Чудотворная икона

Ната Алексеева
                рассказ-быль               


   Хочу рассказать историю, которая  волнует моё воображение своей необъяснимостью,  хотя прошло уже больше десяти лет.  Но, может быть,  и не надо ничего объяснять?..
   Моя дочь ждала ребёнка. Шли   последние сроки  перед родами, определённые врачами.
Все в семье напряженно ждали, когда же… Я  несколько раз в день звонила с работы домой и если дочь брала трубку, осторожно интересовалась:
   - Ну,  как ты там?
    Дочь уже начала сердиться.
   - Что ты, мам, как да как?  Не звони так часто,  всё нормально – чувствую себя хорошо. Эта наша Гаврилюк опять настаивает, чтобы я в роддом ложилась. А я не хочу!  Как только туда попадёшь, так врачи сразу стимуляцию сделают  и согласия не спросят.  А надо, чтобы всё было естественно.  Когда ему положено, тогда и появится на свет…
   Так,  в ожидании и тревогах,  прошла ещё неделя.  Я  нервничала  и на работе, всё и обо всех  знающая Нинка Жукова,  сказала мне, покачивая  в такт словам указательным пальцем:
   - Ты должна заказать в церкви молебен за здравие дочери…
    И начала рассказывать подобные случаи со своими  многочисленными родственниками и знакомыми.  Но я уже её не слушала - идея с молебном сразу заняла все мои мысли…

   На следующий день по служебным делам я оказалась в районе Таганки.   После пресс-конференции под лучами нежного  августовского солнца я гуляла по бывшей Алексеевской слободе со старыми купеческими особняками и наслаждалась  их соразмерностью и красотой –   два-три этажа не более,  балконы, лепнина,   витражи,  кованные решетки и ворота,   увитые плющом маленькие дворики…  Теперь в этих домах  с комфортом устроились  какие-то представительства, сообщества,  банки.  И всё-таки я   чувствовала себя,   словно  в другом  измерении   - город с многоэтажными домами и шумными улицами остался где-то сзади, у метро, а здесь царила почти провинциальная  атмосфера.
    Вдруг  передо мной засиял золотыми куполами величественный  храм  Святителя Мартина Исповедника, один из старинных православных храмов, уцелевших во времена лихолетья.  Долгие годы в его здании ютились какие-то конторы,  потом  велись  ремонтные работы  и  попасть мне сюда  никак не удавалось.

    Теперь же, c трудом открыв массивную дубовую дверь, я  вошла в огромный зал, где в таинственной полутьме трепетно вздрагивали оранжевые язычки  свечей,  редкие посетители  бродили от иконы к иконе, крестились, кланялись и тихим шёпотом просили что-то у Бога.
   Служительница за стойкой с иконками и свечами вопросительно взглянула на меня.  И я подумала – а почему бы мне не заказать молебен здесь? Ведь Таганка -  не чужой мне  район -  здесь  жила когда-то  семья бабушки в знаменитом Буровском доме недалеко от Покровского монастыря.  Отсюда уходила на фронт моя молодая мама, а потом  приезжала не раз  уже с мужем-военным и детьми…
    В памяти всплывали яркие эпизоды из детства и юности, связанные с этим своеобразным районом.  Ах,  какое буйство сирени и жасмина царило когда-то  в таганских двориках! Как  дивно пахло свежим хлебом из булочной на углу Добровольческой улицы, куда  постоянно бегала детвора,  собрав по карманам  все имеющиеся копеечки.    Как манили к себе крутые склоны Андроникова монастыря или тесные ряды  знаменитого Птичьего рынка…

   И я решительно подошла к женщине в чёрном одеянии.
   - Скажите пожалуйста ,- а я могу заказать молебен во здравие дочери?  Она сейчас ждёт ребенка.  И вот, знаете,  ждём-ждём,  а никак не дождёмся.  Волнуемся… Врачи назначили срок еще две  недели назад - уж не знаем, что и думать…
   Глаза женщины осветились сочувствием и она подала мне какую-то бумажку.
   -  Вот прямо сверху так и пишите – указала она пальцем -   Грузинской Божьей Матери… Во здравие…и  имя дочери…
   - А почему Грузинской?  – смутилась я, выдавая свою неосведомлённость.
   - Как почему? Так ведь в нашем храме её чудотворная икона хранится.   Вон  прямо перед Вами…- указала она кивком головы. -  А название такое  потому,  что во время нашествия безбожников на православную Иверию в семнадцатом веке, она  была вывезена из  грузинской  земли…
   Я  посмотрела в указанном направлении и увидела небольшую, потемневшую от времени икону, которая была  сплошь увешана  сверкающими в огнях свечей золотыми цепочками и крестиками.
   - А почему на ней столько цепочек? – удивилась я, хотя мне было очень неудобно проявлять своё невежество. Но служительница попалась  деликатная – она словно не замечала моих промахов.
   - Так это благодарные прихожане в дар приносят за помощь…К ней многие обращаются,  а пресвятая Богородица через чудотворную икону помогает всем, кто с верой и любовью приходит к ней  …
    Протянув  женщине  свою записку, я с надеждой спросила:
   - Значит, можно надеяться, что поможет?
   - Надо верить и обязательно поможет –  улыбнулась она. – Желаю вашей дочери благополучного разрешения…

