Последний советский танк

Михаил Горелов
   В  начале  60-х годов на  вооружение наших войск  поступил танк нового поколения  Т-64. К  сожалению, его дебют оказался   не  очень удачным.  В  основном , из-за    ненадёжного двигателя.  Поэтому на основе этого танка был  создан Т-72 с   двигателем  В-46, который был создан на базе  знаменитого  В-2 с ещё более знаменитого  Т-34. Надёжный  танк получил   большое  распространение. Т-80  -  другой  вариант  нового  танка  появился чуть  позже  -  в 1976 году.  Основным  отличием  от других  танков у него был двигатель – газотурбинный  вместо обычного дизеля.  Создание  газотурбинного двигателя для танка  было делом хлопотным  и дорогим.  Логичным решением  было использовать  уже разработанный вертолётный  двигатель  Таковых тогда  было четыре  типа. Самый  мощный  из  них  Д-25  стоял  на самых  больших  вертолётах:  Ми-6. Ми-10, В-12, Ка-22. Для  танков  он  не годился  из-за  чрезвычайно большой  мощности.  Другой двигатель  ТВ-2-117  стоял на нашем знаменитом   вертолёте  Ми-8.  Увы,  для  танков  он был немного  великоват. Позже  появился  ещё более  мощный  вариант ТВ-3-117.   Наоборот, ГТД-350 от  вертолёта  Ми-2 был для танка  слишком  слаб, но проблема  легко   решалась установкой  на танк  двух  двигателей. (Во  Второй  Мировой  войне  был  вариант  танка  «Шерман»,  на котором  стоялрасси  сразу  пять(!)  двигателей    о т легковушки). Все  эти двигатели     стояли  на  вертолётах  Миля.   На  вертолётах  Камова  Ка-25  стояли  газотурбинные  двигатели ГТД-3л,  которые  и  оказались  наиболее  подходящими для  танков.  Чуть  позже  появились  самолётные  ТВД-10  и   ТВД-20 ,  пригодные  для  той  же  цели. В  ту  пору  идея  об  установке  газовой турбины    на  танк  носилась  в воздухе.  Были  тут свои  плюсы  и  минусы .  Газотурбинный  двигатель стоит   более  чем  на  порядок  больше  танкового  дизеля  такой  же мощности.  Для  середины  восьмидесятых  соотношение  было  таким: если танковый дизель  стоил  9600 руб. ,то цена  ГТД переваливала  за  сто  тысяч.  Заметьте, тех  советских   рублей,  которые  дороже  нынешних  российских  раз  в двести. Газовая  турбина  очень  чувствительна  к  чистоте  воздуха. Танковая   ГТД  требует  тщательной воздухоочистки.  К  топливу  же  требования  совсем  не  жёсткие  .Газовая  турбина  легко   запускается   в  любой  мороз,  чего  не  скажешь   о  дизеле.  В  мороз  газовая  турбина  работает  хорошо. В  жару  её  мощность  несколько  падает,  но  при  этом  немного  понижается  и  расход  топлива.  Газовая   турбина  потребляет  значительно  больше  топлива,  чем  дизель  той  же   мощности. Примерно  в  1,6-1,8 раз, т.е.  уступает  по  экономичности и  карбюраторному  двигателю. Впервые  экспериментальный  танк  с  газовой  турбиной появился  в  США  ещё  в  1954 году.  У  нас  работы  в  этой  области велись,  начиная с пятидесятых  годов,  но  первые  опытные  образцы  появились  лишь  в  шестидесятых.  Появился  тогда  и газотурбовоз,  но  такой  локомотив  распространения  не  получил. Некоторые  боевые  корабли  получили газовую турбину   в   качестве   главного  двигателя.  На  серийном  танке  газовая  турбина  впервые  появилась  в  Швеции-стране, которая  не  относилась  к  законодателям  танковой  моды. Танк  STRV-103В имел  ряд необычных новшеств.  Так  он  не  имел  башни. Орудие  приходилось  наводить, буквально,  всем  корпусом.  Гидропневматическая  подвеска,  стоявшая  на  этом  танке  и   сейчас  редкость  Ещё  одной  новинкой  была  силовая  установка  танка. В  дополнение  к    дизелю  в  240л.с. имелась,  в  качестве  вспомогательного  двигателя, газовая  турбина вдвое  большей  мощности:  490л.с.    