Неунывающий Эдуард

Юрий Язовских
Недавно мое внимание привлекла фигура малоизвестного  у нас исторического деятеля — короля Англии Эдуарда IV. В нашей истории подобных властителей кот наплакал, но мне Эдуард приглянулся не только по причине своей достаточно выдающейся политической карьеры, а как человек, который может быть образцом для всех нас. За свою жизнь он испытал на себе все превратности судьбы, но рук никогда не опускал и в итоге выиграл все битвы, в которых участвовал (как военные, так и политические).

Многие, наверное, слышали про войну Алой и Белой розы в средневековой Англии — это была почти 30-летняя война между семейством Йорков (на их эмблеме была белая роза) и семейкой Ланкастеров (они имели на гербе алую розу). Время действия — 15 век (начало войны можно отнести примерно к 1455 году). На троне в тот момент находился король Генрих VI, которого короновали еще ребенком. Проблема была в том, что Генрих имел проблемы с головой и не мог толком управлять страной. Действующий король даже не мог вмешаться в борьбу феодальных группировок — он лишь с удивлением взирал на происходящие события, а его самого, как марионетку, использовала то одна сторона, то другая. Ситуация чем-то схожа с сегодняшней Россией - только у нас есть разного рода Ланкастеры, но нет Йорков (Навальный - совсем не Йорк).

В средневековой Англии основной причиной войны стала не столько слабость королевской власти, сколько общественное негодование по поводу крушения империи (в результате Столетней войны Англия потеряла почти все владения на континенте, причем потери происходили с ужасающей быстротой). Поскольку фактически страной управляли представители семьи Ланкастеров (прикрываясь королем), то требовалось отстранить от власти именно эту семейку. За эту задачу и взялись Йорки. Сначала их повел за собой герцог Ричард Йоркский — отец неунывающего Эдуарда. Это был человек вполне достойный быть королем, но так им и не ставший. В 1460-м году он захватил короля Генриха в плен, но убить его не решился: король сделал Йорка главой правительства и своим наследником после смерти. Возможно, что все на этом и закончилось бы, но в дело вмешалась одна из самых мерзостных женщин во всемирной истории — жена Генриха VI Маргарита Анжуйская — племянница французского короля (за ее мужское поведение современники называли ее "вульгарной"). В результате передачи власти Ричарду Йоркскому ее сын лишался короны Англии, а этого она допустить не могла — ради короны она была готова пожертвовать всей страной, включая всех ее жителей. Поддерживаемая Ланкастерами, Маргарита собрала войско, которое разбило армию Ричарда — сам Йорк и один из его сыновей погибли. Благодаря озверевшей Маргарите с этого момента война стала приобретать характер резни — в плен вождей противоборствующей группировки брать перестали, а головы двух вождей Йорков и вовсе выставили на кольях в одноименном городе. После еще одной победы над войском Йорков (под руководством Уорвика) королева завладела своим мужем — Генрихом. Он в этой войне использовался как переходящий приз.

После битвы, в которой погиб Ричард Йорк, на авансцену вышел старший сын Йорка — 18-летний Эдуард, граф Марч. Он возглавлял одну из йоркистских армий и сразу же нанес поражение сторонникам Ланкастеров в сражении при Мортимер Кросс (на границе Англии и Уэльса). Затем, не теряя времени, Эдуард двинулся на Лондон и короновался там 1 марта 1461 года. Маргарита и бывший король Генрих в это время отошли на север Англии. Новый король не задержался в Лондоне и направился на встречу с Маргаритой — в итоге ее войска были разбиты в ходе кровопролитнейшей битвы неподалеку от города Йорка (при Тоутоне).

К большому сожалению, Маргарите удалось ускользнуть и эта упорная стерва, разумеется, не угомонилась. При поддержке Франции, Шотландии и Бургундии она продолжила борьбу с Эдуардом. В 1462 году Эдуард вновь разгромил войска противника и  проявил великодушие, простив ряд ланкастерских герцогов и графов. Эдуард — как покажут дальнейшие события — был довольно миролюбивым королем. Но в данном случае его великодушие на пользу ему не пошло: прощенные предали его. В следующем году "французская волчица" вернулась с новым войском и высадилась на севере страны, но опять солдаты Эдуарда одержали победу. Теперь Маргарите пришлось бежать во Францию, буквально в одном платье, бросив все "чемоданы".  После небольшой передышки прощенный Эдуардом герцог Сомерсет вновь поднял Ланкастеров на борьбу, но королевская армия Джона Невилла снова разбила Ланкастеров.

