишет эту истину глубоко в нашем сердце!
Но как Бог явил Свою святость? Он не только явил ее как факт в Своем Слове, но Он демонстрирует Свое совершенство по-разному.  Наиболее явное и ужасающее явление Его святости - это Крест Его Сына Иисуса Христа. Это искупление, которое Он замыслил и совершил; взгляните на это самое потрясающее из дел Божьих, и где вы найдете такое же явление святости, как Крест Воплощенного Бога? Ни чаша осуждения, которая когда-либо была пролита или еще прольется на нечестивых, ни окончательное возмездие Бога ангелам, не сохранившим своего достоинства, ни все горе и страдания осужденных в аду не дадут никакого адекватногопредставления  о святости Бога,  сравнимого со смертью Его собственного возлюбленного Сына. Там висел святой, безупречный Агнец Божий! Он никогда не грешил, в Нем никогда не было малейшей враждебности воле Его Отца, Он всегда делал то, что было угодно Ему, Он никогда не имел ни одной мысли, Ему противной, и все же Он испил до конца эту изнурительную чашу Божественного гнева; Его человеческая душа подпала под удар Божественной справедливости и Его безгрешное тело было избито, изранено и убито.
И что мы узнаем из этого зрелища, как не то, что Бог настолько праведен и свят, что Он не мог пройти мимо беззакония Церкви, но Он наказал его с всей строгостью в лице Своего Поручителя? И каково же было совершенство Бога, созерцание Которого в час агонии поддержало Его?  Пророческими словами Он говорит нам: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?"."ПочемуТы так далек от Меня   и от слов вопля Моего? Я плакал весь день, и Ты не слышал, и в эту ночь, и нет Мне успокоения, но Ты свят".  Это была истина, которая дала покой Его взволнованной душе под сокрушительным натиском. Он видел в Своей святой душе, как свят Бог в Своем мщении за грехи Своего народа, и Он склонил голову в кротком молчаливом согласии с Его волей.
Ад полон Божественной святости, святости Его справедливости, в ее самом славном и ужасаюшем выражении. Как страшно потерянным узнать эту истину! Необращенный читатель, загляните в бездну и знайте, что, возможно, лишь один шаг, и вы там! Вы идете к концу, и вы уйдете! Подумайте серьезно, что есть лишь шаг между вами и неутолимым пламенем, бесконечным мучением! На протяжении всей вечности каждая потерянная душа будет свидетельствовать об этой истине: Бог свят, я был грешником, я отверг Его спасение, я повернулся спиной к Его Евангелию, я презрел Его Сына, я возненавидел сам себя, когда жил в грехах, они мне нравились, и я умер во грехе и теперь потерян на всю вечность, и  Бог праведен в моем осуждении!
Но есть и более приятный для нас предмет созерцания, а именно: все истинно верующие в Иисуса причастны Божественной святости. В Боге есть святость, которая не может быть передана никакой твари. Мы имеем в виду Его необходимую святость. Совершенно невозможно, чтобы любое творение было причастно ей. Но есть Божия святость, которая передается Его святым. Творение изначально было свято. Оно утеряло святость с падением первого адама, и теперь восстанавливает ее через союз со Вторым Адамом, в "новом человеке, созданном по Богу в святости и праведности истины". Сравните это с другим стихом: "Им дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества". Таким образом, в возрождении души, мы не становимся причастниками Божественной неизменности, ни Божественной мудрости, ни Божественной силы, но Божественной святости. Мы "обновляемся духом ума нашего", будучи рождены свыше от Духа Святого, и имея в себе зародыш нетленной святости, внедренный в душе.
Внедрение истины в сердце также усваивает верующего  Божественной святости. Истина Божья должна быть от своего источника и по своей природе свята. Злоупотребление или извращение истины никак не может повлиять на характер и чистоту святости этой истины. Истина может отвергаться, ихвращаться заинтересованными в этом людьми, но она остается Божественной и святой, прекрасным инструментом у Бога для освящения Его избранных: "Освяти их истиной Твоею". Чтобы быть причастником Божией истины, надо быть причастником Его святости.
