Церковь в селе Ахмат Камышинского уезда

Маргарита Бирюкова
Церковь в селе Ахмат, Камышинского уезда
(Страницы из истории)

Первая церковь в cеле Ахмат во имя Архистратига Божия Михаила была построена в 1751 г., а освящена в 1753 г. [1].
В 1829 г. в Ахмате была построена новая Воскресенская церковь на средства генерала от инфантерии Обольянинова: каменная, крепкая, холодная, с двумя, кроме главного, престолами: в правом приделе – во имя Архистратига Михаила, в левом – во имя святителя Николая Чудотворца [5].
По сведениям 1894 г.,  в Ахмате каменная церковь Воскресения была освящена в 1827 г. и имела 1 священника и 1 псаломщика [12].
Сведения о числе душ в приходе Воскресенской церкви с. Ахмата имеются с 1840 г., когда в приходе считалось всего 2404 души об.п., а в 1894 г. – 2859 душ об.п.» [5].
Земская школа в с. Ахмат была открыта в 1862 г. В д. Студенке в 1894 г. графом Дмитрием Адамовичем Олсуфьевым была открыта школа грамоты [5].
Ближайшие к Ахмату православные церкви были построены селах: Мордово – во имя великомученика Димитрия Солунского (1760 г.), Золотое - во имя Успения Пресвятыя Богородицы (1775 г.) и во имя святителя и чудотворца Николая (1796 г.); Банное – во имя Архистратига Божия Михаила (1751 г. - 1757 г.); Ваулино - во имя Успения Божией Матери [4].
В начале XX века сообщалось: «Утвари в церкви не вполне достаточно; зданий, принадлежащих к церкви, кроме сторожки, никаких нет. Земли при церкви усадебной не имеется, пахотной – 60 десятин и сенокосной – 6 десятин. Дома у причта общественные, построенные на крестьянской земле; отопление свое. Жалованья от казны положено: священнику – 141 руб. 12 коп., псаломщику – 35 руб. 28 коп. в год. К приходу Ахматской церкви принадлежат 2 деревни: Обольяниновка – в 20-ти и Студенка – в 12-ти верстах. Всех прихожан при церкви в 1896 г. числилось 2859 душ об.п., в т.ч., по церковным документам, раскольников – 747 душ об.п.» [4],

Церковь с. Ахмат входила в состав 1-ого благочиннического округа Камышинского уезда, к которому относились также церкви сел: Золотого, Ваулина, Мордовов, Топовки, Верхней Добринки, Тетеревятки, Грязнухи, Даниловки, Лаптя, Банного и Мелового (1865 г.) [6].
Пожертвования в Воскресенскую церковь с. Ахмат:
1896 г. – Крестьянин деревни Решетихи, Балахнинского уезда, Нижегородской  губернии, Михаил Сорокин пожертвовал в Воскресенскую церковь села Ахмата, на отопление ея в зиму 1895/96 годов один пятерик сосновых дров, стоимостью в 20 руб., и на покупку дров для той же церкви на отопление ея в течение зимы 1896/97 годов деньгами 20 руб. [2].
1898 г. – Прихожане села Ахмата, Камышинского уезда, пожертвовали 1013 руб. 22 коп. на ремонт своего приходского храма. Священник села Ахмата Сергий Траецкий своим усердием и успешной деятельностью расположил своих прихожан на пожертвование 1013 руб. 22 коп. на ремонт своего храма [23].
1899 г. – Проитоиерей города Кронштадта Иоанн Сергиев (т.е. в будущем - Св. Иоанн Кронштадский) пожертвовал 100 руб. в церковь села Верхней Добринки, Камышинского уезда, на покупку чугунной печи для алтаря и 100 рублей в церковь села Ахмата, того же уезда, на «внутреннее благоукрашение ее» [24].
Известно, что св. Иоанн Сергиев (Кронштадтский) много делал пожертвований и на другие храмы Саратовской губернии. Так, например, в том же 1899 году он пожертвовал на приспособление церкви с. Мелового из холодной в теплую 100 руб. [30]. 

