O В. Высоцком, o С. Есенине и o нас

Симион Волков
жанр мейнстрим
-----------------------
Из "Oткровений эмигранта"
-------------------------------------
Я не претендую на лавры и звание "высоцковеда". Для этого я не обладаю ни глубокими знаниями о жизни Артиста. Не обладаю смелостью это делать, не обладаю я и особым желанием копаться в чужом белье.

Случайно заглянув в один сайт, я нашёл там "знатоков" жизни В.С.Высоцкого, в их компанию мне что-то совсем не захотелось. Нет у меня и желания тратить мои скромные накопления на эти исследования, которые чаще бывают фальшивые.

Мои годы прошли совсем не за рулём совхозного "Беларуся" и не у слесарного верстака. Хотя в начальном периоде трудовой деятельности была и слесарная и монтажная работа, которыми я горжусь.

Годы не прошли, пролетели в урагане разных событий и приключений и не всегда они были радостными. Есть что рассказать о пережитом и наработанном мною в в СССР и в других странах.

Без меня есть много тех, кто зарабатывает на рассказах о В.С.Высоцком - кто-то имя хочет "очистить", до этого его знали ментом или офицером-политработником. Oдного знаю по интернету  - бывший замполит, подполковником ушёл вместе с советской властью.

За что им пенсию российское государство платит, я не понимаю. Долг свой и присягу, когда клялись жизнь не жалеть для защиты Родины, эти подполковники не выполнили.

Он таких, как мой герой, на политзанятиях поливал грязью, антисоветчиком называл, наверное. Кое кто, под фанфары о В.Высоцком проталкивает с эстрады своим слабеньким голоском говённые песняшки. Но есть биографы В.Высоцкого, заслуживающие моего уважения достойные люди. И  тех и других наш герой не любил.

Ниже просто мои заметки, как человека, жившего в эпоху знаменитого Актёра, барда, поэта, коммерсанта. Мы с женой попали по великому "блату" в составе челябинской туристической группы от облсовпрофа на Московскую Олимпиаду в 1980 году.

Группа состояла в основном из тренеров и ещё таких же общественников, как и я. Хотя я и был много лет чемпионом областных профсоюзных соревнований  медработников по настольному теннису. Я был капитаном команды, состявшей из двух человек. Так редко бывает, но мы оба, я и Витя Лившиц из Копейска, врач со "Скорой", были евреи.

Я нашу дружную команду шутя называл "Лехаим". За это всё и дали мне две  путёвки на вторую половину Олимпиады-89 в Москву.

Неофициально командовал группой, он этого не скрывал, офицер челябинского управления КГБ Олег. Одна из целей моей олимпийской поездки было, как у многих советских интеллигентов той поры, культпоход в театр на Таганке, попробовать попасть на спектакль и увидеть В.Высоцкого.

Но нам жутко не повезло, В.С.Высоцкого живым мы так и не увидели.
На следующий день после нашего приезда, уже с утра, в гостинице пошли слухи, что умер известный актёр с "Таганки" В.Высоцкий.

Нам повезло в чём, так это в том, что наша гостиница была на ветке метро, по которой располагалась станция метро "Таганская". Мы жили на метро "Ждановской" и нам удалось по этому  печальному случаю оказаться на знаменитых похоронах. Если эти слова можно поставить рядом и так сказать - лучше бы этих похорон не было совсем.

Тридцать с лишним лет прошло, как погиб по от разных причин великий шансонье, талантливый актёр и просто Человек. Человек, который уже тогда чётко виделв каком дерьме мы живём и какое ничтожество нами руководит. Называли различные причины его гибели - спиртное, опиум, огромные перегрузки. Лично я не считаю его смерть трагическим случаем.

А вот спецслужбы добавили хорошие "пять копеек" в копилку причин, которые привели Пророка семидесятых к трагическому финалу. Погиб В.Высоцкий практически на сцене, как его герой, которого он любил играть - Гамлет.

