Память

Любовь Матвеева-Поротикова
                «Помни своих, не забывай наших» (русск. пог.)
          
            Но начну с редакции. Вышел новый номер литературно-художественного  журнала, где опубликованы два больших моих материала, и это радует чрезвычайно!  В редакции мне дали «авторский экземпляр», и даже выдали гонорар. Это вдохновляет!
           Потом поехала в библиотеку, сдала  прочитанное. Том Бабеля просто не хотелось выпускать из рук. Села за стол и сделала несколько выписок. Какой язык! Я сравнила бы его с Ильфом и Петровым – тоже хочется всё выписать и запомнить наизусть!
         Домой читать взяла две книги Сергея  Баймухаметова – нашего, доморощенного писателя, который теперь живёт в Москве, и часто публикуется в российской центральной прессе. Хорошо пишет, но куда ему до Бабеля! И ещё взяла пару журналов – «Новый мир» и «Дружба народов» - надо же следить за молодыми авторами! Хорошо пишут современные украинские писатели, очень глубокие вещи! Вот только русский язык словно забыли – всё идёт в переводе…
            Рядом с библиотекой –  акимат. Монументальное здание на центральной площади, где находится всё городское начальство. Зашла. Спросила, где «Совет ветеранов»? Выпущена «Книга Памяти», где увековечены имена не вернувшихся с войны героев. И  другая – где названы наши земляки, вернувшиеся живыми.
          Я хотела убедиться, что в них упомянуты два известных мне лица. Вот они – книги.  Несколько толстых томов исписаны мелким почерком, где на каждого бойца – всего по две строчки. Документы на увековечение подавались военкоматом – только те, кто призывался  из нашей, самой маленькой области Казахстана. Как же их много – погибших мужчин! Какая беда для нации! Сколько  смертей, разрушенных женских судеб, неродившихся и оставшихся без отцов детей!.. Трагедия…
         Один из тех, кем я интересовалась – Николай Заикин. У нас в семейном альбоме сохранились несколько его фотографий – орёл парень! Это несостоявшийся жених моей матери. Мать моя, Нина  Генич, красавицей была, и Николай за ней сильно «убивался». Проходу  не давал! Для себя считал уже дело решённым. У неё же были другие планы, но Кольку она побаивалась – уж очень горяч. Пожалуй, и бить будет!
        Работал Николай на железной дороге, в депо. И подсказывает ему сердце однажды: убежала Нинка на танцы! Отпросился у мастера - и в парк, на танцплощадку. Она действительно там! Он её хлесь, хлесь по щекам! За руку,  домой отбуксировал, и опять бегом в депо, на работу!
         А будущая моя мать босоножки в руки – и снова на танцы, в парк!
         В это же лето война началась, забрали парня. Погиб, письма не успел никому написать. А дольше бы пожил – быть бы ему героем!  Вот как раз из таких  хулиганов герои и получаются!
          Я убедилась в этом, когда познакомилась с биографией другого нашего земляка – Вениамина  Кошукова. Тоже был до войны отчаянным парнем, которого  боялись девушки. А когда на побывку был отпущен во время войны – вся грудь в наградах! Лётчик! Несколько фашистских самолётов  сбил!
            Конечно, теперь девушки его не избегали. После короткого отпуска вернулся на фронт, и через два месяца в воздушном бою, в Прибалтике,  когда кончились боеприпасы, пошёл на таран и сбил ещё один вражеский самолёт – ценой своей жизни.  Память о нём жива, в его честь названа улица в городе,  домик же,  где он родился, прямо напротив мясокомбината, снесён лишь  недавно.
                В конце нашей улицы Ломоносова – а раньше Ново-Ленина – в Рабочем посёлке, до сих пор стоит  родной домик Николая. Я как-то заходила познакомиться с его родными. Тогда был ещё живой родной брат,  который ничего о нём не помнил – маленький был. Но теперь нет и его…
            Так что от жизни Николая Заикина остался  только  старенький домишко, в котором живут не знающие ничего о  нём люди, да рассказанный мной незначительный эпизод из его жизни.  Теперь он известен и вам, мои дорогие виртуальные друзья!
          А вторым  «протеже» был мой отец,  Поротиков Леонид, вернувшийся с войны живым. Он принимал участие  в обороне восточных рубежей нашей страны.
         Так вот, в так называемой «Книге Памяти» погибший Николай Заикин  не оказался упомянутым и короткой строчкой!  В других томах, где упомянуты вернувшиеся живыми, не нашла я и фамилии своего отца.
        А мы декларируем: «Никто не забыт, ничто не забыто»…    
       Вениамин Кошуков, успевший прославить своё имя  в сражениях Великой Отечественной, и  Николай Заикин, не успевший стать героем, и забытый…
        В чём был смысл их жизни и гибели? Не в том ли, чтобы мы теперь могли размышлять о смысле бытия, радоваться весне, солнцу, своим детям и внукам?..
          У каждой медали – две стороны. У Николая могло быть много детей, как тогда водилось, если бы он женился на моей матери. Но меня бы тогда не было…
         В столовую зайти, что ли? Проголодалась. И гонорар надо «обмыть»! Спустилась в цокольный этаж  акимата – интересно, как здесь начальство кормят? Взяла винегрет,  «мясо по-французски» и чай с молоком. Вкусно! 500 тенге. Раньше это было пол-зарплаты, а ещё раньше – пятая часть стоимости машины. Девальвация…
        Что-то я ещё должна была сделать? А-а, сфотографироваться на визу! Но как идти в фотосалон? «Губы» - то я съела! И помады с собой нет…
         Приеду завтра.
         Весна! Хочется  шляться по городу, радоваться первому теплу, миру, солнцу, весеннему ветерку, весёлым ручейкам!..