   Успокоенная, я вернулась домой. Дочь встретила меня сообщением о том, что она всё-таки решила ложиться в роддом.
   - Опять звонили из поликлиники и на сей раз я дала согласие…  Завтра с утра поеду…
   - Ну и хорошо, - обрадовалась я, - всё-таки будешь под наблюдением, время-то давно подошло. Или они в расчетах ошиблись?  Ума не приложу,  почему так происходит…
   И всё-таки  ждать  появления внука мне пришлось еще целую неделю.  Проходил день за днём, умножая  мою тревогу. И вот,  наконец,когда на работе я корябала что-то невразумительное в рабочем блокноте, позвонила дочь и сообщила, что у неё начались схватки…
    Я разволновалась и,  видя слезы на моих глазах,  шеф-редактор, старый и добрый Иван Иванович,  предложил:
   - А поезжайте-ка, голубушка,  домой,  прогуляйтесь, не думайте о плохом, да хоть в кино сходите – от вас  теперь уже ничего не зависит… И не волнуйтесь,  не вы первая, не вы последняя… Всё будет нормально.
   Я подумала, что  самый верный способ  отвлечься, это  отправиться в кино.   После какой-то глупой комедии я  сходила пообедать в маленький ресторанчик , где играла тихая музыка и обстановка располагала к спокойствию и умиротворению.  Всё время очень хотелось позвонить в справочную роддома и узнать, что там?  Но я сдерживала себя,  понимая,  что еще рано…

    День клонился к вечеру и,  прогуливаясь по парку, я невольно замечала  едва  уловимые знаки осени – золотые и оранжевые листья в зеленых кронах  лип и ясеней   напоминали о времени дождей и печали.  Вспоминала я, как много лет назад почти в такую же теплую солнечную осень у меня появилась моя дочь. Когда мне её показали, она серьезно и осмысленно  смотрела на всех яркими синими глазами и  причмокивала маленьким ротиком. Врачи и медсёстры  вокруг громко восторгались:
    - Какая куколка! Какая хорошенькая! Просто чудо!
    А  я чуть не расплакалась из-за того,  что на пелёночке, в которую она была завернута,  сияла большая дырка.  Да что же это такое?!  Неужели нормальной пеленки не нашлось для такого ребёнка?..
    Воспоминания  сократили мой путь домой, окрасив все вокруг в ностальгически грустные тона.  Едва  войдя в дом и вымыв руки, я тут же направилась к телефону и стала набирать заветный номер. 
    - У вас мальчик. – ответили мне . -  Рост 55 сантиметров,  вес 3500. Поздравляем!
    -   А как состояние роженицы?
    - Не волнуйтесь, всё в порядке…
     В радостном смятении я  забегала по квартире -  что-то мне надо было сделать, но я не могла сосредоточиться.  Ах да!  Надо же  имена посмотреть  на этот день! Я бросилась к письменному столу, где на все мои вопросы всегда был готов  ответить  православный календарь.
    Итак…Агафоника, Зотика, Акиндина.. преподобного Исаакия Оптинского…Феодора Пензенского… Алексия Омского… И вдруг  молнией  сверкнули  в сознании  уже знакомые мне слова  -  Грузинской иконы Божией Матери!
      Так значит,  4 сентября -  это день  памяти  чудотворной иконы!  Но  как же  это возможно?  Да ведь неделю назад я ставила ей свечи! И служительница церкви ничего мне не сказала про эту дату…
   Мысли мои путались и я снова и снова  вглядывалась в маленький листок настольного   календаря, ощущая присутствие чуда.  Значит,   не случайно было  и моё появление в храме Мартина Исповедника на Таганке,  и заказанный молебен, и  неделя ожидания сверх всяких сроков… Это ожидание вело нас именно к этому дню.
 
   На следующий день я  была в храме.  Знакомая мне  женщина  встретила меня у входа.
  - Я у вас заказывала молебен, помните? У меня дочь была на сносях…
   - И что же? Благополучно разрешилась?
   - Да!  Но представьте себе, это случилось 4 сентября!
  Она улыбнулась.
   - Мальчик?
   - Да!
   - Так Грузинская  Божия  Матерь, в основном,  мальчиков посылает… Радуйтесь,  теперь ваш внук будет  под её покровительством.   Вчера в  честь чудотворной иконы у нас  было большое торжество…  крестный ход вокруг храма…   много прихожан и  церковных гостей ..  А вам теперь обязательно надо мальчика у нас крестить… Вы же будете крестить? – сделала она акцент на слове “будете” .    Я смутилась.
   - Наверное, но это от его родителей завиcит…   Поеду сегодня к дочери, обязательно ей обо всём расскажу.
    Выбрав самую большую восковую свечу, я зажгла её  перед   иконой.
Что-то невообразимо дивное поднималось в моей  душе при взгляде на это скорбное лицо и ощущение чуда  не покидало меня. Мой благодарный шёпот легкокрылой птицей взлетал под расписанный купол храма и росла уверенность, что меня слышат…
    А просила я только об одном, как просила бы каждая мать и бабушка.  Да будут наши дети и внуки  счастливее нас!   Да будет мир на земле!
  И мне казалось, что в бликах свечей ее темное лицо посветлело,  вековая скорбь растаяла в глазах и  Пресвятая Богородица  с пониманием и теплом смотрела на меня.
   Копию с Иконы Грузинской Божией матери я повезла своей дочери в роддом. С тех пор она всегда с нами.