Так бы мог погибнуть на боевом посту главный и последний его герой - Глеб Жеглов. Конечно, В.Высоцкий был Нострадамусом своего времени.

Мы с сыном любили его песни, которые я сам люблю напевать. Их исполнять невозможно никому, кроме самого В.Высоцкого. А его песни "Письмо с Канатчиковой Дачи", "Штрафные батальоны", "У лагерных ворот", песни из кинофильма "Вертикаль" стали уже классикой нашего времени. Я говорю о  позднем периоде нашей жизни в СССР.

Песни из фильма "Вертикаль"я знал наизусть, когда моложе был, как и многие из нашего поколения сороковых. Да и поныне, когда накатывает хандра в душе, включаю ютубовскую "Охота на волков" и "Банька по-белому".

Правда в конце 80-х годов, когда весь Союз собрался выехать на ПМЖ, нашими магнитофонами и душами на короткий срок овладел эмигрантский шансон - Токарев, Гулько, Успенская, ну и примыкавший к ним Розенбаум.

Нам слышалось что-то сказочно-манящее в их надрыве. Их приблатнённые песни на дисках-гигантах были как приманка для нас, советских мудаков третьей волны.

 Американская мечта нам в годы горбачёвской "катастройки" показалась вдруг реальностью. Зря показалась, действительность потом оказалась куда грустнее этих душераздирающих песен. К моему сожалению, убедились и мы в этом на своей шкуре, когда сами стали эмигрантами и уехали на вдруг появившуюся у нас "историческую родину".

Сам Высоцкий и его сочинения попали как раз на почву, унавоженную зревшим уже в те годы недовольством советской властью. Почти все слои тогдашнего советского общества хотели перемен и фрондировали на кухнях после "литры выпитой"[В.Высоцкий].

А нелюбовь и насмешки над нашим советским строем и его чиновным людом, сквозила во многих, вроде бы шутливых и гротескных песенках В.Высоцкого. Сейчас можно сказать, что мы зря смеялись тогда. Мы не догадывались и не могли предположить, как высоко поднимется после развала Союза старая чиновная рать. И какие суммы взяток они будут "заряжать" за свои бюрократические "услуги."

Это наш народ ещё не представлял по настоящему, что его ждало впереди. И если бы он мог бы заглянуть тогда вперёд.... Одним словом наступивший потом бардак, из которого мы решили свалить, назывался таким хорошим словом "Перестройка"!

Наверное писавшие слово пропагандисты были как всегда "под шофе" и вместо нужного "Катастройка", которое точно выразило бы произошедшие перемены, у них получилось то, что мы усвоили навсегда - "Перестройка".

Что только перестраивал партаппарат в е годы - свои дачи или перестраивал свои замшелые марксистко-ленинские догмы? Не знаю до сих пор ответ на эти вопросы. Может, кто-то из вас знает и подскажет уральскому дантисту ответ?

Во многих своих песнях В.Высоцкий выражал народную неприязнь к власти партийной элиты, он был глашатаем этой самой перестройки. Он и сам негативно относился к коммунистической власти, которая захватила в Стране Советов всё и вся.

Нашей делегации Челябинского Облсовпрофа на Олимиаде-80 в Москве повезло по-крупному. В качестве зрителей мы оказались участниками великолепной и торжественной процедуры Закрытия Олимпиады-80, полёта и проводов знаменитого олимпийского Миши. Мы были и на соревнованиях по боксу, где кубинцы разгромили советских чемпионов. Попали и на интересный турнир по водному поло.

Про похороны любимого в те годы певца и актёра я попробю намного писать. Без меня глашатаев хватает, которых я не люблю. Мы стояли на Таганской площади, недалеко, почти напротив, "Театра на Таганке".

Это было незабываемое, какое жуткое и потрясающее зрелище. Я ни до, ни после на таких похоронах не был, статус у меня не тот, чтобы на таких действах бывать...

Три часа рядом с нами простояла известная актриса Екатерина Васильева. Она не смогла пробиться к самой похоронной процесии. Толпа была огромной и никем не управляемой.

Все окружающие дома, их крыши и пожарные лестницы, были полны зеваками и корреспондентами разных газет со всего мира. Такие большие видеокамеры мы в Союзе тогда ещё не видели, как у всё снимавших операторов.

Особенно как-то стало не по себе нам с женой, когда на площади появился генерал в лампасах и выехали на конях милиционеры азиатского вида с плётками.

Потом мы узнали, что это была милиция из среднеазиатских республик. Ну где ещё в те годы так лихо сидели на лошадях и пользовались конным транспортом. Когда пошёл такой разворот событий на театральной площади, я предложил жене покинуть это не очень приятное зрелище.

Чтобы не попасть под разгон собравшихся, мы с женой на всякий случай ретировались в ближайший двор, так как станция метро "Таганская" была закрыта с самого утра. К счастью, у властей хватило такта, конечно из за Олимпиды-80, они не стали никого разгонять.

 Xотя "пожарные" и делали попытки согнать молодёжь с крыш домов, стоявших по соседству. Всё это на "non-stop" снимали иностранные корреспонденты, диковиннымы для нас той поры, видеокамерами.

Надо добавить к сказанному, что для нас, людей из середины России, олимпийская Москва была и клондайком дефицитных в те годы товаров. Поэтому перед тем, как ехать на Таганку, мы прошвырнулись по любимому Калининскому проспекту. Я мог по нему в те годы гулять весь день, так меня завораживала Москва.

Ну и конечно, в каком-то универмаге мы купили целый рулон дефицитной ткани на шторы. И на площадь к "Театру на Таганке" мы явились с большим тюком. Этот тюк нам мешал так сильно, что мы даже не пытались пройти ближе к театральному выходу.

Похороны были очень впечатляющее, мы представить себе не могли, сколько людей любили В.Высоцкого. Сплетни о нём, о его перекрученной, как корабельный канат, жизни, якобы морально неустойчивого человека, в советские годы гуляли по стране. Повторю, для тех, кто забыл - время было тогда советское, а у В.Высоцкого не было никакого официального звания, а значит и официального признания.

Народная любовь это одно, а хорошему актёру или певцу всегда хотелось большего. А большего в офизиозе В.Высоцкий так и не достиг. Но та народная любовь и признание, которое он и его песни и роли получили у нас, в народе сделали его Народным Артистом Мира навсегда.

Может быть ставить непризнанного в СССР гения, рядом или выше всемирно почитаемых не один век А.С.Пушкина, А.Некрасова или автора любимого мной "Василия Тёркина", А. Твардовского пока рано?  Я пока подожду ставить, Время самый лучший судья.

Придёт его время, встанет в один ряд с классиками. Я не ставлю, а вы  как хотите хоть, на ГУМ портрет Владимира Семёновича  растяните. Я по жизни демократ, поэтому уважаю ваше мнение, но хочу, чтобы и вы моё уважали. 

В.Высоцкого, я об этом читал, уже изучают в некоторых российских школах на уроках литературы и это прекрасно. Почему же С. Есенина  не включают в литературу для юношества?

Сейчас в России другие приоритеты, в пору потребления молодёжью алкоголя и наркоты. Говорят сейчас в бомонде, что если у тебя нет миллиарда - ты никто[слово было другое, но я заменил на приличное]!

Я любил песни на стихи Есенина, десяток до сих пор пою наизусть для себя, когда никто не слышит. Но я и "блатняка" из сурового послевоеного детства пронёс емало.

Память была ёмкая, всё подряд запоминала, сейчас бы такой она была. С.Есенина просто обожаю с 6-го класса, может тоже в знак протеста тому, что он был под запретом. Мы втихаря по альбомам друг у дружки его стихи переписывали. "Выткался над озером алый свет зари..." - эту классику пели как эротическую песню. 