Мы не должны опускать здесь обитание Духа Святого в верующем. Именно за счет этого он становится в самом высоком и торжественномм смысле "причастником Божией святости». Конечно, ни один ангел на небесах не причастен этой святости так, как люди, пребывающие в благодати и присутствии Святого Духа, Третьего Лица Пресвятой Троицы! Он имеет Божественную природу и внедряет в нас святой принцип, приближающий нас к Божией святости и роднящий с ней.
Остановившись, таким образом, кратко на этой теме, мы уже готовы лучше рассмотреть главное для нас - содействие святости верующего посредством Божественного наказания. Он наказывает нас "для нашей пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его". Было бы неверно полагать, что наказания нашего небесного Отца сами по себе приятны и желательны. Они никогда не больше, чем терапия врача или ланцет хирурга. Но как в одном случае, так и в других, мы судим о лекарстве по его лечебным свойствам; мы забываем горечь лекарства благодаря его результатам по исправлению положения. Так же и с медициной души: наши страдания посланы и освящены Богом. Как бы горьки и болезненны ни были наши отношения с Ним, единственный вопрос для нас - что является причиной и что замыслом Отца в этом деле? Ответ прост: это наше глубокое освящение.
Это позволяет нам, во-первых, глубже познать святость Самого Бога. Освященное наказание имеет к этому особую тенденцию. Предположим, что наше чувство святости Бога прежде было по существу неполноценно, несостоятельно, поверхностно и несерьезно. Мы могли признавать эту истину, могли говорить о ней другим, признавать ее в молитве пред Богом,   но все же была некая неопределенность и расплывчатость наших представлений о ней, которая оставляла наше сердце холодным, а наще хождение неустойчивым. Имея же теперь фактический, сердечный опыт этой истины, мы знаем, что во всех наших делах мы имели дело со святым, испытующим сердца Богом, и мы переходим тогда к совсем другому и новому этапу нашего странствия, и другому, более глубокому уроку, который мы выучили в школе Христовой. Это истина, о которой Неемия учил: "Ты свят во всем, что навел на нас, потому что Ты сделал все правильно, а мы виновны". О благословенная истина! Не думайте, что мы говорим бесчувственно, когда мы говорим так, это стоило нам большой дисциплины, но она потребовалась, чтобы глубоко выучить урок Божьей святости.
Одна из наиболее серьезных причин наших уклонений от Господа коренится в сырых и поверхностных взглядах, которые мы принимаем на характер Бога, как Бога бесконечной чистоты. И эту истину Его люди должны постичь не из проповедей, не из книг, не с чужих слов или теорий, но в школе любви и наказания, на личном опыте. И таким образом мы видим ближе и четче это Божественное совершенство, и изменяемся ко все большему совершенству в тот же моральный облик. Это  "для нашей пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его".
"Жезл завета» есть замечательная сила раскрытия. Когда он открывает нам скрытое зло нашей природы, мы становимся более святыми. Тяжесть ран очищает от этого зла. Давид на многие годы отошел от Бога, пока Натан, которого он призвал, не рассказал ему о его грехе и не возвестил Божественное прощение. Тогда кающийся царь преклонил колени и излил из глубины своей души мучительный 50-й Псалом - часть Божьего Слова, по которой мы не можем  учиться слишком часто. "Помню грех мой" - вот возглас наказанного страдальца. Вот что привело его к Божию исправлению, и он узнал Бога после долгого забвения, когда началось его очищение от этого зла, или, иными словами, освящение его души. "Почему Ты вступаешь в суд со мною?".
 Повиновение Божественной воле - большой шаг вперед в святости, и это главным образом и действенно достигается через освященное наказание. В процветании - насколько мы полны самодостаточности! Когда Господь спрашивает наше послушание, мы оправдываемся. Но когда Он посылает Свой жезл и с ним благодать Святого Духа,  мы узнаем, в чем состоит истинное послушание. Именно в этой школе наш благословенный Господь учился Сам: "Хотя Он и Сын, однако через страдания навык послушанию". Он научился подчиняться в страданиях, чтобы ввести Свою волю в полное подчинение воле Отца. Дети Божии - это те, кто под Его розгой приводятся в узы завета. О, каким высоким достижением христианина  является подчинение воле Божией! Это самая благородная добродетель, вообще достижимая на земле!
