8. Самая тяжёлая катастрофа русского флота

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/05/15/1687

Топить беспощадно

Часть 8. Самая тяжёлая катастрофа русского флота в первую мировую войну

Подводные лодки в начале первой мировой войны имели огромное преимущество перед надводными судами – им достаточно было погрузиться, и они, будто надевали на себя шапку-невидимку. Никаких средств обнаружения подводных лодок под водой не существовало.

Но зато и сама лодка под толщей воды становилась слепой. Скорость передвижения под водой была очень небольшая, да и по надводной скорости подавляющее большинство боевых судов её превосходили. Приходилось устраивать засаду для надводных судов противника, а это был не самый эффективный способ ведения военных действий.

Во время войны конструкторская мысль лихорадочно работала над тем, как повысить эффективность используемого оружия. Но к началу 1915 года новых подводных лодок было ещё немного.

У немцев в Северном море несли службу двадцать подводных лодок, а на Балтийском море у них было семь, но потом добавили ещё две подводные лодки. Из подводных лодок в Северном море девять имели керосиновые двигатели. В надводном положении они нещадно дымили, а ночью были прекрасно заметны, благодаря снопу искр, вылетавших из газоотвода.

У англичан стояли на вооружении лодки с ещё более опасными бензиновыми двигателями. Пары топлива отравляли личный состав.  И немцы, и англичане в течение войны непрерывно совершенствовали свои подводные лодки.

Одна из немецких подводных лодок, U-26, под командой капитан-лейтенанта фон Боркхейма  11-го октября 1914 года потопила на Балтике русский броненосный крейсер «Паллада». Корабль затонул очень быстро, возможно потому, что детонировал боезапас. Из экипажа не спасли ни одного человека. По штату на крейсере числились 23 офицера и 550 нижних чинов. Сколько было на самом деле в момент взрыва, одному богу известно.

Крейсер оказался первым боевым российским кораблём, который погиб в первую мировую войну. Командовал крейсером опытный боевой офицер капитан 1 ранга Сергей Рейнгольдович Магнус. Как водится, вину возложили на мёртвых, не шли, мол, противолодочным зигзагом, не было сопровождения эсминцев. Возражать было некому.

В Германии гибель «Паллады» вызвала бурное ликование. Немцы считали, что отомстили за крейсер «Магдебург», который сел на камни, и был взорван своей командой, взятой в плен подоспевшими русскими кораблями.

Капитан-лейтенант фон Боркхейм стал ещё одним национальным героем.

После «Паллады» U-26 потопила минный заградитель и три торговых судна. В августе 1915 года подводная лодка бесследно исчезла.

В 2000 году финские аквалангисты обнаружили на глубине 60 метров в районе Ханко крейсер «Паллада». Не знаю, считается ли он военным захоронением, с которых запрещается что-либо брать. До революции ставили памятники погибшим судам. Но самая страшная катастрофа в русском флоте во время первой мировой войны никак у нас в стране не отмечена.

Как бы там ни было, но финские аквалангисты отнеслись с большим уважением к памяти павших военных моряков, и только сфотографировали части корабля, подтверждающие, что это крейсер «Паллада». Несмотря на то, что они немедленно сообщили о своей находке в соответствующие государственные органы, в течение двенадцати лет их открытие было в тайне.

А вот подводную лодку U-26, которая погубила русский крейсер, так и не нашли. Где-то покоится на дне моря её команда вместе со своим тридцати трёхлетним командиром. Эстонцы обнаружили в своих территориальных водах затонувшую подводную лодку, и сгоряча объявили, что это U-26, но более тщательное обследование показало, что это советская подлодка времён второй мировой войны.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/05/18/914

На фотографии из финской газеты виден фрагмент носовой деревянной фигуры богини «Паллады». На корме крейсера был позолоченный двуглавый орёл. Он тоже сохранился.