1990 год. 15 апреля. Анекдот да и только

Вячеслав Вячеславов
 Вскопали с Андреем полторы сотки на дачном участке за два с половиной часа, и он сказал, что больше не может, спина не разгибается. Я тоже устал, но он в два раза моложе. Через неделю поехал один, выкопал яму и полсотки вскопал. Вокруг сооружают дома, кто во что горазд, сваривают железные заборы, а у меня одна небольшая ямка, куда запрятал принесенные дощечки, из которых надо умудриться сделать нечто вроде погреба, куда можно бы запрятать лопату, а при необходимости и кое-что другое.

21 апреля уехали Ира и Надя, погостив неделю и закупив то, чего нет в Ростове, в том числе и несколько килограммов риса, всего набралось 11 мест. Отвезти должен был Гена, но он пришел побитый, над глазом синяк, большой палец правой руки выскочил от удара, рука распухла. Это недавно его встретили шесть парней, которые увидели, что он несет пиво. Им вздумалось отнять, а он стал от них отмахиваться одной рукой, и тогда они принялись его бить.

Он побежал домой, разбудил Алексея, позвал Сергея и вернулись к парням, которые, увидев приближающихся, зашли во внутренний дворик магазина, где их и начали бить. Сергей свалил ударом одного и бил ногами по голове, потом ему пришлось зашивать кожу.

Пришлось Гене брать бюллетень на бытовую травму и отложить вахтовку.

У меня промелькнула мысль, а что если это его судьба? Полети он в этот рейс — и там могло бы с ним случится намного страшнее, чем сейчас произошло. Никто не знает, что может случиться, если ступишь не туда, куда было хотел ступить.

Наложенная лангета на большой палец не помогла, кость выскакивала, причиняя невыносимую боль. Обратились к хирургу, но тот ничего не нашел, мол, ничего страшного. Со скандалом заставили положить в больницу и сделать операцию под общим наркозом. Вот, во что обошлись несколько бутылок пива и желание выпить на халяву. Точнее, попытка защитить своё имущество.

24 апреля. Снова на собрание Союза пришел Колокольников и Иванов — контролер с НТЦ, тот самый который на конференции указал на хорошо пристроившегося Туркина и других — полный мужчина за 50. Он рассказал, что недавно следователи засняли на видео момент передачи взятки зам. коммерческого директора ВАЗа от кавказцев, но Каданников взял его под защиту и направил с повышением в Елабугу уже коммерческим директором. Ворон ворону глаз не выклюет.

Колокольников снова повторил, что передавал компромат в разные редакции и инстанции, но всюду молчат. Иванов направил Лукьянову в Верховный совет телеграмму на 280 слов с требованием разоблачить заводскую мафию. Получено лишь уведомление. Начальство по-дешевке покупает новые автомобили, только что сошедшие с линии за две тысячи рублей, якобы разбитые после испытания, а на самом деле собранные по личному заказу вручную, что заводу обходится в 180 тысяч рублей. Сказал, что если всё рассказать про злоупотребления начальства, то и на работу не захочется ходить.

Работал рядом с Ниной Бузыниной. Обычно при встрече она делает вид, что тебя не замечает и, якобы, погружена в свои мысли, смотрит в пол и о чем-то думает. Сейчас же подошла и начала разводить панику, что в городской лаборатории сделали пробу высадки всходов, и всё погибло. Это означает, что в этом году весь урожай погибнет, и она интересовалась, что я думаю в таком случае делать?

Я спокойно сказал, что не верю такому прогнозу, и можно сажать всё, что душе угодно, тогда и она сказала, что не верит. И я понял, что она из породы мелких пакостников, которые распространяют пакостные слухи, а потом потешаются созданной ими панике.

Спустя некоторое время снова подошла ко мне и принялась осуждать станочницу, работающую в пяти метрах от нас.

— Я бы таких расстреливала. Я отсюда наблюдаю — то один подойдет, то другой, а то и вместе стоят, а третьему и места нет, потопчется и уходит.
— Что поделаешь, молодая, красивая.
— Молодая. У нее двое детей, муж. Стрелять таких надо.
— Да вы сталинистка!
— Да. При Сталине был порядок, за горсть зерна сажали, а что сейчас?

Я вскипел и начал горячо приводить факты, что был и голод, и те же начальники-взяточники, а потом увидел, как она спокойно наблюдает за моей горячностью, и понял, что она в очередной раз спровоцировала и в душе потешается надо мной. Конечно, она была сталинисткой, только они могут равнодушно и спокойно смотреть на страдания народа и сажать за горсть зерна, считая, что наказание слишком мягкое и надо бы расстреливать.

