Мат одиночкам

Михаил Болотовский
                Мат одиночкам

Лет пятнадцать назад мы с Романом Григорьевичем Виктюком скупались по полной программе в питерских книжных магазинах - философия,  психология, эзотерика, - а потом просто гуляли по Невскому. На зависть прохожим Виктюк любезно держал меня под ручку и вообще был в отличном расположении духа. Поэтому говорили не о любви (извечная тема Виктюка за последние сто лет), а как бы о сексе. «Сейчас на планете происходит странная вещь. Сексуальные меньшинства – это как раз мужчины-натуралы. Их надо защищать и спасать, поскольку они становятся редкостью! – убеждал меня Роман Григорьевич. - И вибрация их организмов даже для них самих не становится предметом их осознания!»

Насчет вибрации я не совсем понял, но тактично промолчал.    

«Или, например, тема онанизма -  это же на самом деле тема человеческой самодостаточности! – вдохновенно продолжал Виктюк. - Когда ты можешь в одну секунду в себе как в капле росы соединить все наслаждения мира. И она входит уже не только в руку и в большую или маленькую чечирку, которая используется для этого. Она в головы входит! Есть для меня такое жуткое знамение – когда я прихожу на дискотеки и вижу, что пятнадцатилетние мальчишки уже не держатся за противоположную особь. Стоит такой мальчик по три часа сам с собой, качается и стучит, не меняя темпа. Это тот же самый онанизм! Наконец природа дала возможность человеку понять, что он самодостаточен. Ему не нужна ни литература, ни знания, ни друзья, ни секс оральный или анальный. Ему кроме себя – вообще ничего не нужно!»

Продолжая эту скользкую тему, Виктюк процитировал мне незабвенную Фаину Раневскую (грубовато, конечно, так что извините): «своя половинка есть только у мозга, у таблетки и у ж…»

Кто оскорбился – тому в утешение вполне респектабельная цитата от Бердяева: «Через одиночество рождается личность».
И еще, на ту же тему: наш блестящий психотерапевт Владимир Леви однажды выдал почти парадокс: «одиночество – основная сила, объединяющая людей и вообще все живое. Словно магнитные частички, влечемся мы друг к другу своими одиночествами – смыкаем, сливаем их воедино, - и тем живем».   


              Люби себя, как я тебя

С тех пор, как мы с Виктюком по Невскому гуляли, сто лет прошло, тогда еще синглтоны были в дозачаточном состоянии. Зато теперь – мощное мировое движение. Это люди, которые добровольно отказываются от брака, семьи, общения с двоюродными тетями из Тамбова и сомнительными дядюшками из Абердина или Бердичева. Люди, которые живут исключительно для самих себя, в свое удовольствие. Пару себе не ищут, не гетеросексуальную, ни гомосексуальную, вообще никакую. 

Между прочим: в Англии социологи таких уже насчитали около сорока процентов. Во Франции – примерно столько же.
В России пока – каждый пятый.   

Синглтоны – это обычно или средний класс, или выше среднего. На себя любимых тратят немерено, постоянно балуют элитными, эксклюзивными и просто прикольными вещами, потребляют продукты премиум-класса. Бизнесмены, креативщики, умные люди, которые хорошо зарабатывают и хотят заниматься собственным интеллектуальным, творческим и финансовым развитием. (Кстати, трудоголиков среди них, если верить социологам – на тридцать процентов больше, чем у обычных товарищей, которые вовремя брачуются и тд.) 
Они много и ужасно активно потребляют – технику, автомобили, экзотические туры, еду покруче, чем «суп в кастрюльке из Парижа».

Когда эту тему просекли маркетологи, для синглтонов почти мгновенно появилась и специальная реклама, и куча вещей, и огромная индустрия всего-всего. Еще бы: ведь синглтоны тратят на себя в два раза больше, чем обычные «половинки», могут запросто совершать спонтанные покупки – ну, вот, захотелось вдруг – и ни на кого не оглядываться.   
Причем если обычному семейному потребителю рекламщики-маркетологи продают товар, то синглтонам – эмоцию, эксклюзивность, возможность еще раз выделиться из толпы… 

С сексом у синглтонов более-менее в порядке: просто честный синглтон заранее рассказывает девушке о своих взглядах. Типа сегодня будет хорошо, а завтра точно ничего не будет, и не надейся. 

Это люди, которые очень успешно работают – да хоть по 12 часов в сутки, но им только совсем не надо, чтобы в оставшееся время их потом кто-то долбил клювом по голове – хоть жена, хоть дети, хоть родители. Десять минут в Фейсбуке иногда провести – и хватит, спасибо. Только бы быть самим с собой и не ни под чьи интересы – жены, подруги жены, жены приятеля, родителей, кого угодно, не подстраиваться.  А отдыхать – как самим хочется, а не по приказу-капризу жены или деток.
    


                Пока мы одни – мы непобедимы

В Инете множество сайтов, где можно прочесть всякие полезные вещи: как синглтону, к примеру, устроить себе незабываемый день рождения (ни с кем при этом категорически не общаясь). 

У меня, кстати, есть среди знакомых такой экземпляр – преуспевающий юрист Саша. Три года он себе на ДР дарит прикольные подарки (в основном – навороченную технику) - а перед тем,  конечно, вырубает на неделю телефон.
И Новый год уже пять лет отмечает сам с собой – преподносит себе новинки от Дольче с Габбаной. (Которые, возможно, они еще не придумали). И шампанское «Кристель». И без «Иронии судьбы» как-то, бедняга, обходится.

