Бездна. Глава 6-7. Зелёный день

Бездна -Реванш
   Наутро Светланка проснулась раньше всех. Она громко пела, чтобы засони проснулись.

   Я пробудился не столько от пения, сколько от переполнявшей меня радости. Зелёный свет врывался в дверь комнаты. Правда, вспомнив подробности вчерашнего ночного разговора, счастье разбавилось щемящей тревогой, но от этого оно стало ещё слаще. После трансокеанского плавания я наслаждался зелёным цветом листьев, травы, да и самого пропитанного зеленью воздуха. Даже в дневнике я записал зелёной пастой: ЗЕЛЁНЫЙ ДЕНЬ.

   Пришли несколько молодых женщин-туземок и что-то сказали девочкам. Светланка перевела:

   — Завтрак дома отменяется, нас приглашают на общую трапезу. После — большой совет.

   — Будут придумывать для меня способ казни?

   — Вот ещё! Они даже детей не умеют в угол ставить.

   Больше всего на свете я хотел остаться с девочками наедине, расспросить о родине, о жизни на острове, просто посидеть с ними в домашней обстановке — в нашей уютной хижине с бокалом-раковиной зелёного сока. А с кем я допью своё вино? Неужели с детьми? Ладно, вся жизнь ещё впереди… Сейчас пора собираться. Не хотелось бы… Но придётся считаться с общественной жизнью.

   Мы быстро умылись. Девочки одели расшитые орнаментами красные платья, повязали друг другу банты. Я накинул постиранную Ольгой рубашку, и мы пошли в сторону деревни.

   Увидев нас, туземцы радостно загалдели. Ради такого приема можно пожертвовать долей несвободы. Нас усадили за сплетённый из пальмовых листьев коврик, на котором стояли чаши с запеченными в углях куриными яйцами, фруктами, большей частью знакомыми по картинкам в книжках, и огромные блюда-раковины с запашистой рыбой, украшенной завитками пряных листьев.

   Нам подставляли самые красивые и сочные фрукты, перед нами стояло блюдо из самой красивой раковины с самой крупной рыбой в обрамлении самой пышной зелени. В сторону вождя и шамана я смотреть не стал, потому что знал: там всё более изысканное, но да понятно…

   После трапезы все кланялись в сторону вождя и шамана, потом в сторону моря, горы в центре острова. Я смотрел на девчонок, почитая лучшим делать то, что будут делать они.

   Девочки вроде делали тоже, что все. Но я услышал, как они дуэтом негромко произносили:

   — Благодарим Тебя, Христос Бог наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ…

   Я не хотел присоединяться к общему идолопоклонству, но и демонстративно выказывать бунтарские настроения пока не решался. Поэтому внимательно слушал девчонок и мысленно был с ними.

   Во время молитвы я заметил, что с деревьев за нами внимательно наблюдают десятки обезьян. Они завистливо поглядывали на яства, не решаясь приблизиться, но и не желая оставлять свою наблюдательную позицию.

   Ха, можно продолжить на острове психологические эксперименты по созданию нового туземца… Хотя к чему ворошить давно прошедшие увлечения и заблуждения? У меня теперь новая жизнь — пора к этому привыкнуть!

   А обезьянам предоставим свободу.

   Туземцы ненадолго разошлись по своим домам. Кто-то остался невдалеке, наблюдая, как обезьяны растаскивают со столов оставленную для обезьян рыбу и запечённые в углях яйца.

   Я посчитал самым уместным вместе с девочками пойти на берег океана и устремить свой взор в безбрежную даль.

   Желая польстить Ольге, я сказал:

   — Здорово вы вождя вокруг пальца обвели: все благодарят вождя с шаманом, а вы — Бога.