И,  вполне вероятно, что в душе она завидует этой красивой женщине, похожей на куколку, такая она изящная и стройная, что невольно привлекает мужское внимание, и ей бы хотелось, что вокруг нее вились бы мужчины. Но не вьются, и муж больной, которому годами не до жены. И вот, поднимается женское раздражение и ненависть к более счастливым женщинам, но ни за что не признается себе, что она просто завидует.

Я уже видел, что к проституткам более снисходительны женщины, счастливые в семейной жизни, а одинокие или без мужа, ненавидят их. Возможно, потому что считают их конкурентками, которые дают мужчине более мягкую альтернативу, чем связь с раздражительной и мелочной женщиной, у которой несносный характер. Но она считает, что мужчина сам виноват, он должен всё сносить и терпеть все ее капризы.

Мне хотелось уколоть ее, сказав: Что, тебе завидно?

Но промолчал, зачем мне ещё один враг, тем более такой, который предпочитает делать пакости исподтишка, она может постепенно настроить всех женщин против меня, наговорить с три короба, до этого я с ней в нейтральных, и даже хороших отношениях, но после таких слов любая женщина станет врагом.

 Я, не закончив разговор, встал и ушел бросать проплывающие на конвейере карданы на подвески, недоумевая, почему сталинисты не хотят прозревать? Впрочем, их понять можно: здесь леность мысли и удобная позиция стариков: в наше время такого не было, мы были лучше.

Ложь! Мы не могли быть лучше, потому что воспитывались в нищете, её привили нам в кровь. Нищета стала нашей жизнью и смыслом, мы ненавидим богатых, потому что завидуем им, стыдимся в этом признаться, и поэтому ещё более ненавидим.

Бузыниной постоянно выписывают деньги, материальную помощь, на которые она покупает мебель, стоит в очереди на машину. У меня же ничего нет, но я даже стесняюсь заикнуться о помощи, сколько людей живут хуже меня, а помогают почему-то тем, кто живет лучше. Впрочем, она считает, что нуждается в помощи, значит, она действительно бедная, хотя и думает, что всех перехитрила. Наша бедность уродует сознание людей, заставляет приспосабливаться, врать, хитрить.

Недавно в Комсомолке потрясающая статья "Бедность", где впервые сказали правду — по уровню потребления СССР занимает 77 место в мире, позади ЮАР, и впереди Румынии. На помощь слаборазвитым странам мы выделяем – 26 421 362 тысячи рублей.  Безвозвратный долг 85 миллиардов.

После смены, в автобусе встретил Аню Якунину, которая сразу же похвасталась:

— Выложила самый важный документ.

Я не сразу ее понял, подошел поближе и переспросил. И она снова иносказательно дала намекнуть, что выложила партбилет, как и говорила, когда мы в последний раз о ней разговаривали. Мол, всё начальство продажное, на съезд выбирается только первые секретари, а от них ничего хорошего ожидать не приходится. Они было сказали, написать в заявлении: согласна с любым решением партсобрания, но она не согласилась.

— Почему я должна соглашаться с любым решением? И они тогда сделали запись — в связи с поданным заявлением.

Я же пытался понять, чем же они обидели ее, что она решилась на такой шаг? В застойные времена её постоянно выбирали депутатом. Она  никогда не шла против администрации, работала не лучше других, но никогда не выступала с критикой руководства, поэтому и считали ее хорошей работницей, ставили в пример и даже выбрали бригадиром, хотя эта должность доставила ей много нервотрепки. Сейчас она заседает в горсовете, и я не решился спросить истинную причину, понимая, что о таком не говорят, она может быть так глубоко спрятана, что она сама себе стесняется в ней признаться.

Может быть, даже и то, что интуитивно чувствует всенародную ненависть к коммунистам. Как тот рабочий из металлургического производства, который спросил:

— Будут ли принимать коммунистов в рабочий Союз? Если будут, то рабочие не захотят вступать в такой Союз.

Они не хотят понимать, что и коммунисты разные, а большинство вступило в партию из-за мелочных расчетов или же из-за малодушия, не желая обострять отношения с начальством, которое требует и прямо говорит, что не видать повышения в должности, если не вступить в партию.

С удивлением узнал, что автором 58-ой статьи был Ленин, который 17 мая 22-го года обсуждал ее с Курским. Да, Сталин истинный последователь Ленина, его ученик. Не будь Сталина, любой другой стал бы проводить похожую политику,  может быть, с небольшими отклонениями, но общий итог был бы точно такой, как и сейчас. У нас всегда было самое малограмотное правительство.

