Гонщик Глава вторая

Валерий Слободской
Предыдущая часть http://www.proza.ru/2014/05/13/2005

Интервью с гонщиком. Вопрос: - Зачем Вам нужен автоспорт?

Сложно сказать... Можно, вопреки советам Мюнхгаузена, скорчить умное лицо и с нотками Клинта Иствуда во взгляде и голосе провозгласить, что "Когда я за рулем - я управляю законами физики, сливаюсь с автомобилем в единое целое, чувствую, что колеса машины - это пальцы, которыми я могу пошевелить, даже не думая, как это происходит. Что езда как и секс с женщиной - это ни с чем не сравнимое удовольствие...»

На самом деле, практически у каждого гонки начинаются, потому, что нравится красивый комбинезон, пыль из-под колес, возможность сфотографироваться в шлеме, и дать свой шлем сфотографироваться друзьям или симпатичной девчонке... Все приходили к подножию этой горы с одной целью - посмотреть на Эверест.

Можно потом у себя в Глухих Чигирях со знанием дела гордо произнести "Я был на Джамалунгме!" - никто ж из односельчан не посещал Гималаи и не знает, внизу ты стоял туристом или залез наверх по самому сложному четвертому склону, как настоящий альпинист, каких мало...

Но в первое время кроме желания вообразить себя местным "Шумахером четвертой водокачки", больше ничего нет. Ты еще не стал обветренным и обожженным палящим солнцем покорителем гор, а просто стоишь в панамке и смотришь на количество оборудования, на усталые лица тех, кто только что спустился с вершины восьмитысячника и возможно понимаешь, что вполне достаточно будет ограничиться "фотографией на фоне"...



Конечно, он пришёл. Что такого представлял из себя спорт бокс? Просто застеклённый не отапливаемый павильон, где ютились механики колонн со своими каптёрками, и был отгорожен угол для спортивного автомобиля, принадлежавшего таксопарку. Ни ремонтной ямы, ни подъёмника. Стоял железный верстак, читай просто сваренный металлический стол, на котором были прикручены тиски, возраста нашествия Чингизхана и кое-какие гаечные ключи. Всё!

Им пришлось запихивать дуги и ремни безопасности в стандартный автомобиль, возится с подвеской и вообще делать уйму не привычных для Валерки вещей, практически, просто на полу. Хорошо ещё он был не бетонный, а выложенный плиткой. Володя принёс откуда-то головку блока двигателя и трамблёр, которые были особенным образом, переделаны под спорт и давали стандартному мотору дополнительных лошадей и в не малом количестве. В конечном итоге получился автомобиль, внешне ничем не отличающийся от стандартного, но более проходимый и с мощным двигателем.

В таком бешеном темпе пролетела неделя. На улице была осень. Погода баловала своей температурой и солнышком. В боксе было не холодно и, в общем, комфортно. Учиться всему приходилось в темпе рок-н-ролл. У Володи, штурманом должна была ехать Рая, но она приболела и на тренировку, поехал Валерка. Там он впервые узнал, как пишется стенограмма скоростных участков, а по дороге Володя объяснил вообще, что такое авторалли в общих чертах.

Оказалось, что ралли это соревнование каждого экипажа со временем. В этих соревнованиях есть три режима: этап, скоростной участок и закрытый парк. На этапе и скоростных участках соревнуются экипажи спортивных автомобилей, в закрытом парке - механики.

На этапе все едут по обычным дорогам в общем потоке с соблюдением всех правил дорожного движения, но каждый по своему расписанию. ГАИ знает маршрут и радаров натыкано, как изюма в кексе, а от обычного шофёрского наказания за нарушение правил дорожного движения, никто не освобождён.

Опережение или опоздание штрафуются. Если тебя на этапе кто-то обогнал или ты кого-то, это ничего не означает. Например, одна минута опоздания может обойтись в шестьдесят штрафных очков. Одно очко равно секунде. Контролируется это в конце каждого этапа, отметкой в карте движения экипажа и дополнительно, судейской бригадой Внезапного Контроля Времени. Они ставят пост ВКВ в не известном для спортсменов месте, заранее рассчитав время прибытия на эту точку каждого экипажа. Штраф на ВКВ за опережение удваивается. Всё время нахождения на скоростном участке является штрафным. В результате, кто быстрее тот и выиграл, но при условии, что этап прошли в ноль.

Если на этапе отловили штраф, единственная возможность исправить положение, это ещё быстрее пройти скоростной участок, (ДОП) что весьма тяжело и убийственно влияет на техническое состояние автомобиля, который может и не доехать до финиша. Не даром в ралли финиш считается почётным. В закрытом парке механики, а в нашем случае, это экипаж и возможно один механик, возвращают, убитый в гонке автомобиль снова, к жизни, если это ещё возможно. В зависимости от условий соревнований, время ремонта ограничивается. Автомобиль обязан покинуть зону закрытого парка, снова точно по расписанию. Штрафы см. выше.

Длится всё удовольствие, как правило, сутки, но могут быть и варианты. В описываемые времена, а это 1983 год, дистанция была примерно 700 - 800км, из них минимум 300 - 400 скоростных участков. (Цифры я даю приблизительно)  Трасса открывается за неделю перед стартом. За эту неделю проверяется легенда (схема маршрута движения) и пишется стенограмма. Легенда выдаётся организатором соревнований и представляет собой, специальными знаками описанную трассу ралли.
 
