Старый фото альбом

Татьяна Сонячко
 Почти в каждой семье есть семейный архив - фотоальбомы, где на снимках сохранены образы всех родных, как живых и здравствующих, так и ушедших в мир иной. Еще есть альбом с фотографиями, в которых отображена истории семьи - начиная со свадебных. Их продолжают снимки новорожденных детей, а вот их первые шаги, ясельные и школьные фотографии. Иногда в таких альбомах хранятся первые отрезанные локоны детей, их рисунки, нарисованные дома  в детском саду.

 Вот и в нашей семье есть такой архив, но больше хочется заглянуть в свадебный альбом. Там несколько поколений нашей семьи. Вот прадедушка Василий, в военной форме и прабабушка Александра, в скромном ситцевом платье. А вот первые пионерские отряды, где бабушка с дедушкой были вожатыми по поручению комсомола, а вот они уже члены партии, чем гордились всю жизнь. Они всегда все делали вместе:  работа с молодежью по комсомольской путевке в пыльных степях Казахстана, затем Великая Отечественная война, дедушка все 4 года на фронте, а бабушка в эвакуации ждала его с тремя маленькими детьми в Алма-Ате. А вот послевоенные годы, уже четверо детей. Дедушка работает в спорткомитете, вот он на строительстве Медео. И все эти годы они вместе, рука об руку, всегда рядом, вместе. Они прожили очень много лет, отпраздновали серебряную и золотую свадьбу, немного не дожив до изумрудной...
 А вот наш семейный, любимый круглый стол, за которым пятеро детей и двенадцать внуков, и даже я, правнучка, у любимого дедули на коленях. Я мало что помню из того праздника, только улыбки и смех. А сейчас, когда смотрю на эти фотографии, пожелтевшие, в трещинах, хочется спросить, как вы смогли прожить столько лет вместе? Гордитесь ли вы мной, своей правнучкой? И спасибо тебе, дедуля, за раннюю клубнику со сливками и за гренки на завтрак, за вкус моего детства.
 А вот и бабушкин альбом, молодая и красивая Альбина, в белом летнем платье, а рядом с улыбкой стоит дед Борис, статный и красивый. Они познакомились в техникуме, опоздав на урок, она увидела, что ее парта  занята молодым, незнакомым человеком. Тогда прошептала подруге: "Смотри, тот парень, что сидит на моем месте, станет моим мужем." Студенческая свадьба, строй отряды, походы в горы и песни под гитару. Все это есть в альбоме, еще одна история нашей семьи. И их серебряная свадьба, рядом трое детей и внучки, все вместе за круглым столом.
А сейчас правнучка, моя дочка, примеряя очередной свитер, связанный бабулечкой, напевает детскую песенку: "Бабушка рядышком с дедушкой, столько лет, столько лет вместе...." Только дедушки нет сейчас рядом, но и они вместе прожили долгую и интересную совместную жизнь. Вырастили мою маму, её сестренку и брата, а заодно и меня, так как мама на работе и на учебе, а у меня разница с родным дядей в три года, мы даже в один день родились, поэтому я и называю свою бабушку мамой, а дедушку - папой. И я этим очень горжусь: ведь у всех одни родители, а у  меня их больше.
 И снова фотографии, четкие, цветные, на них семья, улыбающиеся лица, вот и я стою рядом с мамой и папой, доченька, брат с сестренкой, серебряная свадьба моих родителей. Двадцать пять лет они уже вместе, много или мало,  я не знаю, хочется чтобы они жили всегда, оставаясь такими молодыми и счастливыми.
 Со смехом вспоминаем, как мама, городская жительница, училась у папы доить козу, при этом ее жутко боялась. А папа, сельский житель, идя с мамой в музей, морщился, когда ему завязывали  галстук, обзывал его удавкой. А вот мы все  вместе, всей семьей гуляем по Невскому, а на этих фотографиях мы сажаем картошку на огороде.
 Порой так хочется  обнять моих любимых родителей, спросить совета, узнать про их ошибки, чтобы  не повторить в своей жизни. Но понимаю, что отчасти этого не будет. Все мы разные, разные времена и поколения, но объединяет нас одно -  СЕМЬЯ.
Вот такая история семейного архива. Я хочу обратиться к молодому поколению. Сейчас молодежь постоянно занята своей жизнью и порой им нет дела до родителей, до бабушек и дедушек. Найдите время. Вместо того, чтобы весь день проводить с друзьями, купите торт и устройте семейное чаепитие за одним большим столом. Достаньте старые фотоальбомы и попросите рассказать о тех событиях, которые отобразились на них. Уверена, вы тоже будете смеяться над некоторыми моментами или, затаив дыхание, ждать счастливого конца истории из жизни ваших близких. А к концу чаепития не поленитесь, сделайте ваши общие фотографии. Помните, время летит быстро. Когда-нибудь кого-то из  собравшихся родных уже не будет за этим столом. Но все любимые близкие навсегда останутся на фотографиях, останутся в счастливых воспоминаниях, останутся навсегда в наших сердцах.