Маленький Игорь активно изучает мир — лезет всюду,  куда может достать, на стул, стол, смотрит в окно, пальцами в розетку, в духовку, пробует на вкус разлитую мочу, землю, всё что под руку подвернется. Падает, но снова лезет,  пока не может постичь взаимосвязь высоты с падением. Принес мне книгу и сказал:

— На.

Самое простое слово, что пока может. Показали ему на улице автомобильный кран и удивились, что он смог произнести: "кран", и потом всё просили повторить это слово, не   он быстро разучился и у него получается что-то вроде: "кган".  Называют автобус, но он почему-то говорит :"авган".  В заслугу можно поставить то, что после падения быстро успокаивается. До удивления похож на своего отца, копия.

Ревом пытается добиться своего, но, если переключить внимание, быстро успокаивается. Без конца ставит большой пластмассовый автомобиль на стул и смотрит, как он падает на пол. Я шучу, что из него вырастет второй Эдисон, который тоже был великим экспериментатором. Всё может быть, если наша ублюдочная школа не загубит тягу к знаниям. Уже начинает теребить письку и блаженно замирает. Я удивлен, так как думал, в таком возрасте это не должно проявляться, я же помню, у меня не было такой потребности, может быть, ещё и потому, что взрослые внушили, что я не должен трогать, это нехорошо, и мне это было не нужно.

Ему же запрещают, бьют по рукам, он не понимает связь, и начинает плакать. Что поделаешь, полтора года, несознательный возраст, который не запоминается, потому что нет достаточного словарного запаса, а образная память может влиять лишь на характер, на интуитивное знание. Поэтому я не верю тем авторам, которые пишут, что существует родовая память, её не может быть, так как нет слов, которыми ребенок мог бы запомнить это мгновение.

Его отец взял тысячу рублей под беспроцентный молодежный заем, заполнив уйму справок и заплатив за поручительство 14 рублей. Это ли не замаскированный процент? И за неделю потратили все деньги на одежду себе, Игорю пару джинсов, Власте пару туфель по 60 рублей, пальто и прочее.

Каждый день сведения из Литвы. Азербайджан и Армения отошли на задний план, о них не говорят, хотя, уверен, события там очень острые, но у нас постоянно бросаются из крайности в крайность. Сейчас на первом плане Литва. В газетах начались компания о рыночных отношениях, хотят приучить народ к мысли, что цены должны расти, а не быть стабильными, как нас уже приучили.

Сам Горбачев 26 апреля в Свердловске, прилюдно, по телевизору назвал нашу систему дурацкой. Вот за это его можно уважать, что он меняется, не держится мертвой хваткой за отжившие догмы, правда, у него это происходит с большим запозданием, под давлением. Он всё ещё продолжает цепляться за социализм, не понимая, что рыночные отношения и социализм несовместимы и не приведут к добру нашу страну.

Может быть, позже он сможет отказаться и от социализма. Но надо признать, что и наше общество не созрело для отказа от догм, слишком в нас это всё сидит, вера в коммунизм. Хотя никто не знает, что это такое, и какие отношения могут быть при коммунизме и как их достичь? Уже пытались загнать кнутом и винтовкой в лагерь коммунизма, но лишь истребили свой народ.

Взял два дня отгула. С майскими праздниками получится целая неделя отдыха. Утром с Викой поехали на дачу, посадили полсотки фасоль и более сотки картофеля, пять лунок тыквы. Два часа работал по пояс обнажённым, и солнце хорошо поджарило, но не сгорел.

Вечером пошел в лито, народу очень мало. Николай Трофимович выглядит   очень плохо, видно, недолго ещё проживет, старческие тёмные пятна на лице, предвестники смерти. Охотно начал рассказывать о себе:

— Призвали в 18 лет со средним образованием, что было тогда редкостью, я уже преподавал в школе, а в армии, вообще, был на привилегированном положении, ночью оборудовали радиоклассы, а днем спали. А потом началась война, и всё это неправда, что сейчас пишут. И кормили хорошо, и анекдоты про Сталина рассказывали, конечно, в своем кругу. Да, арестовывали, но не в таких масштабах, и раскулачивали не всех подряд. Настоящие кулаки успели распродать имущество и уехать, а раскулачили дьячка. А самые нищие, горлопанили больше всех о Ленине, потому что о Сталине, по своей неграмотности, они и не знали.

Сопляков прочитал черновик своей повести о новобранце в карантине, с некоторой долей юмора, но излишне подробно, о самых скучных вещах — физзарядке.

