5. Комсомол. Окончание школы

Андрей Михайлович Толоконников
   (начало Хроники "Семь лет моей юности" читайте здесь: http://www.proza.ru/2014/05/12/1414

   а её предыдущую часть здесь::
http://www.proza.ru/2014/05/15/802)

12. ПОСЛЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ

А затем я ещё полгода заканчивал школу.
Уже в конце учёбы выяснилось, что я формально числился в членах школьного комитета, но меня никогда не приглашали на его заседания, ожидая, когда я сам покину его, окончив школу. Наверное, решили не выгонять и из комитета, чтобы не привлекать к школе и району неблагосклонного внимания сверху.

Не знаю, что в Высшей комсомольской школе было известно про мою историю с районной конференцией, но после неё я ни разу к ним не ездил, а они ничего мне не прислали про приближавшуюся сессию. Мама сказала мне затаиться, и нигде не засвечиваться. Родители про ВКШ старались никогда мне не напоминать, словно и не было в жизни школьника тех счастливых вечеров с вузовскими лекциями.

В газетах я стал чуть чаще встречать заметки про учителей-новаторов, про энтузиастов улучшения школьной жизни, очерки Соловейчика и Хилтунена. Но я уже читал их, стараясь не впускать в себя, и не давая радостным ожиданиям захватить меня и толкнуть на новое безрассудство.

После выпускных экзаменов секретарша директора школы под роспись выдала нам характеристики. Свою я аккуратно согнул пополам и вложил в журнал, лежавший в портфеле.

Был приятный нежаркий июньский денёк, и мы вчетвером душевно прошлись, сделав крюк по тенистому переулку. Десять лет школы закончились, а то, что ждало впереди, было непонятно и волнительно. Одно было ясно – будущее, конечно, было интереснее школы.

Серёга рассказывал, у каких знаменитостей он будет брать интервью, когда станет журналистом, Боря вскрикивал: «Скоро вы все поймёте, зачем у меня была пятёрка по геометрии!» Он собирался в артиллерийское училище куда-то в Сибирь.

Витёк собирался учиться на, как он говорил, «женского гинеколога». Эту странную мечту он впервые озвучил уже года три назад на посиделках во дворе. Пацаны тогда изумились необычности его будущего, а точнее, даже его экзотичности и пикантности. И тут он добавил: «Буду лечить девушек от недомоганий, а затем знакомить с моими друзьями!»

Это было бомбой. Уже в первый вечер его угостили одной жвачкой и двумя конфетами. А утром в школе ему отломил половину своего бутерброда занудный очкарик Вася из соседнего класса, известный своей жадностью. Я рассмеялся, а он тихо пояснил, что «знакомство с женским гинекологом ещё никому не помешало».

Вся эта история сильно повлияла на Витьку, и постепенно он стал важным гордецом, каким и остался навсегда. Наверное, это хорошо, потому что на пациенток его солидность оказывает успокаивающее воздействие.
Мы шли по солнышку, а он хвалился, что уже выучил названия пяти «латинских костей».

Он надоел Борьке и тот перебил его: «Ну, а ты, Профессор, так и пойдёшь мозги изучать?»
Я сказал: «Более того, я уже на первом курсе научно докажу, что у Серёги в голове одни девчата».
Тот вдруг засмущался: «Ну, разве это помешает быть журналистом?» И подмигнул Борьке: «Вот из пушек палить это точно помешает».

Мне вдруг захотелось им сказать, и я сказал, что на первом курсе я для себя выучу новый язык, законспектирую сто книг и каждый день по полчаса буду развивать мышление.
А ещё я любил рассказывать людям то, что впечатлило меня, и поэтому хотел ходить в театральную студию при вузе. А ещё…

Ещё я хотел бы по вечерам после университета ездить в Высшую комсомольскую школу, слушать их лекции и дискуссии, читать книги политических философов, которые мы там проходили.
Но я чувствовал, что дверь в ВКШ захлопнулась навсегда, и мне ещё повезло, что её захлопнули молча.

Пацаны ещё поостроумничали про психов, которые будут гоняться за мной на работе, и возле наших домов мы простились. Впереди была свобода и поступление в вуз, где наверняка, такая же увлекательная и счастливая жизнь, как и в ВКШ.

13. НАЧАЛО ЖИЗНИ ПОСЛЕ ШКОЛЫ

Мама открыла дверь и услышала, как ещё из подъезда я заявил: «Вас приветствует человек, официально признанный взрослым! А неофициально – человек, самим собой признанный голодным!»