1898 год
«Посещение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Николаем, Епископом Саратовским и Царицынским сел: Мордов, Ахмата и Ваулина 1-го благочиннического округа, Камышинского уезда»
В бытность в Саратове 15-го мая сего года из местных газет я узнал, что Его Преосвященство, Преосвященнейший Николай 16-го мая выезжает из г. Саратова для обозрения церквей 1-го благочиннического округа, Камышинского уезда. Не вполне доверяя газетным известиям, так как они не всегда передают действительные факты, а иногда одни только «слухи», я поспешил в духовную консисторию, чтобы удостовериться в справедливости пропечатанного; узнавши, что Владыка действительно выезжает 16-гомая сего года для обозрения церквей и церковных школ в нескольких сельских приходах Саратовского и Камышинского уездов, и что мне, как благочинному, об этом уже послан указ, я тотчас же на первом отходящем пароходе поспешил домой, чтобы уведомить причты тех сел, которые Владыка намерен осчастливить своим посещением. Духовенство очень обрадовалось посещению их своим Архипастырем, потому что подобные посещения в жизни священника бывают очень редки, и некоторые священники могут прожить всю жизнь и никогда не принимать под свой кров своего Архипастыря.
Когда было узнано, что Владыка в с. Мордовах будет 20 мая около 10 часов утра, то все жители стали приготовляться к встрече Его и на улицах по пути следования Его выставлять столы с хлебом-солью. Как только колокол возвестил о приближении Владыки, то народ направился к своему храму, где у ворот церковной ограды у стола стоял уже сельский староста с хлебом-солью, а в храме ожидал Владыку священник в облачении, держа на блюде, покрытом воздухом, крест, псаломщик с подсвечником и певчие.
Лишь только показалась карета с Преосвященным, то по собравшейся толпе прошел какой-то непонятный гул, а потом все затихли, пришли в такое состояние, как будто бы случилось что-то необыкновенное, а когда карета остановилась у церковной ограды, и из нее в отворенную дверцу выступил Владыка, то вся толпа опустилась на колени и ожидала святительского благословения; помолившись на храм и благословивши коленопреклоненный народ и поднесенный хлеб-соль, Владыка в сопровождении благочинного и народа вступил в храм, приложился к поднесенном кресту и осенил святительским благословением предстоящий народ, причем певчие пели тропарь храмового праздника. Владыка прошел в алтарь, осмотрел Антиминс и св. Дары, облачился в малое облачение и вышел на середину храма для служения молебна св. Дмитрию Солунскому, которому посвящен храм, в сослужении местного благочинного и приходского священника О. Диаконова; на молебне Владыка очень умилительно прочитал молитву св. Великомученику Дмитрию. После молебна и многолетия Владыка произнес назидательное слово, в котором между прочим высказал о необходимости посещения храма Божия, где преподаются спасительные Тайны и убеждал прихожан как можно чаще ходить в храм и приносить в него своих детей и причащать их Св. Тайнами Тела и Крови Христовой.
После произнесения поучения Владыка благословил всех присутствовавших в храме, не исключая и малых детей, а певцы в это время на клиросе пели ирмосы и стихиру празднику Вознесения. Благословивши всех, Владыка пожелал видеть учеников школы, и местный священник О. Диаконов подвел к нему как учеников земской школы, так и церковной, которых Владыка сначала испытывал в знании общеупотребительных молитв и пении их вместе с законоучителем, а потом в знании священной истории; на предложенные Владыкой вопросы ученики отвечали правильно. Из храма Владыко пешком пошел в дом местного священника О. Диаконова, где в беседе за чаем справлялся обо всех приходских делах, и в потребных случаях давал надлежащие наставления.
Благочинный, испросивши у Архипастыря благословение и разрешение, отправился в с. Ахмат. Дорога от с. Мордов до Ахмата пролегает через глубокий овраг, через который раньше был мост, но который потом от сильного дождя, бывшего 16 мая, совершенно разрушился, и через очень высокую гору. Владыка, узнавши, что Ему предстоит путь в Ахмат по неоправленной еще дороге, так как крестьяне после бывших сильных дождей не успели еще их оправить, пешком прошел через овраг и пешком также поднялся до половины горы.
Подъезжая к Ахмату, я увидел, что около церкви собралась уже большая масса народа, больше, чем в Мордовах, так как крестьянам было объявлено, что Владыка приедет в Ахмат около трех часов дня, а экономия графини Олсуфьевой для такого торжества отпустила всех своих рабочих мине производила никаких работ ни в поле, ни в мастерских. Около ворот церковной ограды было усыпано песком и травой, а также и до дома священника, и стоял стол, около которого волостной старшина стоял с хлебом-солью, ожидая Владыку; здесь же ожидал Владыку и Камышинский Уездный Предводитель Дворянства граф Олсуфьев. По приезде благочинного в Ахмат, Владыку пришлось ждать недолго: звон колокола возвестил всем, что Владыка уже недалеко, и вскоре затем показалась Его карета,  а немного спустя она подъехала к церковной ограде. По выходе из кареты, Владыка, благословивши поднесенный волостным старшиною хлеб-соль, коленопреклоненный народ и предводителя дворянства, вошел в ярко-освещенный храм в сопровождении предводителя дворянства и массы народа, приложился  Кресту, поднесенному священником и, потом, при пении воскресного тропаря, прошел в алтарь, где осматривал Антиминс и Св. Дары.
