Спасибо Путину, что он стихов не пишет

Михаил Болотовский
                Спасибо Путину, что он стихов не пишет

«Афины, слушайте, слушайте, слушайте! Сейчас Фрасибул будет говорить. О том, как раньше афиняне жили,  а также и о том, как предстоит нам жить!»

Это не цитата из отчета Евросоюза о недавнем греческом долговом кризисе. Это - о древнегреческом пафосе Юрия Михайловича Лужкова, который, временно отвлекшись от пчеловодства (видимо, либерально настроенные пчелы выступили против меда),  написал гениальную драму в стихах «Сократ - всегда Сократ».   

Действующие лица пьесы: Сократ, которого сначала неправедно судят (без звонка с политического Олимпа тут явно не обошлось), а потом ненавязчиво предлагают отведать цикуты. Один из главных героев – Фрасибул, афинский государственный деятель и полководец времен Пелопонесской войны, приверженец умеренной демократии. Когда к власти пришли олигархи (древнегреческие), Фрасибула из Афин благополучно выперли. Потом он возглавил демократическое движение на древнегреческой Болотной площади, олигархов изгнал в Лондон и восстановил демократию.  Есть и другие важные персонажи: Анит - соратник Фрасибула, богач, идейный вдохновитель новой власти, Мелет - главный обвинитель Сократа, бездарный стихотворец, обозленный на всех молодой человек, Ликон - оратор, демагог, ищущий славы и признания, Платон, Ксенофонт, Лисий - лучшие ученики Сократа. Кроме того, в тексте присутствуют Черный и Белый хор - один выступает обвинителем Сократа и называет его «врагом отечества и власти», другой защищает его и именует «врагом безумья власти». Доложу вам: архисвоевременная пьеса! 

Под Сократом бывший мэр явно подразумевает себя. Но сравнение хромает на все три ноги - даже если обратиться к афоризмам, подаренным благодарному человечеству двумя этими титанами духа. Что там Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю», да? Ну, одна довольно удачная фраза. А у Юрия Михайловича за 18 лет правления Москвой их накопилось десяти, сотни, тысячи! «Я не хочу изменять ни жене, ни президенту, ни москвичам». «Прежде чем лечь в постель, надо познакомиться. (Это о переговорах с японцами). «Весь диапазон тех направлений, которые сегодня представлены в мире – искусство дизайн и скульптура – Церетели хочет обнять, хочет оплодотворить своим необычным талантом».  «Мы готовимся - и как следует трахнем по всем этим точкам!» «Дворник должен быть чистым и свободным от урбанистического наполнения, причем не самого доброго качества». «Хорошие деревья, квалифицированные – это не тополя, которые мы сажали безудержно». «Чубайс и Сталин – это, конечно, фигуры несопоставимые». «Если бы Кириенко еще пару месяцев продолжил эту работу – он бы сжег сам себя, и общество бы выплюнуло Кириенко обуглившимся до полной потери каких-либо перспектив». «Лукашенко предложил создать две тошнотворные структуры – верхнюю и нижнюю палаты». «Потенциал внимания к останкам Ленина почти обнулился». «Русский человек подходит к могиле и задает вопрос, кому он поклоняется: тем, кого причислили к лику святых, или посторонним мощам?» «В общем-то, все мы христиане».

«Народ у нас неприхотливый – дай ему глотнуть кислорода, он тебе чудеса сделает».
«У нас очень любили подстригать газончик. Если чья-то голова поднималась над головой лужайки, ее быстро состригали».

«Мы должны соответствующе обеспечить изъятие бомжей из подвалов».
«Я думаю, мы должны говорить правду, или хотя бы то, что думаем». «Я не хочу здесь как-то выпучиваться, я не хочу здесь какие-то гиперболы делать и предлагать себя как всезнайку». «В отношении таких слов, которые являются нелитературными, грешен, употребляю. Не по отношению к людям, а чтобы связывать различные части предложений». «Я бы мог завуалировать, мог бы сказать иначе, но я не привык облекать свои мысли в удобоваримые формы». И еще, закуску, очень трогательное: «Кепка защищает некоторые обнаженные части моего тела».

Согласитесь,  Сократ тут просто отдыхает.
А вот пьеса  Юрия Михайловича – это реально запойное чтение. (Прочтите, как говорил О Генри, эту фразу трижды, и вы поймете, что в ней есть какой-то смысл).
Вот Квадрий говорит: «Хоть мало денег - все равно вложу
Я их в персидский фонд.
Тогда увидят боги,
Какую пользу я Афинам приношу.

Блестящий, тончайший намек на Кудрина, с которым у Лужкова давние терки.   
А вот еще. Воспитатель молодежи Фурсий вещает:
Кто без оплаты учит молодежь,
Тот против наших принципов идет.

Не пугайтесь, что рифмы нет, это белый стих, а кто против наших принципов идет, тот и дня не проживет. Мысль очень глубокая, философская: чтобы учиться в универе бесплатно, надо очень много заплатить. Реальный пацан был этот Сократ! 

Заканчивается пьеса Юрия Михайловича трагически. Ну, разумеется: напиток из цикуты - ужасно невкусный. (Это я про Сократа).                Потерять громадную власть, общаться с пчелами и тупо сидеть в своих английских, австрийских и прочих поместьях, никому не нужным пенсионером - тоже радость небольшая.  Если и есть миллиард – то это точно миллиард терзаний.

«Страна, ты безвозвратно потеряла
Того, кто век служил тебе душой,
Кто в жизни сделал для тебя немало…» -

Исторический анекдот в тему. Однажды древнеримский тиран Дионисий Младший, который тоже баловался стихосложением, позвал знаменитого поэта Квестора и стал читать свои стихи. Квестор, как честный человек, стихи разругал, за что Дионисий, как честный тиран, тут же отправил его в каменоломни.
Лет через пять у Дионисия скопилось много новых стихов. Он вызвал поэта из каменоломни и продолжил чтение. Сначала поэт слушал внимательно, а потом встал и пошел к выходу.

- Ты куда? – удивился Дионисий.
- В каменоломни, - отвечал Квестор…

Как же здорово, господа, что Лужков не стал участвовать в выборах мэра Москвы! Представляю картину, когда он вызывает к  себе какого-нибудь, не побоюсь сказать, Шендеровича, читает ему «Сократа» - и отправляет на нанокаменоломни в «Осколково»… 

Поэзия должна быть глуповата - сказал однажды наш Александр Сергеевич. Черт возьми - но не до такой же степени!