О Париже и не только...

Валентина Лис
     Ну, до чего же смешливый и приметливый наш русский народ! К тому же любитель давать прозвища. Правда, не всегда точные…
    Моя «импортная» фамилия сразу же привела в восторг моих одноклассников. А если учесть, что 1936-37 годы были годами полета в небо Валерия Чкалова и знаменитой женской тройки летчиц, то полкласса носило имя Валентина и Валерий. Так что очень удобно было дразнить меня: «Лиса» да «лиса». Но ребята не учли, что у «Лисы» бычий характер и хороший хук слева, после которого я словесно, подробно и доходчиво объясняла, что фамилия моя – от бабушки и что в Россию она приехала в 12 лет, и поэтому плохо говорит по-русски.
     Подросши, я показывала ребятам на карте мира город Ипр во Франции, где на реке Лис, в семи километрах от города, в 1914 году был в войне впервые применен отравляющий газ, названный «ипритом». Я очень гордилась своей знаменитой «однофамилицей»: Отечественная война не совсем еще выветрилась из моей головенки.
    Позже своим кавалерам, не знакомым с творчеством Виктора Гюго, я зачитывала то место в романе, где Флер де Лис встречается с Фебом. Иногда в романтическом порыве я пеняла своей мамочке, почему она не назвала меня Розой или Виолой. Я мечтала также о своем капитане Грее.
     По мере накопления читательского и жизненного опыта я находила много географических названий и литературных персонажей, носивших мою фамилию. Ну и пусть «Лиса», «Лисонька»! – да и от хука слева я устала: сначала стала взрослой, а теперь старой…
     …Военные – всегда путешественники поневоле. А если они еще с чертами авантюрного характера, то своим энтузиазмом туризма заражают близких. Так на мотоцикле Иж с коляской мы с родителями проехали по местам былых боев нашего отца. Потом на машине наши родители показали подрастающим внукам и Митридат, и Сапун-гору, и Мамаев курган, и, конечно, Можайск и Бородино. Наши дети бегали по фашинам, флешам, редутам, искали осколки той, 1812 года, и этой, 1941 г., войн – для сувениров.
     А я стояла на холме и вспоминала музей в Бородино, где мы подростками разглядывали кремневое  огнестрельное оружие – мушкеты, карабины, пистолеты, и экскурсовод говорил нам о прогрессе вооружения  пехоты армии Наполеона, сравнивая гренадеров и кавалеристов. Меня меньше интересовали всякие мортирки и ядра: эффектная форма кавалеристов с их позолоченными палашами восхищала меня. И все в музее казалось таким далеким и древним, как амфоры и мифы. Я долго стояла перед диорамой Бородинского сражения: и световые эффекты, и дикторский текст мною воспринимались как художественный фильм, хотя я очень люблю военных художников – Немцова, Мальцева, Самсонова, но особенно Верещагина.     …Став учителем, уже своим ученикам я рассказывала о Бородино, показывала иллюстрации к стихотворению Лермонтова и сравнивала подвиги нашего народа в 1812 г. с  подвигами в Великую Отечественную. И вдруг услышала вопрос: «А вы Наполеона видели?» Я удивилась, поняв, что для своих учеников я такая древняя, как для меня черепки в раскопках Египта.
     На днях я сказала своей правнучке, что ей столько же лет, сколько было мне, когда началась война с гитлеровцами. Ее бабушка резко оборвала меня: «Ребенку не нужно знать о войне!» И будто иголка под ноготь, из лермонтовского «Бородино»:
Звенел булат, картечь визжала.
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел...
     И опять, как в документальном кино, в памяти прошли картины детства в фашистской оккупации.
     Нет, память – она всегда ПАМЯТЬ!
     Историческая!
     В детстве мне хотелось быть то  Жанной д'Арк, то Наташей Ростовой, то Зоей Космодемьянской …
     Неожиданно всплыло мое уже совсем не юношеское стихотворение – мечта:
Хотелось бы мне побывать в Париже,
Чтоб к Эйфелевой башне быть поближе
Иль из окошка видеть Нотр-Дам,
Фиалки б мне дарили по утрам,
Под кружевным зонтом, в карете
                в жаркий день
Кататься.
Но плетень,
                на той земле,
Где мой пупок зарыт,
                Так крепко держит,
Что…
                Шалишь!
Пусть детским сном останется Париж!
     И хотя мои внуки запросто теперь летают по праздникам в Париж, мы все помним и должны помнить, что «Москва за нами!» и пусть «Не спят в нашем крае березы, в Париже каштаны не спят»!
     А в честь 200-летия Бородинского сражения я под окном на даче, у забора посадила каштан. Мое сакральное дерево-оберег.
     Милости просим в гости!