Окончивши осмотр и облачившись, Владыка вышел на середину храма для служения молебна празднику Вознесения в сослужении приходского священника о. Траецкого. На молебне Владыка прочитал акафист Иисусу Сладчайшему; акафист Владыкой был прочитан очень внятно, громко и отчетливо. После молебна и многолетия, Владыка произнес глубоко-назидательное слово применительно к настроению прихожан, так как Ахматский приход сильно заражен расколом. В беседе Владыка между прочим высказал, что воскреснуть для жизни вечной, а не для осуждения, мы можем только тогда, когда будем находиться в единении с церковью и исполнять все ее уставы и заповеди. После благословения, преподанного каждому в отдельности, Владыка испытывал учеников земской школы в знании молитв и пении их и в знании ветхозаветных и новозаветных событий; ученики сначала испугались, но потом, ободренные Владыкой, на все вопросы отвечали очень толково.
Из церкви Владыка по предложению предводителя дворянства прошел в новоустроенную земскую школу, выстроенную в 1897 г. на средства матери его – графини Олсуфьевой и находящуюся против церкви, где были также собраны ученики; Владыка нашел школу очень хорошею, поместительною и главное – имеющую очень много света и воздуха, что составляет главный недостаток наших школ [имеется в виду недостаток света и воздуха в большинстве школ – М.Б.]. При этом я должен заметить, что Ахматская земская школа по постройке считается почти первою школою во всем Камышинском уезде.
Из школы Владыка по предложению настоятеля прихода о. Траецкого, в сопровождении предводителя дворянства, пешком пошел к нему в дом, где у ворот дома жен священника вместе с детьми встретила Его с хлебом-солью и приняла от Него Архипастырское благословение; Владыка благословил также и детей. За чаем Владыка между прочим беседовал о положении прихода и главное – о наружном ремонте храма, так как снаружи он очень долгое время не ремонтировался, и советовал озаботиться скорейшим ремонтом его; совет Архипастыря не остался бесплодным – в настоящее время храм снаружи отремонтирован и приведен в благолепный вид, подобающий дому Божию.
Из Ахмата Владыка хотел было ехать в с. Ваулино и там ночевать, но благочинный и предводитель дворянства начали Его упрашивать остаться ночевать в с. Ахмате, так как время было уже позднее – 8 час. вечера, а дорога в Ваулино очень плохая – лесом и бараком (оврагом). Когда Владыка совет принял и остался ночевать в доме о. настоятеля, тогда предводитель дворянства пригласил Его к себе откушать хлеба-соли, и Владыка, несмотря на то, что был утомлен дневной поездкой по такой плохой дороге, какая была от с. Синеньких до Ахмата, все-таки согласился и пробыл у него более 2 ; часа, беседуя по разным вопросам как церковным, так и гражданским, и Его беседою до того одушевились все собеседники, что им казалось, что они беседуют не с Архипастырем, а как бы равный с равным, и времени как будто бы прошло не более полчаса. Утром 21-го мая в 8 час. народ стал собираться к дому о. настоятеля, чтобы проводить своего Архипастыря и получить от Него, может быть, в последний раз, Святительское благословение. В 9 час. Владыка выехал из Ахмата в с. Ваулино, отстоящее от с. Ахмата в 15 верстах, где Его ожидал уже прибывший туда местный благочинный. У церковной ограды и в храме собралось также очень много народа, как и в Ахмате, жаждавшего получить Святительское благословение, а в воротах церковной ограды у стола стоял старшина с хлебом-солью; дорога от ограды в храм и к дому священника была устлана холстом, принесенным некоторыми благочестивыми старушками из прихожан. Около 11 час. дня раздался красный звон, возвещавший о скором прибытии Архипастыря; вскоре карета с Архипастырем подъехала к церковной ограде. Владыка, по выходе из