Она рассмеялась, и мы обнялись в коридоре, а потом она, как в кино, чмокнула меня в лоб.
«Сегодня я последний раз был в школе!»
«А характеристика?»
«Да вот она», - я вынул ей из портфеля бумажку и пошёл мыть руки. Шёл я через кухню, на столе в которой увидел тазик с пирожками, а на плите – горячие кастрюлю и сковородку, крышки которых были прикрыты полотенцами. Я сладко улыбнулся и тут же услышал вскрик.

Широко открытые глаза на побледневшем лице мамы уставились в листок, который дрожал в её руках. Она в шоке то зажмуривала глаза, то вновь смотрела в текст. Затем повернула ко мне бледное лицо и как-то всхлипнула. 
Я уже читал – там было написано ВСЁ.

Сначала это, конечно, оглушило, но острая боль за маму не дала впасть в огорчение за себя. Я не знал, что ей сказать, и только обнимал и гладил по плечу.

И тут она с болью выкрикнула: «Она же обещала! Сука!»
Я впервые слышал от неё такое и сострадание к маме вытеснилось ненавистью к замполитше. Она подло обманула маму, ударив её в самое больное – в будущее её сына.

Мама побежала переодеваться, и мы почти бегом пошли с ней в школу.
Она гневно ворвалась в кабинет замполитши, но еле успела дверь распахнуться, как та сходу крикнула: «Это не школа решает, не к нам претензии! А вас тогда успокоили, чтобы зря не нервничали эти полгода. Этого же всё равно не исправить!»

Мама молча жгла её взглядом и глубоко дышала. Потом открыла рот. Наверное, чтобы сказать что-то ненавидящее, но вместо этого резко махнула рукой и быстро пошла к кабинету директора.
Замполитша успокоилась и даже высунулась вослед нам в коридор: «Да, он сам виноват, я сколько предупреждала его не делать глупости!» Мама даже не обернулась.

Пожилая секретарша директора сказала, что директора нет, она уехала в районо, но мама, закусив нижнюю губу, прошла мимо неё и с яростью толкнула дверь. Там было пусто.

Секретарша не стала возмущаться, а только сказала: «Про Вашего сына спущено очень с высока, мы ни при чём. И про эту запись знает мало человек, но если Вы будете шуметь, то про неё узнают и другие, и это только повредит его будущему.
Мой вам совет: найдите ему работу попроще, где настолько нужны неквалифицированные подсобники, что возьмут его и без характеристики. И в другом году будет поступать с характеристикой с места работы. Главное – сейчас не сообщайте людям о его характеристике, не делайте его подозрительным для них».

Мама, сжав челюсти, мрачно смотрела на неё, а потом гневно сказала: «Но он сейчас хочет учиться и готов к этому больше других!» Было видно, что этой фразой она выпустила пар. Потом тихо сказала спасибо, и мы пошли домой. Всю дорогу она молчала, а я виновато задыхался от того, что принёс ей столько горя своим бестолковым поведением.

В эти минуты я был готов пойти в эти ассенизаторы хоть на три года, лишь бы она перестала так мучиться.
Но исправить уже ничего было нельзя.
Я лепетал, что буду снова готовиться и в будущем году поступлю ещё лучше, но она молчала, разрывая мне сердце.

Дома мама помыла руки и, закрылась в спальне. Я попытался зайти, но она крикнула «Нет!», и я так и остался долго стоять у закрытой двери, за которой она тихо плакала.
Я бессильно проклинал свою безмозглую активность, а когда от вины перед родителями стало совсем невыносимо, то отошёл в ванную и стал там негромко стучать лбом об угол дверного косяка. Боль внешняя слегка отвлекла от боли внутренней.
А затем мама открыла дверь и прошла умываться в ванную – приближалось время папиного возвращения с работы.

Если в прошлый раз мама сказала мне «Давай не огорчать папу», то в этот раз это было бессмысленно. Он выслушал всё с видом оглушённого, потом долго молча смотрел на меня, а затем с горечью говорил мне, сколько сил они вложили в то, чтобы я получил самое лучшее образование, и в мои мозги, и как они надеялись, что мозги будут и дальше непрерывно развиваться. И т.д. и т.п.

Он говорил и говорил, распаляя свой гнев на меня, и я уже не мог переносить пронзающую боль от своей огромной вины. Мозги не выдерживали событий этого дня. Я продолжал смотреть на папу, но теперь словно сквозь него, и лицо его стало видно словно в тумане.
Как и моё будущее.

Так я закончил школу.

 (Продолжение читайте здесь: http://www.proza.ru/2014/05/19/1848)