сердце щемило

Маргарита Школьниксон-Смишко
В Берлин Роза вернулась не вместе с Костей, а с его мамой. Им же до середины июля придётся ограничиться перепиской. Костю угнетало положение маминого иждивенца, поэтому Роза не перстовала пытаться устроить его лектором в партийной школе. Поэтому она начинает направлять его чтение в смысле подготовки к предстоящей работе.

"Фриденау  8.05.1908

Дорогой любимый, Ниуниуку, сегодня получила твоё третье письмо (нумерируй их, любимый, ради контроля). Надеюсь и ты получишь сегодня моё второе письмо.
Сегодня мне уже лучше, мигрень почти прошла, пытаюсь работать и утром гуляла. Сидела на нашей скамейке под памятником Бисмарку, на лугу играла целая школа мальчишек, шумела, визжала, подальше большие играли в тенис. Сердце щемило, и я сидела как мёртвая...Ниуниу, дорогой, мне хочется о многом с тобой поговорить, обо всём, что я читаю, а писать не могу, поучительные письма мне кажутся такими неестественными.  Что ты мне пишешь о Мигнете, я хорошо знаю. Но, любимый, это с каждой книгой так, потому что всякая книга ужасно невсеобъемлюща; меня всегда при чтении мучает потребность добраться до сущности вещей,  а возникает впечатление, что тебе предлагают лишь крошечку,  главное же остаётся скрытым. Этому можно помочь только МНОГИМИ книгами, и со временем  знание сконденсируется. Я сейчас читаю одну из книг, которую приготовила для тебя: о Каберте — новую толстую французскую книгу. Написано основательно и правдиво, и одновременно ясно и просто по форме, так что читать сполошное наслаждение . Надеюсь, ты также с охотой прочтёшь. Чтобы оставаться с тобой в контакте, мне бы больше всего хотелось сейчас читать все те же книги, что и ты читаешь; с нежной любовью перелистываю я Беккера (Коммуна 1793), Фурье и т.п., потому что это книги, которые ты скоро будешь держать в своих руках. Гугу, посылаю тебе 7 книг:

1.Кришевски
2.Беккер
3.Гролих (Фурье)
4.Либкнехт (Овен)
от К.К.
5.Лор. Штайн
6.Томас (Бабёф)
7.Жанет (Сан-Симон)


Книги от К.К. (Карла Каутского) прочти, сделай себе заметки и пошли мне вскорости обратно, потому что я не хочу, чтобы он узнал, что я их тебе посылала. Прежде всего читай всё о революции и сразу же письменно сформулируй главу. (...)"

Конечно, Косте льстила такая высокая оценка его способностей, он хотел ей соответствовать и погрузился в предложенное чтение.

иллюстрация - набросок лежащего Кости, сделанный Розой