Портреты. Кальтенбруннер. Мемуары Шелленберга

Татьяна Гармаш
Занимательные портреты. Кальтенбруннер. Мемуары Вальтера Шелленберга.

После гибели Гейдриха на пост начальника службы безопасности рейха был назначен обергруппенфюрер Эрнст Кальтенбруннер.

***

"Если бы от меня зависело, то на этот пост назначили бы любого, но только не Кальтенбруннера, на которого пал выбор Гитлера. Последний был убеждён, что его соотечественник - Кальтенбруннер был австрийцем - обладает всеми необходимыми для такой работы данными, в числе которых совершеннейшее послушание и лояльность к фюреру играли немаловажную роль.

Кальтенбруннер ростом был с гиганта. Медлительный в движениях, он казался настоящим лесорубом, а его квадратный, тяжёлый подбородок, свидетельствовавший о характере, толстая шея, сливавшаяся с затылком, усиливали впечатление неотёсанной грубости и вульгарности. Маленькие, сверлящие карие глазки производили весьма неприятное впечатление. Подобно гадюке, преследующей жертву, он имел обыкновение сверлить собеседника взглядом. Пока он говорил, его деревянное лицо всегда оставалось совершенно безучастным. Обычно выждав несколько секунд, он хлопал рукой по столу и начинал говорить.

Когда я смотрел на его руки, мне всегда казалось, будто я смотрю на лапы гориллы: пальцы его были жёлтыми, так как Кальтенбруннер выкуривал до сотни сигарет в день.

По-настоящему с ним я столкнулся впервые в январе 1943 года, и он сразу вызвал во мне отвращение. У него были очень плохие зубы, несколько передних зубов отсутствовало, что делало его речь крайне неразборчивой - во всяком случае, я с большим трудом понимал его сильный австрийский акцент. Гиммлер также находил этот дефект неприятным, и вскоре приказал ему отправиться к зубному врачу.

С Кальтенбруннером мне приходилось встречаться во время аншлюса в Вене, но тогда он на меня не произвёл впечатления. Я пытался, чтобы на наших взаимоотношениях не сказывались личные чувства, но вскоре это оказалось невозможным. Очевидно, он ко мне питал такую же антипатию, которая в конце концов привела к полному разрыву.

На это особенно повлияло моё стремление отделить секретную службу от имперской службы безопасности, о чём он знал. К тому же неприязнь усиливалась тем, что я являлся единственным начальником отделения подведомственной ему службы, который имел прямой доступ к Гиммлеру, что последний дал ему ясно понять. С другой стороны, Гиммлер разрешал Кальтенбруннеру вникать в дела работы зарубежного отдела секретной службы и заставил его, таким образом, довольно активно заниматься работой моего отдела. Моё право непосредственного доступа к Гиммлеру являлось для Кальтенбруннера самым болезненным шипом в сердце, а моё умеренное потребление никотина и алкоголя - второй занозой, приводившей его в бешенство.

Чем острее становилась к концу войны обстановка, тем больше Кальтенбруннер пил. Его можно было застать в одиннадцать часов утра сидящим в кабинете с застывшим взглядом. С весёлостью, присущей алкоголикам, он извлекал из-под стола бутылку и наливал мне стакан шампанского или брэнди. Если он слишком настаивал, я, чтобы успокоить его, отпивал глоток-другой вина, а остальное выливал на ковёр... Обычно это оставалось незамеченным, но однажды, когда он увидел мои манипуляции, у него от негодования вздулись на лице вены и казалось, вот-вот его хватит удар..."

***

Источник: Вальтер Шелленберг "Секретная служба Гитлера".
Мемуары начальника управления шпионажа и диверсий службы безопасности СД.
Издательство - Киев 1991г.

***

"Вальтер Шелленберг был энциклопедически образованным человеком. После иезуитского колледжа он окончил университет и, став бакалавром искусствоведения, продолжал совершенствоваться в японском языке, изучал английский, французский и русский. Шелленберг сделал головокружительную карьеру - в тридцать лет возглавил германскую политическую разведку, стал генералом СС (самым молодым в рейхе!)... Оказалось, мой герой был человеком весёлым, элегантно одевался, хорошо разбирался в музыке, живописи, антиквариате. Я и пытался показать его молодым, артистичным, постоянно склонным к иронии - по отношению к коллегам, самому себе и даже - начальству...
Рад, что читатели наконец-то получат возможность прочесть мемуары этого незаурядного человека".

Олег Табаков (сыгравший роль Вальтера Шелленберга в телесериале "Семнадцать мгновений весны").


На фото: фрагмент фильма "Семнадцать мгновений весны".

***

Продолжение мемуаров Вальтера Шелленберга http://proza.ru/2014/05/17/249

***