Когда наш Господь учил Своих учеников просить Отца о распространении святости, Он воплотил ходатайство в Своих словах: "Да будет воля Твоя на земле, как на небе». Всеобщая и полная святость небес исходит из всеобщего и полного совершенства, в котором воля Божия осуществляется среди ангелов и прославленных духов. По мере того как Божественная воля будет преобладать на земле, святость будет царствовать. Какой прекрасной была бы земля, каким блаженными мир, если бы воле Божией следовала вся тварь! На новой земле, где будет обитать праведность, так оно и будет. Изначальная гармония падшей вселенной будет восстановлена, первозданная красота возродится, и Бог в лице Сына Своего будет снова царствовать над людьми, которые вновь станут образом Его.
Приблизиться к Божией воле значит сродниться с Его святостью. Бог всегда есть Бог, и как Бог Он определяет правила, которые должны регулировать все поведение и все стремления Его детей. Когда сердце приходит в это состояние, страдающий верующий становится на скалу, которая выше, чем он. Это весь его мир и самообладание, потому что все это покорность воле Божией. Господь царствует: вот истина, которая, даже произносимая нежным шепотом, успокаивает бури и волны. В своей заботе о том, чтобы воля Божия была исполнена, наказанная душа испытывает глубокое дыхание святости и горячее желание ее достижения, и она достигает ее. Благословенно наказание людви, которое в горечи и боли производит цветы и плоды для небес! Нет в раю Божием более богатого плода, чем святость. И в опыте наказанных верующих, истекающих кровью под жезлом Отца небесного, могут быть получены такие победы над грехом, такое очищение сердца, такая кротость духа, такая дисциплина воли и такое соответствие Христу, которые делают нас причастниками святости Божией.
Но как мы будем перечислять все благословения, которые приходят в результате наказания любви? Мы могли бы сказать, как оживает молитва, как бывает унижена гордость, как возрастает благость, как формируется характер, как взращиваются размышление и уединение как Христос вселяется в нас, и как прославляется Бог. Вспомним, что у ковчега завета расцвел жезл Ааронов. Наш славный завет благодати тоже имеет жезл, и драгоценно то многообразие плодов, которое он несет. Но в этом древнем ковчеге был также сосуд с манной. Милость и суд, горькое и сладкое, свет и тени смешаны в отношениях завета Бога с Его народом. Жезл и сосуд с манной всегда рядом. Если одно горько, другое сладко. Бог никогда не пошлет жезла без сопровождения манны. Иисус явлен в слове и духе, в сладком сочувствии Его природы, в нежности Его сердца, как Брат, явившийся во время несчастья, и эта манна возвышает и укрепляет верующего, попавшего под жезл Божий в завете. Так, если скорби огорчают нас, их плоды несут благо.
В истории еврейской Церкви есть еще один прообраз, прекрасно иллюстрирующий отношение Бога к наказанному христианину. Я имею в виду столп, под которым Церковь шла в своем странствии в пустыне. Ночью это был огненный столп, а днем это был столп облачный. Самая темная ночь плача, которая может охватить дитя Божие, имеет яркий свет Его обетования и руководства. И в самом глубоком и ярком опыте христианина Божия безошибочная мудрость и бесконечная любовь устраивает некий суд, который позволяет сохранить нужное равновесие души. Однажды было замечено, что "как бы хорошо ни было детям Божьим, у них всегда есть повод для плача, но как бы плохо им ни было, у них всегда остается некое утешение".
Есть две части слова Божьего, которые подтверждают ведущий принцип, изложенный в этой главе, и хотя они, вероятно, знакомы христианскому читателю, я рискну еще раз напомнить их, чтобы привлечь его внимание. Это великая истина о святости как плоде Божественного наказания. "Сядет переплавлять и очищать серебро, и он очистит сынов Левия как золото и серебро, чтобы приносили Господу приношение в праведности". Он "удалит примесь из серебра и сделает чистым елей". Отметим великую и славную цель этого  праведного дела - сформировать и подготовить "сосуд чести, пригодный для Господа". О благословенный результат! О чудесный огонь в печи Божией!  Мало того, что "Бог прославлен в этом огне", но верующий освящается.