 "Не жалею, не зову, не плачу!", "Письмо к Женщине" - полвека строки этих стихов С.Есенина спокойно произносить не могу, волнение подкатывает! С годами, когда я становлюсь вдвое старше самого поэта, восприятие бессмертных произведений тоже меняется, как я сам.

И у В.Высоцкого таких душевных песен было немало. В сентиментальности никто меня не упрекал, жизнь была нелёгкой. Я всегда был и есть прагматиком - вижу события такими, какими они есть. 

Не моден С.Есенин, к великому сожалению стал на Руси и великое множество других превосходных певцов, воспевавших красоты Руси и её великого народа, тоже ныне не в почёте. Хотя кино "Сергей Есенин", с превосходным Безруковым, было очень неплохое.

Вот кто может невдалеке от А.Пушкина стоять, если судить по владению ими русской словесности. Интересно всё же, как бывает. Лежат на Ваганьковском С.Есенин и В.Высоцкий неподалёку друг от друга. Свела Судьба двух гигантов тогда, когда этого Всевышний захотел.
 

В.С.Высоцкого - певца советской, нашей бледной жизни, народного любимца надо оставить народу. Мы будем и дальше петь "Кони привередливые" и многие другие. Пел я, пел, что "Mишка Шикман башковит и у него предвиденье..." и допелся - сам перехал жить в Израиль.

В.Высоцкий как в воду смотрел, про меня ведь спел  - ведь не, дантисту, в Израиле зубов на самом деле не досталось.Может быть видел перед собой супервиллу в Завидово или в Ново-Огарёво, жилище нынешних небожителей. Или на Рублёво-Успенском домики "народных" избранников?

В том районе персонажей с "Канатчиковой дачи" завались. Только теперь они не в карете с красным крестом и санитаром едут, а в "Бентли" и в "Майбахе", с водилой и охраной. Ну и крест из платины на золотой цепи, весом в полкило висит на пузе, как положено.

А.Пушкин и А.Некрасов - стали для нас и наших потомков классиками русской поэзии, её лицом в мировой литературе. Одно из последних российских непреходящих украшений. Этих поэтов уже не нам судить. Нам только их учить и читать, когда есть время и желание.

Талант В.Высоцкого, на мой взгляд простого зрителя, слышателя и читателя, всё же ближе к таланту С.Есенина. И в жизненном пути у них можно увидеть некоторые совпадения. У обоих, к примеру, заграничные жёны-красавицы, обе принадлежавшие к миру искусства.

Обоих жёны вывозили за границу на гастроли, мир повидать и себя показать. Оба хорошо исполняли свои произведения. С.Есенин тоже пел песни на свои стихи, "Забубенная", к примеру. Если бы в его времена были магнитофоны, ещё неизвестно, кто был кумиром в народе.

Ну а про тягу обоих гениев к главной русской беде - алкоголю, лучше не вспоминать. Но почему же С.Есенину такие асаны и оды сейчас не запели на его родине? Его же власть большевиков просто убила.

Сначала морально, подвергнув его остракизму, сделав из него пугало и пьяньчугу. А затем сделала это физически, послав его на заклание в "Англетер", который был пристанищем питерских чекистов.

А Высоцкий В.С. как раз наоборот, неплохо уживался с советским строем. Сначала гонял в дрыбоган пьяный на новеньком "Пежо", который разбил. Повезло, при этом каким-то чудом сам жив остался. С Судьбой в поддавки он играть не боялся.

Так у него появился первый в Москве, в этом вольном городе, настоящий "Мерседес". Гомиашвили, который был Остапом Ибрагимычем был в культовом кинофильме, утвержал, что первый "Мерс" в Москве был у него. Я сам слышал с голубого экрана, как "О.Бендер"-Гомиашвили это доказывал. Ну что с О.Бендера можно спросить? 