 Вот примерно такую лекцию прочёл Вовка, прежде чем начать показывать, как пишется стенограмма. Тут тоже надо сделать опять лирическое отступление, что бы пояснить, что такое стенограмма и для чего она нужна. На ДОПе водитель едет "на все деньги", педаль в пол, страха не зная, но куда? Это часто бывает лесная дорога, где развилок может быть больше чем деревьев или смешанная, где летишь по асфальту шестиполосной автострады и надо свернуть на полном ходу в лесную тропинку, которую на такой скорости, даже не видно. Или ещё какие-нибудь прибамбасы. Организаторы большие затейники.

Сюда следует добавить закрытые повороты, ямы, колдобины и вроде бы безобидные холмики, на скорости, превращающиеся в трамплины. Всё это надо "положить на бумагу", а во время гонки прочитать. Это штурману. А водитель едет, почти вслепую. На слух, по стенограмме, которую читает ему штурман, плюс собственная интуиция и глаза. Это в "скатанных" экипажах, где водитель доверяет штурману. Что бы этого достичь, нужно проехать не одну тысячу спортивных километров.

В те времена, наверное как и сейчас, автоспорт - отдельная империя, куда очень трудно попасть. Это не массовый вид спорта, где достаточно иметь, к примеру мяч, поле и вот Вам уже занимаются спортом двадцать два человека. Это только основной состав, а дубли, а юноши, дети и т.д. Вложений минимум, а народа толпа, плюс болельщики, популярность, фанфарные рапорты наверх и финансовая отдача. Автомобиль штука дорогостоящая, а в СССР 1983-го года ещё и дефицитная, гонщиками желающих стать, как собак не резанных. Где на всех машин набраться?

По этому постоянные экипажи редкость. Штурманы стремились стать водителями и отсюда текучка «штурманских кадров». Те, кто находил друг друга и «скатывался», вели настоящую борьбу. Обычно это были первые 6-8 экипажей. Не "скатанные" экипажи, даже имея преимущество в технике, не в состоянии были составить конкуренцию из-за того, что водитель, не доверяя стенограмме и штурману, перестраховывается, сбрасывая газ при подходе к повороту и в самом повороте. При выходе он много теряет и вынужден опять набирать скорость. Всё это микросекунды, но поворотов сотни тысяч, а микросекунды складываются в десятки минут, либо потерянного, либо выигранного времени. Сюда нужно добавить и ралли после ралли, но это тонкости и о них позднее.
 
А пока они стоят перед лесным участком, и Вовка рассказывает, как пишется стенограмма, которую он будет надиктовывать. Градуировки поворотов, сокращения, обозначения и объясняет, как на практике всё это писать в немыслимой тряске, что бы потом самому разобраться и ничего не напортачить. Штурманские ошибки, обходятся экипажу очень дорого.

Участочек, к Валеркиной радости оказался кольцевым. Проходя его второй раз, они проверили правильность записанной стенограммы, а Валерка засёк время прохождения этого не большого, всего полтора километра, кольца. Вовка остановился. Дал своему, новоявленному штурману пересесть за руль и сказал: "Помнишь трассу? Вперёд. Только не убейся". Валерка проехал этот круг четыре раза и не смог, не то, что обогнать Толкунова, но даже приблизится к нему ближе, чем на пять секунд.

За полтора километра пять секунд, это очень много. Представьте себе едущий автомобиль. Не надо с большой скоростью. Пусть это будет шестьдесят километров в час. Теперь посчитайте до пяти. Не быстро. И представьте, какое расстояние за это время пройдёт автомобиль. Представили? Так вот на это расстояние Валерка отстаёт при каждом круге, всего в полтора километра.

Что же такого особенного делает Вовка, чего он не может сделать? Но в этот раз ему не удалось, ничего интересного подсмотреть. Надо было писать стенограмму, а это требовало полной сосредоточенности. Во время прописки очередного ДОПа они встретили спортсменов из таксопарка, где раньше работал Валерка. Парень сидящий за рулём был смутно знаком. Потом он его вспомнил. Они когда-то поругались крупно и этот парень отложился в Валеркиной памяти как хамло. Он спросил, как Валерка и ожидал, насмешливо

                - Толкунов, я смотрю у тебя штурман охрененный.
Вовка тон не принял, и ответил серьёзно
                - Райка заболела. Вот Валера согласился мне помочь. И не только со стенограммой. Машину вместе собирали.
                - Босая Голова (из-за обширной лысины Валерка получил в старом таксопарке такую кличку. Она не прижилась, но этот парень упорно продолжал так его называть, думая этим поддеть) ты, что же решил в спорт податься? – с ехидной улыбочкой спросил он
                - Ну, не только тебе здесь отсвечивать – безразличным тоном сказал Валерка – а ты что, уже боишься?

Парень громко расхохотался, дал газ и скрылся в туче пыли.


Володя с Раисой откатали гонку, на которую его, не позвали. Гонка была укороченная. Без поддержки механиков. Сам он прийти не мог. Расстояние не такое длинное, как описано выше, но и его пешком не пройдёшь. Без автомобиля делать там нечего и трассу нужно знать. Не смотря на то, что он её проехал, а на что смотреть? Как мимо пролетают автомобили? Как туда добраться? Свой автомобиль в СССР был не достижимой мечтой большей части мужского населения, к которой он и принадлежал. После гонки Вовка попросил помочь разобрать машину. Она должна вернуться на линию в том виде, в котором её взяли.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/05/18/7