Итак, в 1464 году война Роз, вроде бы, завершилась: Маргарита спряталась во Франции, вожди Ланкастеров были казнены, бывший король Генрих посажен в Тауэр, а Эдуард IV после трудов праведных решил отдохнуть, передоверив управление страной одному из йоркистов - графу Уорвику (Уорику).

Казалось, что дела у нового короля идут просто замечательно: он увлекался женщинами, охотился и пировал. А что еще ожидать от 22-летнего парня, который все последние годы проводил в седле?…  Но потом король влюбился в одну вдову — Елизавету Вудвилл и тайно женился на ней. После этого между ним и Уорвиком пробежала черная кошка: фактический правитель Англии собирался женить короля на зарубежной невесте — для укрепления международного положения Англии, а король взял и женился по любви! Помните песню Аллы Пугачевой про короля? -  "Но что ни говори, жениться по любви. - Не может ни один, ни один король". - Может! Эдуард тому доказательство.
 
По этой или какой-то другой причине, но Уорвик при поддержке брата короля Кларенса нанес Эдуарду удар в спину (это уже была не война Роз, а началась разборка между Йорками). В 1470 году король был обманом пленен и увезен в замок Уорвика, а отец и брат королевы Елизаветы были казнены. Взятый в заложники король был вынужден пойти на уступки Уорвику и Кларенсу, подписал всем прощение и был отпущен.

Казалось, что конфликт исчерпан, но в том же году Эдуард собрал войско якобы против повстанцев на севере страны и, имея под рукой армию, обвинил Уорвика и Кларенса в измене (вполне логичное решение) и тем ничего не оставалось, как сбежать во Францию — к обретающейся там Маргарите. Подталкиваемые в спину французским королем Людовиком два недавно еще смертельных врага — Уорвик и Маргарита — объединились против общего противника Эдуарда. Уорвик оказался таким же беспринципным, что и королева Марго. Власть для обоих была превыше всего! 

В том же 1470 году (год оказался весьма урожайным на события!) Уорвик и Кларенс высадились в Англии, подняли на мятеж южные графства Англии и двинулись на Лондон. Эдуард в это время был севернее Лондона, собирая армию для борьбы с высадившимися мятежниками. Тем временем, Уорвик вошел в Лондон, освободил из Тауэра предыдущего короля Генриха, вновь посадил эту марионетку на трон и отправился с войском к Эдуарду. Одновременно с севера на короля двигались повстанцы. Вдобавок ко всем этим неприятностям Эдуард узнал, что еще один из Йорков — брат Уорвика Нортумберленд тоже предал его. В результате король был вынужден бежать со своими приближенными к своему шурину (мужу сестры) - в Бургундию (на востоке современной Франции).

Итак, все потеряно для Эдуарда? Ничего подобного! Неунывающий Эдуард и не думал сдаваться. Получив от герцога Бургундии Карла Смелого небольшой отряд наемных солдат (около 1200 голов), в марте 1471 года Эдуард вновь вернулся в Англию, высадившись на северо-востоке страны (всего под его началом было около 2 тыс. человек). Высадка произошла там, где Эдуарда совсем не ждали — на землях приверженцев Ланкастеров. Со своим небольшим отрядом он стал продвигаться по направлению к Лондону, собирая под свои знамена йоркистов. Вчетверо большую армию Нортумберленда, которая преградила ему путь, он просто обогнул, не вступая в бой — при этом, его противник даже не заметил этого маневра. Навстречу Эдуарду выдвинулось войско Уорвика, в двух переходах от него находился преследующий его Нортумберленд, но Эдуард умело маневрировал, избегая встречи с этими двумя армиями и собирая своих сторонников. Тем временем его младший брат Кларенс перешел на сторону Эдуарда, недовольный союзом всесильного Уорвика с Маргаритой. В итоге Эдуард вышел к Лондону, так и не встретившись со своими врагами, и приготовился к сражению на том месте, которое выбрал сам.

14 апреля 1471 года состоялась битва при небольшом городке Барнете, которая и решила вопрос о том, кто будет править в стране. На стороне Эдуарда были не только наемники и набранные им ополченцы (ок. 10 тыс. чел.), но и силы небесные. На место сражения перед битвой лег густой туман и когда один из Ланкастеров (лорд Оксфорд), командовавший левым флангом Уорвика, успешно наступал на позиции Эдуарда, то он умудрился заблудиться в тумане! Его солдаты, преследуя противника, вышли не в тыл армии Эдуарда, а напоролись на собственных союзников. Те приняли их за войска Эдуарда и обрушили град стрел на своих! Потом ошибка обнаружилась, но возникло предположение, что Оксфорд переметнулся на сторону короля (иначе, зачем он стал наступать на союзников?). В итоге Оксфорд и вовсе увел уцелевших людей с поля боя! Армия Эдуарда одержала победу в сражении, а попытавшийся скрыться Уорвик был убит.

Но приключения Эдуарда на этом не закончились. В день битвы при Барнете на побережье Англии высадилась неугомонная Маргарита с французскими наемниками. Поначалу, узнав о гибели Уорвика, она думала, что все пропало, но потом воспряла духом, собираясь соединиться с восставшими валлийцами — сторонниками Ланкастеров. Эдуард стремился не допустить этого и быстро собрав новую армию, двигался за армией Маргариты, буквально наступая ей на пятки. В последний день перед битвой обе армии преодолели около 65 километров! Соединиться с валлийцами Маргарите так не удалось и в сражении у Тюксбери 4 мая 1471 года армия "французской волчицы" проиграла: большинство ее сторонников были перебиты, ее сын (принц Уэльский) погиб на поле боя, сама же Маргарита оказалась в плену (через 4 года добрый Эдуард отпустит ее на родину). Ее муж — помешанный Генрих VI после битвы при Тьюксбери был убит в Тауэре (народу объявили, что он умер от "меланхолии") и наконец-то Эдуард мог отдохнуть от трудов праведных: все его противники оказались поверженными.

Все последующие годы правления Эдуарда прошли довольно спокойно. В этот период он проявил себя как достаточно мудрый правитель. После затянувшейся войны Роз стране был нужен мир, и Эдуард стал именно тем королем, который смог его обеспечить. Несмотря на свои военные дарования, он не любил воевать, что в Средневековье встречалось не так уж часто. Эдуард сражался только тогда, когда его вынуждали к этому. И когда желавшие продолжения банкета лорды все-таки заставили его объявить войну Франции (да и общественное мнение склоняло короля к этому решению), то Эдуард поступил очень разумно: он собрал войско, в 1475-м году высадился на французском берегу, углубился на территорию Франции, но вскоре вступил с королем Людовиком XI в переговоры, и быстро заключил мир, крайне выгодный Англии и лично королю.
 
Войны как таковой не получилось, потому что не только Эдуард не хотел этого, но и французский король не желал испытывать судьбу — авторитет Эдуарда как полководца был очень высок. Людовик выплатил Эдуарду приличные деньги сразу и обязался ежегодно платить немаленькие суммы (выплаты осуществлялись 7 лет). Эдуард этим вполне удовлетворился: благодаря этим денежным средствам королевский бюджет стабилизировался, и он мог спокойно править, не требуя дополнительных денег у парламента. После смерти Эдуарда король оставил не долги, а сбережения, что было необычно для того времени.   

Умер Эдуард в 1483 году незадолго до своего 41-го дня рождения. Умер быстро - вероятно, от аппендицита. Из-за этого он не успел решить вопрос с наследованием трона, что привело к печальным последствиям. Но это уже случилось после его смерти, а если подвести итоги жизни Эдуарда IV, то можно смело сказать, что перед нами пример человека, который никогда не отчаивался — в самых разных ситуациях. Неоднократно его жизнь висела на волоске, дважды он терял свою корону, но продолжал верить в свою путеводную звезду, не унывал и не опускал руки. Жизнь как зебра и если вы попали в черную полосу, то не нужно думать, что так будет и дальше. Обязательно наступит и светлая полоса — вот только не надо сидеть и ждать, когда она придет сама. Под лежачий камень вода не течет — пример Эдуарда подтверждает это как никакой другой.