Вы когда-нибудь наблюдали за работой скульптора-орнаменталиста? Вынув заготовку из формы, он умело и красиво обрабатывает ее, а затем наносит орнамент, добиваясь с помощью кисти желаемой окраски и самых разнообразных оттенков. Но работа еще не закончена. Нужно зафиксировать форму, закрепить цвета и соединить все в одно целое. Каким образом? Обжигая изделие на огне. Только огонь завершает работу. Так обстоит дело с душой, наказываемой для того, чтобы стать сосудом для дворца Царя вечности, способным вызвать удивление и восторг у Бога и святых. Бог бросает ее в Свою форму, созидая по образу Сына Своего,  но она должна еще пройти через горнило страдания, чтобы достичь полноты и вечности. Будем же спокойны в руках Божественного Скульптора, и будем просить Его не оставлять нас в покое, пока святое дело не будет сделано. Бог может умерить и смягчить боль, но Он никогда, ни на миг не отказывается от Своего замысла, и как велика будет ваша потеря, если вы потеряете освященную скорбь!
О, мы могли бы иметь более четкое видение веры, чтобы видеть причину и замысел Божий в нашем наказании, и тогда наш ропот стихнет, и болезненное лечение Отца не принесет ненужных соблазнов. Перо Давида никогда не писало слаще, чем будучи омочено в чернилах бедствий, и никогда его арфа не издавала мелодий богаче и прекраснее, чем тогда, когда дыхание печали охватывало ее струны. Таково единое свидетельство святых Божиих всех веков. "Это хорошо для меня, что я пострадал, ибо прежде страдания моего я заблуждался, но теперь я храню закон Твой".
Научитесь же видеть руку и сердце Отца во всякой скорби. Это не мстительный враг наказывает вас, но любящий Друг, не бесчувственный незнакомец, но нежный Отец,   Который, хотя Он может бросить вас в прах, никогда не оставит вас Своей любовью. Глава нашего спасения Сам стал совершенным через страдания, чтобы возвысить Свой народ через каждую освященную скорбь, посланную ему. Вы находитесь на пути к обители, данной вас Спасителем, в Царство, дарованное вам Богом. Путь недалек, и время быстротечно, и хотя крест тяжел и дорога мучительна, не так много времени вам придется нести его. Пусть же каждый ваш вздох сопровождает радостное биение сердца, видящего эту перспективу! "Он не всегда будет упрекать и не всегда гневаться". Ветер не всегда будет стонать, а вода - бурлить, тяжелые облака не всегда будут застилать небо, закрывая тьмой солнечные лучи. Любовь вашего Отца не всегда будет обращаться к вам неясно и глухо, и Спаситель не будет вечно скрываться за стеной. Этот ветер будет еще дышать музыкой; эта вода искристо заиграет; солнце вырвется из-за туч. и любовь Отца обернется к вам, и ваш Спаситель явит Себя без покрывала.
Задумчивое дитя скорбей! Усталый странник среди горя! Ты, робкий, но молитвенный, сомневающийся, но надеющийся, виновный, но кающийся - положи руку на голову великой Жертвы , посмотри ввысь со слезой, признай свой грех и умоляй в вере об окропляющей Крови! Радуйся, что это болезненное испытание для души - лишь подготовка Духом к горней обители, где дни твоей скорби окончатся. Ты можешь нести крест до конца пути, твои слезы могут продолжаться даже до врат небес, но однажды это закончится, и последние горькие падения сменятся счастьем навсегда! "Поэтому Господь медлит, что он может помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все те, кто ждут Его". Действительно мы можем воскликнуть: "Блажен человек, которого Ты наказал, Господи, и научил его от закона Твоего!"."Он наказывает нас для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его".

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn