Поль Фридман Падение Древнего Рима Лекция 8

Юрий Шибаловский
                ЛЕКЦИЯ  8



                ПОЧЕМУ  ВЫЖИЛА ВОСТОЧНАЯ ИМПЕРИЯ ?       

   При всём своём процветании Восточная Римская Империя на протяжении 400 лет находилась под угрозой вторжения и завоевания, испытывала трудности из-за многонациональности и религиозного раскола в виде ересей внутри страны
  Напомню ещё раз, что в то время как мы обычно называем её Восточной Римской империей или Византийской империей, сами её жители называли её просто Римской Империей без всяких уточнений. Они считали себя единственными преемниками империи Августа, Диоклетиана и Константина.
  Восточная Империя достигла апогея своего развития при Юстиниане, правившем  в шестом веке.   Именно в это время Восточная Империя прилагает эффективные усилия к завоеванию Западной Империи, в результате которых мы видим, что территория  Византии в 600х г. включает Испанию, Северную Африку, часть территории, где располагается нынешняя Ливия, Египет, Средиземноморье Ближнего Востока, где располагается территория нынешнего Израиля, Сирию, Ливан, Анатолию, то есть Малую Азию, территория современной Турции, Балканы, Грецию, Эгейские острова.
    Надо отметить большое значение расположения Константинополя, столицы Восточной Империи, в её успехах. Он находится в очень выгодном стратегическом пункте: он контролирует Босфор, пролив соединяющий Европу и Азию, а также Чёрное и Средиземное море. 
В современном Стамбуле до сих пор можно увидеть стены, воздвигнутые во время правления Феодосия Второго в начале пятого века.   
В своё время Константинополь был укреплён мощными стенами как с моря, так и с суши.
Кстати сказать, эти стены примерно до 1980х годов не были затронуты городской аггломерацией Стамбула. Но с этого времени город расширился за пределы этих стен, и они теперь находятся в новом районе  Стамбула.
   Теперь посмотрим, что говорят современники о Восточной Империи.
 Прокопий Кесарийский в своей Секретной Истории представляет императора Юстиниана  исчадием ада, дьяволом во плоти.
Это изображение является интересным потому что носит интимный или, вернее, непосредственный  характер. 
  Вместе с тем,  другие работы  источают похвалу Юстиниану. Похоже, этот историк склонен  к крайностям: либо сурово обличать, либо неумеренно хвалить одного и того же правителя, и эти два качества уживаются в Прокопии.   
Однако Прокопий проявлял благоразумие и осторожность, и недаром его История  называется секретной, потому что попади его произведение на глаза императору, не сносить Прокопию головы.
  Мы ещё поговорим о Прокопии на следующих лекциях, а теперь вернёмся к Восточной Империи и её способности выживать в условиях распада Западной Империи.
  Итак, почему  устояла и процветала Восточная Империя, в то время как рухнула Западная?  Я уже дал намёк.  Да, именно, более  благоприятное географическое положение, особенно самого Константинополя, которое позволяло контролировать важнейшие пути, держать руку на пульсе важнейшей торговой жилы, интенсивно участвовать в торговле,представляло удобное место для создания укреплений, военных баз, крепостей и т.д. 
К преимуществам Востока над Западом можно ещё отнести то что Восток был богаче,  являлся более урбанизированным, проводил более эффективную налоговую политику, обладал более цельной армией, не раздираемой этническими, конфессиональными и финансовыми противоречиями; структура аппарата  правления Востока оказалась более прочной.
   Сами по себе императоры не слишком блистали мудростью, за исключением, пожалуй, Юстиниана. Но им повезло, как это принято говорить сейчас,  с командой.  Советники императоров были дальновидные и умные политики, и их советы помогали Империи выдерживать натиск внешних и внутренних угроз.
  Собственно говоря, внешняя угроза, была не меньшей, чем  в Римской Империи, но за счёт небольшого относительно пространства, имеющего выгодное стратегическое положение, Восточная Империя добилась  крепкой обороноспособности и неприступности своей территории.  Она имела восточную границу с Персией - мы уже говорили о ней - и на северной границе  вдоль реки Дунай с мощными  и воинствующими народами, такие как авары, славяне и булгары. 
 Одной из значительных  внутренних проблем является  раскол на религиозной почве, но, как я уже говорил, администрация справлялась с этим, по крайней мере, на протяжении 400 лет. Восточная Империя за этот период  вполне успешно отражала атаки соседей. 
  Осью всех ересей  того времени являлось представление о природе Христа. Отношения его человеческой природы к божественной сущности. И если выражаться, грубо упрощая, то несториане подчеркивали человеческую природу Христа; монофизиты  - Его божественную сущность.
 Название несториане пошло от имени епископа и патриарха Константинополя Нестория.  Они утверждали, что Христос был  просто человек, но обладал ещё и божественной сущностью, причём одно было отдельно от другого.
 Если Христос был Бог, то как же Он мог быть распят и умер?  Если Он знал, что Он воскреснет, то в чём заключается жертва, принесённая им  ради человечества?  Много ещё каверзных и хитрых вопросов можно было сплести вокруг понятия сущности Христа, но Несторий  был низложен  Третьим Вселенским Советом в  Эфесе в Малой Азии в 431г.
Первый и Второй Вселенские Советы были созваны для решения вопроса относительно арианизма. Арианство, как вы помните,  утверждало отношения субординации между Отцом, Сыном и Святым Духом. 
Монофизиты ставили акцент на божественной сущности Бога, и их оппонентами были несториане, но яростными противниками тех и других - ортодоксы, если можно так выразиться.  Как те, так и другие, по мнению ортодоксов, размывали истинное понятие о Боге и наносили вред христианской вере.
  Если Бог является просто человеком, то как Он сможет спасти людей от ада, а если Он абсолютно божественный, то как он мог страдать на кресте и умереть, не обладая элементами человеческой природы, и, главное, зачем тогда нужно отличать Его от Отца.  Абсолютное не может быть создано или рождено, потому что оно вечное.
   Богослов Григорий Нисский пишет примерно в 500 н.э., что дух теологических споров настолько велик, что почти в любой лавке вы видите лавочника, философствующего рождённом и не рождённом, а в булочной пекарь рассуждает об отношениях Отца и Сына. 
Это наводит на мысль о том, что  вопросы, связанные с Богом, волновали не только интеллектуалов и священников, но приобрели общенародный и политический интерес.
 В 451-454 г. Халкидонский Собор осудил монофизитов.  Он определил, что Христос имеет две природы. Они обе совершенны и не делимы, но они разделены. Две сущности, один человек, одна ипостась, под которой мы понимаем то, что существует в своем собственном праве.
Решение предложил Папа Римский Лев Великий, который ранее вёл переговоры с гуннами.  Запад имел счастье не испытывать такого рода теологические распри, хотя Константинополь является гораздо более мощным в 450 г., чем Рим, который вот-вот рухнет окончательно. Тем не менее, Константинополь  обязан Риму  решением проблемы монофизитства, устраивающее, по крайней мере, большинство.
 Конечно не все признали решение Халкидонского Собора, и это привело к расколу. Патриарх Александрии возглавит всех недовольных решением Собора, в то время как Египет, Сирия, и до некоторой степени Ливан и Палестина станут прочно на сторону монофизитства. 
   Сегодняшние монофизиты -  это представители той части христианства, которая называется копты, и которые в Египте составляют 10% населения , а также христиане монофизиты - и христиане Эфиопии, которые образуют чуть более 50% населения Эфиопии.    В общем, теологическая основа для всех этих христиан-коптов  была  издавна заложена монофизитами.
   В современном мире остались также и потомки несториан.  Они особенно укрепились в Центральной Азии. Вам приходилось читать о путешествиях Марко Поло в 13 веке?   Именно несториане часто служили переводчиками, гидами и инструкторами в Центральной Азии для западных путешественников.    
Но в отличие от несториан, копты являлись внутренней проблемой Восточной Империи.   Монофизиты, или копты,  не любили ортодоксальность  и Византийских императоров.  Последние пытались придти с ними к компромиссу.
 Например: Император Зенон  (474 г. - 491г .)  издаёт документ, называемый Энотикон.  И ещё на примере  Константина, мы видели, как императоры пытаются вмешиваться в решение религиозных споров.
 Энотикон говорит сначала довольно уклончиво: "Один из Троицы воплотился."
 И тут же вполне определённо запрещает любое дальнейшее обсуждение. Это мало  кому понравилось.