Это  был  первый в  мире  танк  с газотурбинным  двигателем.  Увы!  Подобная  схема не  была  повторена  нигде  в  мире,  в  том числе  и  в  самой  Швеции.  Нет,  чудной  танк  не  был  плохим,  но  уж  больно  он    был  необычным.  Первым   в  мире  серийным  танком  с  единым  газотурбинным  двигателем  стал  наш  Т-80.  Только через  четыре  года,  а  именно  в  1980г.  подобный  танк- знаменитый   «Абрамс»  появился  В  США.  Таким  образом,  танков, оснащённых  дизелем, известны  десятки  образцов,  которые  состоят  на  вооружении  более,  чем  в  ста  десяти  странах. Танки же  с  газовой  турбиной были  созданы  в  Швеции,  СССР  и  США. Стран,  в  которых  они  стоят,  или  стояли  на  вооружении,  не наберется  в  мире  и  полутора  десятков. Не  мешало бы  вспомнить,  что  в  тридцатых  годах  нашего  века основным   танковым  двигателем  был  карбюраторный,  а  дизель  был  редкой  экзотикой.  Т-80  сразу  получил  признание  у  советских  танкистов,  как  вполне  надёжный  и  хороший  танк.   двигатель  был, как  это  у нас принято,  усовершенствован. Его  мощность  была  доведена  сначала  до 1100,  а  затем  и до  1250л.с.  Хотя  танк  и был  создан на  базе  Т-64,  его  ходовая  часть  претерпела  некоторые  изменения, т.к.  ходовая  часть Т-64 была  читана  на  треть  более  слабый  двигатель.   Танк  почти  не принимал  участие  в   боевых  действиях.  Однако  на  его  счету  позорный  расстрел  Белого  дома  во  время  государственного  переворота  в  октябре  1993г.  в  Москве.   Впрочем, эти  события государственным  переворотом  называть  не  принято  т.к. победила  сторона  его  и учинившая. Неплохой  танк  прижился  в  наших  войсках.  Не  раз  он участвовал  в  парадах  на  Красной  площади. Опыт   его  создания  пригодился  при  разработке  новых  машин.  Выпуск     Т-80 и его  более  поздних  модификаций (Т-84)  продолжался  в  Харькове  после   распада  Советского  Союза.  Выпускались  и  варианты  с  дизельным  двигателем.  В  частности,   был  разработан   Т-84   с двупоршневым  дизелем  6ТД.  В  целом  танк  получился  неплохим. Однако,  стоимость  нового  танка  в  три раза (!) превышала  стоимость  Т-64,  цена  которого  составляла  140  тысяч тогдашних  рублей.  При  постановке  танка  на  массовое  производство  удалось  его  стоимость  значительно  снизить,  но  и  в  этом  случае  он  стоил  вдвое  дороже  предшественника.  Такая  странность кажется  труднообъяснимой,  ведь  ещё  перед  Войной  у  нас  не  был  принят  на  вооружение  вполне  удачный  танк  Т-46  именно  по  причине…    высокой  стоимости.  Однако  такая  странность  с  Т-80 легко  объясняется  позицией  всесильного  и всемогущего  Д.Ф.Устинова. Во  время  Войны  этот  неприметный  человек  руководил  всей  оборонной  промышленностью,  чем  занимался  и  в  дальнейшем. Со    временем  он стал  всемогущим и  мог  принять  на  вооружение  всё,  что угодно,  например,  крейсера  типа  «Минск». Это  чудовищное  сочетания  авианосца  и  ракетного  крейсера. Позже  Устинов  стал  министром  обороны.  Ходил  анекдот, что  уроки  строевой  подготовки  он  брал  у  балетмейстера. Так  или  иначе, но  принятие  на  вооружение  газотурбинного  танка  было  не  очень  актуальным.  Однако, танк  приняли  на  вооружение.  В  заключение,  некоторые  данные танка.  (вариант Т-80У) Экипаж  3 чел.  Вес 46 т. Габариты:  6982  3525  2193мм. Клиренс  450мм. Вооружение  обычное  для  современных  танков .  125мм  гладкоствольная  пушка-ПУ  с  боекомплектом  в  42  снаряда. Спаренный с пушкой  пулемёт  и  крупнокалиберный  зенитный. Преодолеваемый  брод  1,2м. Со  шноркелем  до  5м. Стенка  1м. Ров  2,85м. Запас хода  по  шоссе  350 км.