Люблю Сокурова

Ольга-Гось Литвинова
  Прочла рецензию на фильмы Сокурова, полную язвительных замечаний и оскорблений.  Всё во мне возмутилось. Вроде и не задумывалась о своём отношении к этому режиссёру, а начала писать и вспоминать, какое впечатление оставили его фильмы в моей памяти.
Наверное, я устроена как-то не так, как Вы,  автор  рецензий... Мне Сокуров не просто нравится, я "заболеваю" его фильмами до такой степени, что после просмотра начинаю видеть жизнь другими глазами. "Мать и сын" смотрела очень давно, уже и кинотеатра того нет. Этот фильм стал моей частью, вижу постоянно  его кадры. Кстати, после просмотра "Зеркало" Тарковского подобное состояние ощущала. Я даже не понимаю, как такое может быть... Автор рецензии на фильм Сокурова описывает впечатление о мерзких кадрах. Особенно вид половых органов её поразил. Странно, но смотрела тот же фильм, а кадров с разлагающимся органом не помню. Общее впечатление только осталось, что люди сами создают из уродливых и обычных людей тех, кому верят потом. Может, игру замечательного актёра Мозгового рассматривала слишком пристально и то, что так запомнила задевшая своим отзывом дама, пропустила. Понимаю, что моё мнение, мнение обычной питерской тётки, может не быть мнением достойным внимания, но оно есть. Люблю фильмы Сокурова, для меня он гений.

Вы спрашиваете о моём впечатлении от фильмов Сокурова. Попробую, хоть смотрела давно и никогда не пересматриваю даже то, что люблю. Помню, что образ Ленина только после фильма и изменился в моём представлении. Видимо, так вбиты были все эти штампы с кудрявым мальчиком, шалашом, памятниками. Да и институт культуры имени Крупской, где давали крепкое идеологическое образование, кстати, СНО по истории КПСС в моём активе было. Читала много разного материала, но сомнения присутствовали. Кто поверит периодике 90-х годов... И вот фильм. Больной человек передо мной, обычный больной человек. В памяти кадры - в светлых одеждах, мешковатых, полотняных, старые больные люди. Нет к ним ненависти, только жалость. С тех пор так и только так вижу Ленина. Вот свет этот вижу, вот это настроение. Кстати, однажды промелькнуло - мы с мужем на даче были. Сели на скамейку, и вдруг промелькнуло в памяти - Крупская с Лениным так же сидят в каком-то кадре. Будто себя со стороны увидела. Кадр такой. Не умею объяснить, почему Сокуров для меня лучший современный режиссёр. Несколько раз в жизни и было, что просмотр фильма меня просто менял, делал другой. Это "Зеркало", "Пролетая над гнездом кукушки", "Мать и сын". И всё. Как бывает с картинами. некоторые не отпускают. "Женщина в чёрной шляпе" ван Донгена, "Любительница абсента" Пикассо, Васильев "Оттепель"...

Вспомнила ещё фильм Сокурова, который тоже внушил мне мысль о гениальности его. Был 2003. Сестра мужа, мне очень близкий человек, заболела самым страшным недугом, который даже назвать не хочу. В день, когда праздновали 300-летие города, я навещала её в больнице, где делали облучение. Страшная больница! За концертным залом "Октябрьский", в центре, утопающее в сирени маленькое здание, где в страшной тесноте лежат женщины, практически обречённые. Помню, что сидела на кровати своей больной, а ноги не влезали между двумя соседними кроватями. Но даже сюда надо было попасть, расценивалось, как удача. Вышла вечером из больницы, попрощавшись с больными, и пошла просто в никуда. Мыслей не было, только ужас. Шла по Невскому, но абсолютно не помню ничего, только дошла до Дворцовой, а там арка открыта во двор и очередь. Встала, там среди людей вроде стало легче. Была как все, не показывая своей беды, не знаю, как выразить это состояние. Домой сразу идти не могла. И вдруг очередь шевельнулась и меня внесло в Эрмитаж. А там!! Невозможно описать счастье, которое заставило даже забыть ужас больницы. Сокуров работал на каком-то станке, а в залах ходили герои его фильма «Ковчег" в костюмах. А везде были живые благоухающие цветы (потом узнала, что это подарок городу ). Иорданская лестница украшена огромными белыми лилиями! АРОМАТ!!! Я помню, что сидела на полу возле часов «Павлин». Рядом высокие столбы - вазы из маленьких розочек, листочков и бутончиков, а в вазах павлиньи перья небывалой величины. Белая ночь, аромат роз, на Неве танцуют парусники и яхты, фейерверк, рядом, кстати, был режиссёр Мамин с семьёй.(узнала по характерной внешности). Никогда не забуду этот день и эту ночь. Больше Эрмитаж ночью не работал никогда. На следующий день в больнице рассказывала обо всём этом. Моя Лена улыбалась, разделяя мой восторг. Прошло 11 лет. Лена жива. Переехала в город Пушкин на свежий воздух и полностью изменила свою жизнь. Мне кажется, что в ней сидит то настроение, которое принесла тогда из Эрмитажа.
Спасибо, что напомнили о Сокурове. Думаю, что выложу на Прозу своё отношение к его фильмам. Такое настроение вызвали воспоминания о фильме, хочу поделиться. Вчера стала вспоминать фильм о Гитлере. Оказалось, что не помню толком ничего. А ведь знаю, что смотрела. Пришлось поискать в Интернете. Первые кадры - и всё вспомнила! Вот откуда моё стремление увидеть Альпы! Рождество 2013 встретила в Альпах! Это была сказка! В Мюнхене удалось многое увидеть, но постоянно была мысль о фашистах, которым здесь всё принадлежало. Развеселю Вас. По своей наивности приняла за старую мебель  шкаф и конторку, туалетный столик возле крайне современной кровати. А сантехника просто высшего класса. Решила, что мебель соответствует 3 звёздам отеля... Только перед отъездом увидела, что и в других номерах точно такая же старая мебель даже с пятнами на том же самом месте... Оказывается, специально сделано. Помню, смотрела в окно на крыши домов и думала, что так же смотрел какой-нибудь фашист. Странно, но оказывается и тогда во мне фильм Сокурова "сидел".