Зенона сменил Анастасий, который был монофизитом. А в шестом веке император Юстиниан  являлся ожесточенным  противником монофизитов, но его жена была, своего рода, полу-монофизитом. Возможно, это  имело политическое значение.  Так как оба они были эффективные правители, монофизиты  склонялись к императрице Феодоре, а православные ортодоксы  - к Юстиниану.
   Итак, в пятом веке Восточная Империя выживает, вопреки обострившимся религиозным противоречиям.   В начале шестого века Восточная Империя предпринимала попытки присоединить к себе западную часть, некогда входившую в состав Римской Империи.
Империя Юстиниана была чрезмерно расширена. Это завоевание, наверное, было ошибкой, создавая перерасширение. Первоначально главным врагом Византии в конце шестого века, в начале семь века - будет Персия.
 А кроме того, в то же время, Византия  испытывала вторжения с Балкан, с Дунайской пограничной линии. Вторжения славян, аваров и персов на Востоке.
В 591г. смута свергла персидского правителя, который, как ни странно, бежал в Византию в поисках убежища, где император Маврикий помог ему вернуть свой ;;трон.   В 591г. был заключён мир между Персией и Византией, и Византия, казалось, вышла из череды войн конца шестого века.
 Это позволило Маурицию обратить внимание на Северо-западный фронт, где авары представляли огромную.
Авары пришли из Центральной Азии на Балканы.  С ними приходят и славяне.
 Как правило, дело изображается таким образом, будто славян вели  за собой авары, но на самом деле картина довольно неясная и наверняка более сложная.
Может, такое упрощённое представление сформировалось  из-за желания немного принизить славян, но повторяю, трудно сказать, как дело обстояло на самом деле.
Во всяком случае,  авары взяли большие города на Балканах. А в 492 году Мауриций пытается оттеснить их обратно за Дунай. Его армия взбунтовалась, и он был свергнут, а затем убит.   
Начало седьмого века является периодом максимальной опасности для Византии. Это длится, с периодическими вспышками, с 602 г., свержение Мауриция, до 717 г., осады Константинополя арабами.  Сразу же, новый император Фока  подвергается нападению Персии.   Персидский царь, жаждавший отомстить за убийство своего благодетеля, по сути, просто возобновляет войну с Константинополем. 
  В 608 - 609 гг. Персы выступают в союзе с аварами.
В 617 г. персы захватывают Египет, Сирию, Иерусалим, из которого увозят реликвию Святого Креста в свою столицу. 
Император Ираклий организует сопротивление, вместе с патриархом осаде, которая с обеих сторон города Константинополя. С одной стороны, за Стеной Феодосия - авары и славяне на Босфоре;  с азиатской стороны Босфора атакуют персы.  Ираклий оставляет город на попечение патриарха, и идёт в атаку на персов с тыла.
Патриарх организует оборону города и приказывает вывесить на стены осаждённого города чудотворные иконы, таким образом, чтобы  лики смотрели на врагов. 
 Патриарх приказал  Церкви переплавить все церковные сокровища для выплаты денег армии. Такой патриотический поступок, чудодейственные иконы, дух народа, высоко технические(для своего века) вооружения позволили Константинополю выдерживать довольно длительную двойную осаду: с одной стороны - персов, и аваров со славянами - с другой.  Кстати, я заметил на лице одного из студентов улыбку при слове чудодейственные иконы.
  Вероятно, некоторые из вас находят забавным, что чудодейственные иконы сильно помогали сражаться с врагом, не так ли? Я учёный человек, основную часть своей жизни отдавший изучению истории, я заверяю вас, что да, чудодейственные иконы очень сильно помогали. Вам известно, что такое Дух народа?  Вы знаете, что Дух невозможен без Веры? Вы помните сражение у Фермопильского ущелья царя Леонида, а битву при Алезии Юлия Цезаря, а битву под Сталинградом?  Дух народа вершит чудеса. Почему же вы не верите в чудодейственную икону, которая олицетворяет Веру, которая вызывает к жизни народный Дух?   
   Итак, после многолетней войны Ираклий разбивает персов в сражении при Ниневии в 627 г.
  Мощь Персидской империи практически подорвана. В 627 г.  Византия, казалась триумфальным лидером, но тут появляется другая мощная сила.
 Первые Арабские нападения  были в 634 г., через двенадцать лет после Хиджры Мухаммеда. К 636 г., они захватили Сирию, а к 638 г.  взят Иерусалим; и Животворящий Крест оказывается в руках врагов.