Потом Игорь — молодой парень с улыбочкой дебила, глаза чуть косят — анекдот из жизни. После прочтения он ждал, что начнут говорить о нем, но все молчали, так это было всё наивно и глупо. Он с собой принес папку со своими рукописями. Я долго листал ее, было видно, как бережно он относится к своим черновым записям, вероятно, мечтая, что когда-нибудь они станут достоянием музея, и всё это надо хранить. Ни одного листка не было напечатано, лишь отдельные листы аккуратно переписаны разноцветными чернилами.  Это уже готовый диагноз графомании.

Случайно, но, скорее всего, намеренно он задержался со мной на автобусной остановке. Саша и Сопляков уже уехали на троллейбусе, а он почему-то стоял со мной и вдруг начал говорить как-то невразумительно:

— Не успел поесть в столовой.

 Через минуту молчания:

— 60 копеек не хватает на дискотеку. Вернее, на видик.

Снова замолчал. Я с интересом посмотрел на него. Ай да кадр,  неужели он ждет, что я выну из кармана и дам ему 60 копеек?

— Ты работаешь?
— Сейчас нет.
 — А где работал?
— В охране.
— Где?
— В охране.
— Я понимаю, что в охране. Но где, на заводе или ещё где?
— На пивзаводе, в министерстве вневедомственной охраны.
— Почему ушел?
— Мало получал, 90 рублей.
— И сколько ты там проработал?
— Два года.
— Два года тебе понадобилась, чтобы понять, что зарплата маленькая? Почему же ты там работал?
— Меня устраивало то, что там времени было много. Читал, занимался шахматами. Первый разряд.
— И куда ж ты сейчас думаешь, и есть ли такое место, где много платят и много свободного времени?
— Найду.
— Тебе сколько лет?
— 29.

Я поразился, на вид ему было около 20-ти. Каждое слово из него приходилось вытягивать, то ли он не хотел, то ли не знал, что рассказать о себе.

— Женат?
— Нет.
— Почему?
— Зачем?

Показался мой автобус, и я коротко сказал:

— Что, девочки не любят? Ну, пока.

Протянул руку и ушел к троллейбусу, не оглядываясь на него. Он явно ждал участия к себе, но мне такие никогда не нравились — это чертополох, и, вполне возможно, что у него легкая дебильность, из-за которой у него до этого времени поддерживается инфантильность и некритическое отношение к себе.

Саша Фонфора — наш новый руководитель рассказал, что Рашевская сейчас стала директором литературного центра в "Руси", сам он собирается поступать в институт Куйбышева,  но ещё не решил, куда? живет в третьем комплексном общежитии, выглядит на 23 года.

Товарищ зятя Игоря — Сергей 29 лет, на его свадьбе познакомился с Леной, подругой Власты и скоро, через полгода поженились, несмотря на большую разницу, но жизнь не удалась из-за родителей Лены, которые почему-то принялись настраивать ее против Сергея. Она начала капризничать, и дело дошло до развода, и недавно их развели. Они не хотели иметь детей и решили предохраняться. Раскрыв упаковку, Сергей сказал:

— Какой грязный, не могли на заводе помыть.

Пошел в ванную и помыл. Потом надел и долго не мог засунуть, обрывая жене волосы. Позже она жаловалась подругам, что нечем предохраняться, и когда ей посоветовали презерватив, она пренебрежительно отмахнулась:

— А, только волосы рвать.

Подруги не поняли и промолчали, а потом всё выяснилось, и они долго смеялись не в силах остановиться.  Это похоже на анекдот, но они виноваты меньше всего. Уж такова наша шизофреническая система, стесняемся рассказать детям о самом необходимом. Потом удивляемся их извращенности, потому что они всё узнают на улице, и думают, что насилие над личностью в порядке вещей.

Ночью прошел дождь, а я было собирался снова поехать на дачу и докопать оставшееся, чтобы в субботу докупить картошки и посадить. Планы нарушились.

Некоторые газеты раскрыли бывший Большой секрет: оказывается 1 мая 1961 года, кроме Пауэрса был сбит и наш самолет перехватчик. Погибшего  летчика Софронова похоронили на задворках империи и забыли о нем надолго, только сейчас вспомнили.

Еще одна сенсация — клан Чаушеску регулярно продавал США нашу новейшую военную технику. А наша контрразведка лишь на ушах не стояла, чтобы неосторожное слово не прорвалось в уши шпиона. То-то американцы посмеивались. Впрочем, наших понять можно — не хотели оставаться без работы, вот и организовывали видимость работы, одновременно создавая трудности для миллионов людей.  Пределов для нашей глупости нет. То ли ещё будет.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/07/435