На Западе примерный возраст синглтонов – от 35 до 50, а у нас уже ребята и девушки с 25 лет в синглтоны идут. 
Родственники обычно крутят пальцем у виска так активно, что палец сворачивают. Профи колеблются: это что – болезнь, которую галоперидолом глушить, или такая особенность?

Одни продвинутые психологи говорят: мол, полное уединение для многих просто необходимо, ничего страшного. Есть люди, которые не созданы для брачно-семейных отношений, и оставьте, блин, их в покое!   
Другие, не менее продвинутые, объясняют: движение синглтонов – это форма социального инфантилизма. Товарищ синглтон - не в меру эгоцентричен и эгоистичен. Из детского возраста так и не вышел, и не собирается.   
Марк Сандомирский, кандидат психологических наук, автор популярной книги «Психология коммерции», довольно известный психотерапевт, который занимается темой синглтонов очень давно, уверяет: синглтон – инфантилен (детский эгоизм, все мои желания – закон), эгоцентричен – «я всегда в центре внимания». Плюс - страх разочарования, боли потерь, несвободы. «Они просто не сумели повзрослеть».

Однако путей в добровольное отшельничество великое множество. К примеру: человек, который добился благополучия, начинает отдаляться от родных, коллег друзей – чтобы не «примазались» к успеху. Или  наоборот: тот, кто по социальной лестнице пошел резко вниз, но очень не хочет осуждения. Такое намного реже, но тоже бывает.   

Синглтоны – очень занятые персоны: крутые бизнесмены, деятели всяческих искусств, люди, настолько преданные науке, что она не предает их и позволяет время от времени совершать грандиозные открытия, типа решить задачку Пуанкаре, к примеру.   

Синглтоны – пережившие предательство или потерю самого близкого человека. Ну, если и он такой, как все – так больше никого никогда и не надо.
Синглтоны – взрослые дети, которые балуют себя новыми игрушками вплоть до прихода товарища Альцгеймера. 
Синглтоны – «золотые» мальчики и девочки, у которых папа – крутой чиновник, а мама, разумеется, еще более крутой бизнесмен. 
Очень они разные. Объединяет то, что семья синглтона состоит из одного человека – его самого.

                Гуляют сами по себе


В «Пире» Платона рассказывается трогательная легенда  о двух половинках, мужчине и женщине, которые были когда-то единым целым, но мудрый Зевс велел разделить их надвое (уж больно были самодостаточны).  И заставил их, сладострастный громовержец, всю жизнь маяться, искать то, что было изъято хирургическо-божественным путем.   

Синглтонам другая половинка совсем не нужна.
Если честно, мне синглтоны в чем-то симпатичны. Ну, хотя бы потому, что честные.

Повторю любимый анекдот синглтонов (не сильно смешной, но по делу): мужика когда-то друзья убеждали, типа, женись, дети появятся, станешь помирать, будет хоть кому стакан воды подать.
Вот он умирает и думает: «А пить-то совсем не хочется!» 

Много ли счастливых вы видели в браке?
Увы, не только и не столько в коммунальных квартирах живут абсолютно чужие друг другу люди. 
Да очень немного, увы. Просто это более выгодная форма выживания - вместе вести хозяйство легче, ну, и дешевле выходит.    
А то, что современная семья как институт (извините за пафос) находится в глубоком кризисе – это факт, и не синглтоны тут виноваты, а очередной виток-завихрение цивилизации. 

Альфа-самец нужен беззащитным животным, точно, чтобы их защищал от хищников. (Почитайте Дарвина, очень своевременная книга!)
Людям, которые самодостаточны так или иначе, альфа-самец – не нужен.
Миллионы наших сограждан, увы, не могут жить без указаний начальства, без наставлений родителей, советов друзей и их же плача в жилетку. Трогательно, конечно.

А вот синглтонам это не нужно. Они сами за себя в ответе – даже если себя не приручили.
«Вкладывать свои силы в людей, в том, чтобы с ними дружить и общаться – пустота, себе дороже», - считают синглтоны. 
Отношения – тяжкий труд, сизифов, отдачу дают на один процент из ста. Они в это и не ввязываются: на реальные встречи с нелюбимыми родственниками, к примеру, или на бесконечную тусу в социальных сетях, на бессмысленные подмигивания людям, которые тебе уже давно и навсегда чужие. И на это, кстати, тоже нужно немалое мужество.

Кстати: в Нью-Йорке, в центральной части Манхэттена, в прошлом году открылся ресторан для синглтонов, который пользуется бешеным успехом. Пришел, сел за отдельный столик, где стоит сенсорный экран. Даже с официантом общаться не нужно. 
Вообще ни с кем.

Имейте в виду: исследователи из трех крупнейших американских университетов почти одновременно пришли к выводу, что одиночество – очень заразно и передается практически по той же схеме, как и инфекционные болезни.   
Поэтому согласно прогнозам, развитые страны в ближайшее время ждет эпидемия одиночества. 
Плохо это или хорошо - я не знаю.   

Помню только, как Александр Сергеевич как-то сказал: «Кто жил и мыслил, тот не может не презирать людей». Ну – типичный синглтон, вы не находите?