Даже У Леонида Ильича "Мерседес" появился тоже позже, чем у В.Высоцкого. Может это и не так, но что московский народ говорил на улицах, то я и слышал.

Во Францию В.Высоцкий не уехал, как сделали многие диссиденты того времени. У них просто отобрали гражданство во тот перид, когда они выезжали за рубежи на гастроли. С В.Высоцким  "эксперты" с Лубянки так не поступили.

Во время похоронах в толпе "знатоки" болтали, что у Высоцкого уже был билет до Парижа. Я совсем неожиданно прочитал об этом на сайте фанов В.Высоцкого. Для меня это было ошеломляющей новостью. Так ли этo было на самом деле, я не готов утверждать.

Солженицын с Буковским может быть тоже не сами свалили. А французская супруга Владимира - Марина, была иностранка не только по паспорту, но и по жизни. Она могла вывезти его из советского "ада", который В.Высоцкий поливал сатирой в песнях, которые мне очень нравились.

Так нет, так ему хорошо было в стране, о которой он в песнях пел всякие неприятные для властей вещи. Мне и моим друзьям эти песни очень доходили до души, да ещё и с необычного голоса В.Высоцкого. Другиx литераторов казнили в то серое время за меньшие прегрешения. Скажем, за написание еврейских текстов молитв из "Торы" 5 лет мордовских лагерей были всем "националистам" обеспечены.

Одному нынешнему израильскому политику тогда "впарили" 15 лет строгого режима, как американскому наймиту и шпиону. В те застойные болотные годы, которые сейчас зачем-то вспоминают, как "светлые", этот человек имел смелость, живя в столицы нашей "родины", изучать иврит и учить ему других.

Я бы может не стал бы занимать время у читателей. Но сегодня из крутого мужика,  очень умного коммерсанта и шоумена В.С.Высоцкого делают какого ангелоподобного импотента, лубочную картинку, бедняка-бессребреника!

Не надо идти на поводу у тех, кто снова хочет зашлифовать образ народного бунтаря и всеобщего любимца. А какая это была не показная любовь, мы видели и на похоронах и после похорон короля народного шансона по всей Москве.

После его похорон, по всей Москве изо всех окон, в знак поклонения Артисту и в контру тем, кто его загубил, неслись хриплые песни с затёртых кассет. Покойный это бы одобрил. славу и поклонников он любил незабвенно, больше всего на свете.

Уже болея физически, девушку-красавицу он себе всё же завёл в подруги. При официальной жене-миллионерше в Париже. И эти две, самые близкие Артисту дамы, были знакомы и даже неплохо ладили между собой.

Да такую девушку завел, что она после его кончины стала женой одного из самых крутых деятелей в искусстве современной России! Вот это был настоящий В.Высоцкий, вот какой был его уровень!

В мою бренную бытность на седом и грязновато-дымном Урале, где я прожил и проработал почти шестьдесят лет, в одном серьёзном "сером" деле я оказался с людьми, знавшими В.Высоцкого близко и имевших деловые отношения с ним самим лично.   

Прошло уже больше тридцать лет, но об этих делах ещё не пришло время говорить - не всё устаканилось в России. Ещё я бы непременно пожалел тех, кто считает себя "знатоками" жизни Высоцкого - "высоцковедов". Серая дерьмовая у этих ребят  жизнь своя, если о ней и сказать-то людям нечего.

А может быть и такое в их жизни есть, что стыдно говорить, а о жизни ушедшего гиганта в самый тебе раз. Как ВВысоцкий пел:"Каждому хочется малость погреться, будь ты хоть гомо, хоть тля!" - это о "знатоках" жизни Мастера.

На самом деле они, как фантики, перебирают старые пластики и сплетни его знакомых. Но, как воробьи, которые в навозе ищут червячков, так и они ищут то, что до них давно уже нашли те, кто действительно знали Артиста. Те кто его близко знал, особо и не распространяются, разве В.Золотухин перед смертью дописал свою сотый том "Воспоминаний о друге".