кареты и по благословении народа и поднесенного хлеба-соли и по обычной встрече, прошел в алтарь и, осмотревши Антиминс и Св. Дары и облачившись, вышел на середину храма для служения молебна Успению Божией Матери, в сослужении местного благочинного и приходского священника о. Лебедева; на молебне Владыка прочитал очень выразительно и внятно акафист Божией Матери. После молебна Владыка произнес очень прочувственное слово сообразно настроению прихожан, так как в с. Ваулине очень много раскольников, в котором высказал, что обрядовые разности не должны служить причиною отделения от Христом установленной церкви, что церковь есть сокровищница благодатных даров, в которую Христом Спасителем вложено все, что необходимо для нашего спасения и, следовательно, вне ее спастись мы не можем. Разъяснил и то, что отделяющиеся от церкви, не исполняющие законов гражданских (в приходе есть и подпольники), являются ослушниками и Царя – Отца Небесного и Батюшки – Царя Земного. После благословения всех присутствующих в храме, Владыка испытывал учеников церковной школы в знании молитв и важнейших священно-исторических событий. Из храма Владыка прошел в церковную школу, помещающуюся в церковной сторожке, где собравшимся прихожанам Он предлагал исправить ее и приспособить для школы, так как она очень тесна, темна, и пол в ней почти что совсем сгнил, так что по нему нужно ходить с большой осторожностью. По осмотре школы Владыка не оставил своим посещением также и приходского священника о. Лебедева. Из Ваулина Владыка решил ехать обратно в Саратов, так как приближался праздник Св. Троицы, на который Владыка обыкновенно служит в Троицком соборе (старый собор).
Золотовский волостной старшина Гусев приглашал Владыку посетить с. Золотое, но Владыка разъяснил, что в с. Золотом Он обещал быть только в случае благоуспешности обозрения, а между тем Он замедлил несколько обозрением церквей и школ в уезде Саратовском. Поблагодаривши о. настоятеля за хлеб-соль и благословивши Своим Святительским благословением всех присутствующих в доме священника и весь народ, наполнявший церковную площадь, Владыка около 2 часов дня отбыл из Ваулина в Саратов.
Дай Бог, чтобы эта поездка нашего милостивого Архипастыря, Епископа Николая, к нам была не последней, потому что пребывание Его везде, хотя и краткое, доставляет для всех счастие, радость и удовольствие лицезреть в своем храме среди самой простой, а не пышной обстановки своего Архипастыря, иметь вместе с ним молитвенное общение и получить от Него Святительское благословение; Его ласковое и кроткое обращение с детьми невольно располагает сердца родителей к Нему и наполняет их неподдельною радостью.
Да продлит Господь дня нашего милостивого Архипастыря, Преосвященнейшего Николая, для блага Саратовской епархии, вверенной Его правлению, и будем молить Царя Небесного о даровании Ему здравия и долгоденствия и о сохранении Его – наипаче во время не столь легких путешествий при обозрении церквей Епархии. 
Священник С. Траецкий» [18].

1900 год
Из «Отчета о движении сумм церковно-приходских попечительств за 1900 год»:
- при церкви с. Ахмата оставалось к 1900 году 50 руб. 50 коп., в 1900 году поступило 676 руб. 93 коп., поступило в расход 727 руб., к 1901 году в остатке 43 коп. Деятельность попечительства выразилась в росписании приходского храма внутри священными изображениями.
Для сравнения – сведения о соседних храмах:
- при церкви с. Мордова оставалось к 1900 году 105 руб. 66 коп., в 1900 году поступило 264 руб. 44 коп., к 1901 году в остатке 370 руб. 10 коп.;
- при церкви с. Золотого оставалось к 1900 году 92 руб. 67 коп., в 1900 году поступило 33 руб. 67 коп., к 1901 году в остатке 126 руб. 34 коп.
О деятельности попечительств сел Мордово и Золотое ничего не сообщается [8].