   Но она отреагировала на похвалу иначе:

   — Вот так мы вынуждены всю жизнь лицемерить. В школе все говорят: слава Ильичу, слава Красной армии. Я тоже говорю, зная, что я правнучка офицера белой гвардии, врага народа, по-ихнему. Я по-детски не понимаю, кто такой Ленин — друг всех детей или коварный политик, разбивший семьи моих дедов, по чьей милости всех нас — и меня, и папу, и моего деда — записали недобитыми врагами народа. Я стеснялась свою фамилию называть — она знакома даже детям как воплощение контрреволюции и царской власти. Моя первая учительница из-за фамилии унижала меня, хоть я училась лучше всех. Она вызывала меня к доске и каждый раз острила. Весь класс смеялся, даже я смеялась иногда. Но как я плакала в душе!… И ничего не могла поделать. Здесь хоть этого мучения нет…

   К нам подошёл очень симпатичный туземец и с такой милой улыбкой предложил мне красную рубаху, что я не посмел отказаться.

   — Что я должен за это, — повернулся я к Ольге.

   — Ничего. Берите, и всё. Вам нужна сменная одежда.

   В это время уже торжественно объявляли сход.

   Партийные собрания… И здесь своя коммунистическая партия.

   Собрание дикарей оказалось вовсе не таким скучным, хотя вождь заправлял здесь со всей суровостью и беспрекословностью. Девчонки меня уверили, что приказной тон относится прежде всего к туземцам.

   Речь шла, видно, обо мне. Потому что туземцы часто смотрели в нашу сторону. Потом вдруг парни и женщина из соседней с нами хижины, которых можно было узнать по иным одеждам и раскраскам, вдруг радостно зашумели и начали расходиться из-за своего “стола” в разные стороны к “столам”, где их со смехом встречали женщины и дети.

   Позже я видел, с какой благодарностью они и их родичи на нас всегда смотрели, как участливо к нам относились.

   Я оглянулся на девочек. Оленька прикрыла ладошкой свои губы, а Светланка радостно воскликнула:

   — Теперь на берегу бухты Радости мы будем совсем одни.

   В центр собрания неторопливо вышел шаман. После его непродолжительного “боло-гана” все опять дружно загалдели.

   Светланка захлопала в свои милые ладошки:

   — Через семь дней на острове будет большая свадьба, — и она стала щекотать старшую сестру: — Тили-тили-тесто!


   На этом собрание закончилось. Я был в восторге от “партсобрания”. Украдкой посматривая на Ольгу, я пытался по её лицу угадать, грозит ли чем-нибудь большая свадьба нам.

   Но Оленька смотрела куда-то вниз. Словно что-то потеряла…

   — Светланка, ты тоже пойдёшь на большую свадьбу? — закинул я удочку, пытаясь хоть что-нибудь узнать о торжестве.

   — Да-а! — радостно закричала девочка.

   — Вы уже были на свадьбе?

   — Нет, нам девочки рассказывали. Там дают самые вкусные лакомства. Все здорово пляшут и поют.

   Я внутренне ликовал. И придумывал способ повлиять на вождя, чтобы он своей властью обязал Ольгу выйти за меня замуж. Реально ли? Туземки становятся женами и матерями в весьма юном возрасте. Остров — территория иных законов. Может, Ольге уготована участь стать женой туземца? Но и вождь мне не указ. Возьму — и сделаю предложение Оленьке прямо сейчас.

   Я стал придумывать витиеватое признание в любви. Сердце колотилось так, что после “Оленька, я должен тебе сказать тебе самое важное”, мои мысли останавливались и начинали бег с самого начала: “Оленька, я должен…”

   Когда мы подошли к “своей” хижине, Светланка забежала внутрь. В полной решимости отдаться импульсу и говорить по наитию, я подошёл к Ольге. Но когда посмотрел на неё, то поразился нездоровым цветом её лица и безжизненным выражением глаз.

   Её расстроило упоминание о свадьбе? — удивился я. — Ольга собирается в монастырь? Или у неё остался на родине малолетний жених? Что тосковать? — родина и женишок далеко. А здесь неизвестно сколько нам жить придётся. Вдруг всю жизнь? Её мальчик, поди, с другой уже гуляет…

   Ольга сказалась сильно уставшей и легла на топчан в своей комнатке.

