Байки туристские. Вуокса - Ладога

Владимир Репин
Дело было на рубеже 70-х,  во время десятидневки по Вуоксе. Вела нашу группу заведующая аспирантурой Горного института, и пощады ждать не приходилось.
С таким инструктором мы просто обязаны были насладиться всеми красотами и достопримечательностями Вуоксы! Поскольку дождь в 40 дней - только для древних иудеев Потоп, а для ленинградцев - погода вполне привычная, к тому же слегка наполнившая пересыхающую Беличью протоку между Балаханом и верхней Вуоксой, она решила показать нам первозданную природу Карельского перешейка во всей ее красе.

 И впрямь интересно посмотреть Беличью, тогда почти не тронутую туристами: дорог в тех краях нет, а в межень там и на байдарке не пройти - все брюхо порвешь. Грибы отборные стоят по берегу стадами - но не до них: девчата бредут по берегу с рюкзаками, парни по щиколотку в воде приподнимают лодку из воды и бросают ее вперед. Деревянная "сигара" скользит по воде метров пять, пока не ложится брюхом на дно. Подход, подъем, бросок... И так - метров сто. Потом глубина повышается до полуметра, туристы с рюкзаками забираются в лодку, двести метров на веслах... скрип песка и камней под днищем. Стоп! Выгрузка, и опять лодка идет вперед на руках.

К обеду изрядно выдохлись, встали в какой-то низинке между холмами. Старое, проросшее тонкой травой кострище на песке, несколько гильз, проржавевший ящик от мин. С войны еще кострище, что ли? Бродили бы здесь туристы регулярнее - давно бы растащили это военное барахло на сувениры. И расположено удачно - холмом прикрыто с севера, от финнов...
Поели - и снова вперед. Вышли на плес верхней Вуоксы. Надо бы вперед, но перевернули лодки... мама рОдная! Днища - белые до чистого дерева, задиры ежом торчат. День стояли, смолили лодки, благо смола в запасе была. Девушки грибов собрали, супчик изобразили - половник стоит! Компотик сварили малиново-черничный...

Назавтра проскочили Вуоксу, вышли на на озеро с красивым названием Матильда (по картам скучнее - Сенной залив). Запомнилась там гранитная скала, огромный зализанный ледником "бараний лоб", с которого я на червяка (правда, крупного) взял приличную щучку. Пустячок, а как приятно!
Потом по Пярне скатились в Ладогу, вдоль берега дошли до Бухты Туристов. Вот когда я понял, что такое знаменитая ладожская "толчея": волна короткая, лодка не успевает на нее взойти, ныряет носом, его накрывает брызгами, пеной... Потом неожиданно волна начинает бить в скулу, в борт, снова в нос... Пока шли - намучились, вымокли. В бухте выбрались на берег, отдохнуть.

У берега - гряда валунов. Кто-то поймал за хвост ужа, гревшегося на камне, народ сбежался посмотреть:
- А это точно уж?
- Ребята, да какой уж! Голова треугольная, пятен желтых нет - это же серая гадюка!
Народу даже шарахнуться некуда - на камнях балансируют, а гадина уже разозлилась, вертится, вот-вот зубами руку достанет. Парень не растерялся, над головами ее вскинул, раскрутил что есть силы и метнул куда-то в камни.
- А купаться в Ладоге можно?
- Конечно! Конец августа, градусов восемь еще есть!
- Ну, и кто?
И смотрят все на меня с Аркашей - единственных в группе ленинградцев - аборигенов. Пришлось лезть. Недолго, но очень бодряще.
После нас рискнули два москвича-пэтэушника, безбашенные ребята. Рванули бегом в воду, метров с пятнадцати (там девушкам по пояс будет) развернулись - и назад впереди собственного визга. Больше желающих не было.

Вверх по Пярне - полпути бечевой, напрасно ее еще Тихой зовут: течение в узостях такое, что вроде бы и думать нечего подняться на веслах. Но мы с Аркашей рискнули: выгрузили девчонок и рюкзаки и рванули - согреться-то надо, а в группе - сухой закон.
Пашешь-пашешь, глянешь на берег - а напротив тот же куст, что и пару минут назад. Но постепенно приноровились  - к берегу поближе жмемся, струю потише ловим, кое-как вперед пошли на черепашьей скорости. Под мостом все равно пришлось бечевой проходить - там после дождей так бурлило, что о веслах и думать нечего. Но потом опять впряглись на весла - и дошли! Согрелись - хоть отжимай...

К вечеру выбрались на остров напротив нашей турбазы Яркое. Утром будет возвращение на базу - и домой, в Ленинград! Но утром поднялся сильный ветер, Вуоксу раскачало, и инструктор отменила выход. До вечера, пока не стихло, проторчали на острове. На базу пришли к ночи. Мне утром на работу, а добираться уже нечем. Поймал попутку военную, пожалели - кое-как добрался до дома  уже ближе к утру.

Но до чего же странным был выход в город утром: кругом люди в РАЗНОЦВЕТНОЙ одежде! Мы ведь за десять дней похода видели только мокрые ветровки цвета хаки...

______________________________

На снимке: туристы той самой группы. Слева - москвич, справа - Аркадий.