Наверное, с берегов Балтики и Енисея Высоцкий и его наследие лучше видно. Или с Уральских гор Башкирии, где тоже обосновались "друзья" великого барда. Бог им судья, бывшим коммунистам и студентикам.

Великих людей часто "исследуют" и судят малозаметные серые личности. Так в Истории уж повелось. Но оживи Высоцкий на день - все его "биографы", ни разу с ним не общавшиеся, летели бы от него, как пробка из бутылки шампанского.

Даже тех, которые ему памятник воздвигли, его не спросясь. Похоже на то, что какие-то коммерческие проекты ВВысоцкий им помог всё же осилить. С них бы он спросил особо, он в бизнесе разбирался, еврейские гены в этом помогли.

Я читал в воспоминиях кого-то из близко его знавших, что покойный Артист таких "поклонников" на дух не переносил. Это теперь "калифы на час", перекрашенные и перекроенные и по-женски одетые, идут в сопровождении толпы дурачков-фанов.

Или поют в Америке В.Высоцкого, "переведённого" на английский язык. Как можно его перевести, его песни только для себя самого написаны, они не переводимы. Он был эгоист, в хорошем смысле слова, он был неповторим и не раз об этом предупреждал, но бизнес есть бизнес.

Эти люди и есть видоизменнённые и гено-модифицированные  "Дети перестройки". Что ж, были замечательные  "Дети Арбата", будут и такие "дети"-мутанты. Мир очень многообразен. Как сказал великий детский классик С.Маршак:"Люди всякие нужны, люди всякие важны".

Eсть в моей седой голове и мысли о смерти В.Высоцкого. Мне не очень верится в её внезапность. За полгода до кончины В.Высоцкий первый раз выступил по ЦТ со своими песнями. Все, кого я потом спрашивал, также как и я, не заметили, что актёр выглядел смертельно больным наркоманом.

Всё же В.Высоцкий собирался таки свалить за границу, если бы не скончался.  Но, как написал мне в письме один уважаемый мной настоящий высоцковед, живущий сегодня за океаном. конечной целью его отъезда была Америка.

Но это я взял из интернета, а здесь и не такое можно "узнать". Я немножко знаком с "менеджментом" Большого Лубянского Брата. Я знаю наверняка, не понаслышке их трепетное отношение ко всем, даже мало-мальски известным фигурам советского общества.

Ну а то, что частые выезды В.Высоцкого из страны, в тот, скажем так, "серый" период нашей истории, были событиями просто вселенского масштаба. Они никак не могли пройти без внимания для известной всему миру "Конторы Глубокого Бурения".

Есть  у меня мысли, вернее сказать я уверен в том, что КГБ плотно присматривало за ним. Но не только как за сочинителем антисоветских, по их мнению, песен. В.Высоцкий был по отцу евреем, а эта национальность, даже только по отцовской линии, для его продвижения и для продвижения его произведений была в советское время большим тормозом.

Это не мои фантазии, а моя реальная действительность, как "лица еврейской национальности". Так нас "величали" в определённых структурах власти в те далёкие от нас теперь годы.

Скептики могут узнать, что внучка Владимира Семёновича делала свадьбу "под хупой", то есть по-еврейски, в еврейском же районе Нью Иорка - Бруклине. А его двоюродная тётка, сестра отца, закончила жизнь несколько лет назад в израильском городке Кирьят Ата. Самое смешное то, что мы живём в этом самом городе, но я слишком поздно об этом узнал.

И пусть не начинают возмущаться в почтеннной публике. Это может понять и прочувствовать только тот, кто был и есть в этой шкуре и по кому проехало "красное колесо" советской власти. Но об этом в другой раз.

2014 год. 
Для издателей, сценаристов, промоутеров, инвесторов,редакторов и просто единомышленников:skype:semen-volkov;semen_v47@yahoo.com