   — Оленька, сестричка, что с тобой? Ты совсем больная, — Светланка потрогала лоб и щёчки Ольги.

   — Ничего, пройдёт. — Оля виновато посмотрела на меня: — это я так, не подумайте ничего. Светик, проводи гостя по острову, например, куда мы ходили позавчера. Я немного отдохну.

   Светланка потащила меня за руку по едва заметной тропинке. Она восторженно рассказывала о забавных обезьянках, показывала необычные цветы. Но уже через десять минут скисла:

   — Давайте вернёмся. Я боюсь за Оленьку.

   Я был бы рад задать Светланке несколько вопросиков наедине. Но мне тоже не давала покоя болезнь старшей девочки.

   Когда мы зашли в хижину, то услышали почти беззвучные, заглушенные скомканным полотенцем рыдания.

   Я погладил Олюшку по мягким волосам, по оголённому плечику, но своим неуклюжим вниманием заставил её плакать ещё больше.

   Я вопросительно посмотрел на Светланку. Она обняла Ольгу:

   — Оленька, миленькая моя сестричка, ты заболела? Что у тебя болит? Прости, я больше не буду говорить тили-тили.

   Ольга, продолжая всхлипывать, затихла. Потом она приподнялась, а на её мокром лице появилась улыбка:

   — Милая моя сестрёнка, говори тили-тили сколько угодно. А я скажу тили-тили тебе.

   У маленькой девочки расширились глаза. То ли от ужаса, то ли от удивления. Она звонко засмеялась и убежала на улицу.

   — Олюшка… Я здесь только второй день. Что здесь происходит? Может, я чего не понимаю? Что это за остров, кто эти туземцы? Почему здесь так мало мужчин? Что за люди жили в соседней хижине? Почему ты плачешь?

   — Простите меня, я постараюсь больше не плакать.

   — Плачь, сколько угодно плачь. Я разделю с тобою любое горе. Но я очень боюсь за тебя.

   — Со мною всё в порядке, простая впечатлительность, — Ольга всё ещё выглядела отрешенной. Потом, словно что-то вспомнила, повернулась ко мне и сказала: — Мужчин много погибло из-за цунами. Почти все в это время ловили рыбу в океане. Хорошо, что деревня далеко от берега.

   Оленька вытерла слёзы, взяла глиняный сосуд и легко сбежала с крылечка. Она лила воду звонкой струйкой на маленькую ладошку и умывала заплаканное лицо.

   Светланка с раскрасневшимся лицом пряталась от меня за кустом, покрытым огромными белыми цветами. Оля поманила её:

   — Белочка, кто будет обучать гостя местному языку? Хотя какой он теперь гость? Наверное, придётся мне! — она повернулась ко мне и сказала: — Учу сестрёнку математике, литературе и русскому языку, да и вообще всему, что сама знаю.

   Светлана нехотя вышла из-за куста и деловитым тоном сказала:

   — Идёмте, хоть все слова расскажу. Только птиц не всех знаю. И цветы с деревьями.

   Она начала мне перечислять самые распространённые предметы. Все слова я, конечно же, запомнить не мог. Но кое-что я переспрашивал и пытался заучить. Почти все слова состояли из двух открытых слогов. Или из пары слов, как, например, бало-боло. Я не услышал гласных ю, ё, я, ы. Не было щ, ч, й.

   Потом Светланка стала показывать на себя, на свои глазки, ушки, щёчки, пальчики, чётко произнося непривычные слова. Я не столько запоминал значение слов, сколь любовался её глазками и милым носиком… И заставлял её снова и снова повторять эти слова.

   В конце урока девочка стала экзаменовать меня:

   — Как будет лоб? — для усиления педагогического эффекта она указала пальчиком на свой лоб.

   Я, конечно же, не запомнил. Вместо ответа я легонько поцеловал её чудный лобик. Она сразу вырвалась и спряталась за куст с огромными белыми цветами.

   — Белочка, прости, я больше не буду. Обещаю.

   Но девочка стояла в зарослях до тех пор, пока я не зашёл в хижину.