Персия в 640 г.  будет подчинена арабам. Египет был покорён арабами в 645 г.      
  Во владении Империи остались Балканы и Анатолия.
Империя настолько ослабела под натиском врагов, что преемник Ираклия, император Констант II, перенес столицу в Сицилию, на запад.
 Констант II правил  из Сиракуз. Он был последним императором, посетившим  Рим.  Он словно призрак отца Гамлета встретился с призраком былого величия Рима. 
 В 647 г. арабский флот появился у Константинополя. 
В 678 г. против арабского флота был применён, так называемый "греческий огонь."  Это своего рода метательный снаряд, запускаемый при помощи катапульты, который, достигнув цели, взрывался огнём. Это являлось военным хайтеком того времени, и какой то период было эксклюзивом Византии.
 Возможно это сыграло решающую роль в том, что Восточная Империя выдержала даже эту атаку.
    Надо сказать, арабы проявили высокую степень адаптивности, ведь заметьте, арабы, являющиеся жителями пустыни, почти не видавшие моря,  приобрели флот и в короткое время овладели искусством навигации.
Седьмой век является поворотным пунктом в судьбе  Восточной Империи, которая, кроме того, что после императора Юстиниана латинский язык был заменён греческим, с потерей Египта и Ближнего Востока по сути стала  Греческой Империей.  Можно сказать, что это была ортодоксальная империя.   
  До 1054 г.  ортодоксальный мир Востока и католический мир Запада ещё не были жёстко разделены.
В конце седьмого века в Византии появилась ещё одна ересь, вносящая раскол - иконоборчество.
Упрощённо говоря,  идея иконоборчества заключалась в том, что образы, а в особенности, иконы, являются опасными, потому что поклонение им превращается в поклонение самим символам, а не тем, кого они символизируют. 
Поэтому иконоборцы считают необходим запрет изображений кого-либо.
Крест считается допустимым, но не изображение святого. Даже изображение Христа является нежелательным, потому что в процессе поклонения оно становится священным предметом само по себе, и таким образом, поклонение Богу трансформируется в поклонение предмету, а это, как вы знаете, есть идолопоклонство, то есть язычество, которое является осквернением христианства.   
Было бы вполне логично предположить, что это имело некоторое отношение к исламу. Потому что ислам, в своих самых монотеистических проявлениях смотрит неодобрительно и запрещает изображение божественных фигур в оформлении сакральных пространств, чтобы таким образом не возвеличивать  святых деятелей, даже таких как  сам Пророк. Отсутствуют изображения Мухаммеда в широком домашнем употреблении, а также в оформлении мечетей.
   Приверженцы ислама довольно последовательно упрекают христианство в том, что по сути, оно представляет собой не монотеизм, а искусно скрытую форму идолопоклонства. потому что верующие  поклоняются огромному количеству священных предметов. 
  Такой бурный успех ислама и успехи арабов в войне с Византией могли быть обусловлены  отходом последней от духа монотеизма и переходу к поклонению множеству богов, однако это всего лишь предположение.
  Многие статуи в северной Европе были обезглавлены протестантами в 16 и 17 веках, а витражи разрушены. Протестантизм содержал в себе элементы иконоборчества, полагая, что  католическая церковь была суеверна, почитала множество святых, воплощённых в статуях и изображениях, и забыла фокусировать внимание на Едином Боге.
Тем не менее, только к 843 г. была урегулирована эта проблема. 
Это происходило периодами урегулирования, а затем рецидива. Это противоречие  длилось 150 - 160 лет. Время от времени, оно разделяло империю полностью, порой нет. Это, как правило, зависело от поддержки императора.
  Иконоборчество по большей части поддерживалось императорами, как способ объединить и мобилизовать Империю вокруг фигуры императора, и не допускать рассеивание энергии народного духа на огромное множество различных святых фигур.
  В целом тенденция Империи такова: города, за исключением Константинополя,  становятся больше похожими на крепости, население превращается из городского преимущественно в сельское, торговля чахнет, уровень жизни людей падает, библиотеки ещё стоят и книги ещё не сожгли, но их уже никто не читает, потому что общество  становится всё более милитаризованным, более религиозным, пропитанным духом вечно осаждённой крепости.   В общем, Империя была готова, чтобы содрогнуться и рухнуть мод мощным натиском молодой, но могучей и быстро нарастающей силы - ислама.

[end of transcript]