О Боге

Валентина Лаврентьева
Философ, психолог, кандидат философских наук, доцент Саратовского гос. университета.1958 г.р.

1. Понятие о Боге

2. Бог во мне

3. Я в Боге

http://www.proza.ru/2011/02/11/1510

***  1. ...  Однако до сих пор мы занимались лишь дефинициями и нисколько не продвинулись в исследовании Бога как такового. Из того, что различные традиционные определения Бога вполне согласуются друг с другом, необходимо предполагают друг друга - отнюдь не следует с необходимостью существование самого определяемого предмета. Понятия задают лишь набор признаков, которым может что-то соответствовать, а может и ничего не соответствовать. Нельзя словесно, только понятийно доказать или опровергнуть существование Бога. Доказательным может быть только опыт. Именно в опыте мы должны найти Абсолют - как непосредственно данную нам реальность, данную, подчеркнем, в подлиннике, а не в какой-либо копии, отображении. Бог познается лишь через непосредственный контакт с ним, который осуществляется в нашей душе. (Иной формы богопознания и быть не может - ведь наш опыт - это опыт жизни нашей души. То, что никак не соприкасается с нашей душой, - не может быть и предметом нашего опыта). Следовательно, нам нужно, прежде всего, разобраться - что такое наша душа, как она устроена и где она может непосредственно соприкасаться с Богом.

*** ... 2.   Нам могут, однако, справедливо возразить:  Бог - это реальный творец мира - реальный источник всякого бытия. Открытый же нами в собственной душе  Абсолют - это, в лучшем случае, основание лишь нашей собственной чувственной, интеллектуальной и эмоционально-волевой  душевной жизни. Таким образом, нам нужно еще показать, что Абсолют, являющийся глубинным основанием нашей собственной душевной жизни, является также и основанием всякой другой душевной жизни,  всякого вообще бытия во Вселенной. Подлинный Абсолют с необходимостью  представляет собой нечто обладающее надындивидуальным статусом, есть нечто поистине всеобщее и универсальное. Дойдя до предельных оснований собственной души, мы теперь должны, по совету Блаженного Августина, «перешагнуть через самого себя», выйти за пределы собственного «Я» - чтобы, с одной стороны, «познать Вселенную и богов», а с другой «обрести себя ограниченным» - т.е. увидеть себя не просто Абсолютом, но Абсолютом «участненным» (термин Л.П. Карсавина), обладающим определенной индивидуальностью, и существующим наряду с другими «участненными Абсолютами». Этот дальнейший необходимый  шаг нашего исследования мы  и осуществим в следующем разделе нашей работы.

*** 3. ...  А дальше, если интересно, читайте сами, ссылка вверху.