1901 год
«Торжество поднесения иконы в дар от благодарных прихожан своему пастырю»

«21-го января сего года прихожане Воскресенской церкви села Ахмата, Камышинского уезда, чествовали своего батюшку, в знак любви и уважения к нему, поднесением иконы Христа Спасителя. Это скромное сельское торжество совершилось с благословения Его Преосвященства, Преосвященнейшего нашего Архипастыря, который на поданном ему от Ахматского общества и местного г. земского начальника прошении 12 декабря 1900 года положил резолюцию: «Призываю благословение Божие на доброе дело». Торжество началось еще с вечера 20 января служением всенощного бдения, при пении прекрасного хора певчих любителей, приглашенных из села Узморья Самарской губернии, и своего местного хора. При участии этих же певчих и при большом стечении народа виновником торжества соборне с прибывшими иереями на другой день были совершены: утреня, литургия и молебен. По литургии, волостной старшина г. Мочалов, поднося дарственную икону от лица всех прихожан произнес следующую речь:
«Добрый и уважаемый наш батюшка, отец Сергий Родионович. Со времени поступления Вашего к нам в приход, Вы много потрудились по приведению в благолепный вид нашего приходского храма, который теперь вполне соответствует Дому Божию; и все это сделали большею частью на изысканные Вами лично средства, чем и вызвали чувства общей нашей Вам благодарности, в знак которой, с благословения Преосвященнейшего нашего Владыки, преподносим Вам и просим – примите от нас сию святую икону Христа Спасителя, которая да послужит Вам всегдашним напоминанием о нашей к Вам любви за Ваши труды и заботы на пользу нашу».
Приняв икону от волостного старшины о. С.Р. Траецкий поставил ее на аналой, трижды поклонился пред нею в землю, приложился к ней и, затем, произнес ответную речь, приблизительно следующего содержания:
«Благодарю Вас, возлюбленные прихожане, за Вашу сыновнюю любовь ко мне, Вашему пастырю, и за то сочувствие, какое Вы оказывали мне при ремонте сего Св. храма. Недостоин я того чествования, какое Вы мне ныне изъявляете. При Вашем усердии к храму Божию, другой на моем месте сделал бы то же самое. Благодарите не меня, но Бога, который помог мне привести сей св. храм в столь благолепный вид, подобающий дому Божию. Благодарите Его не словом только, но и делом: продолжайте ходить, как теперь, неопустительно в этот св. храм, продолжайте заботиться о благолепии и украшении его, наипаче же всего, не измените св. храму сему и не уклонитесь в душепагубный раскол, который с адским терпением ищет, кого поглотить. Молитесь за благодетелей и благотворителей, которые своими щедротами не оставили Ваш храм и принесли свои посильные лепты на его благоукрашение. Итак, еще раз благодарю Вас, любезные мои прихожане, за Ваше внимание  к моим пастырским трудам; а сия св. икона Христа Спасителя, пред которой во всю жизнь свою, я и семья моя будем преклонять колена на молитве, пусть будет памятником Вашей любви ко мне – недостойному»…
Речь свою о. Траецкий не окончил, ибо видимо был взволнован. После молебна пред отпуском и многолетием священником села Мордова о. О.Я. Дьяконовым с чувством была произнесена ниже помещенная похвальная речь виновнику торжества. По окончании служения в храме, дар прихожан – икона Спасителя была торжественно перенесена о. Траецким в его дом в сопровождении певчих, гостей и народа. Этим Ахматское торжество, собственно, и закончилось, если не считать обычного в сих случаях обеда, за которым присутствовавшими гостями говорилось немало одушевленных речей. Во время трапезы была получена от местного земского начальника следующая телеграмма: «Серьезно болен, искренно скорблю о невозможности приехать, прошу принять сердечное поздравление и лучшие пожелания. Гинтер».
В заключение считаем не лишним сообщить, что виновник описанного торжества священник Сергий Родионович о. Траецкий – человек еще молодой, имеет награды: набедренник, скуфью и благословение Св. Синода; четвертый год проходит должность благочинного 1 округа Камышинского уезда. В Ахматском приходе он служит всего 11 лет, и в это, сравнительно краткое время, успел приобрести у своих пасомых такую любовь, какой многие из иереев не заслуживают в течение всей своей продолжительной жизни. Ахматский приход – очень бедный, ибо третья часть его – раскольники. При поступлении своем в приход, о. Сергий нашел церковь в виде неблаголепном, а сторожку, ограду и дом священника – разваливающимися; все это он исправил и обновил в лучшем виде, за что в особенности и почтили его прихожане; мы же со своей стороны пожелаем ему и впредь продолжать подвизаться подвигом добрым в том же духе.
Священник Николай Соколов» [3].

«Речь, произнесенная священником с. Мордова о. Дьяконовым 21-го января по случаю поднесения прихожанами села Ахмата иконы Спасителя в дар своему приходскому священнику о. Траецкому»
Братие святаго храма сего!
Прошлой весной, в один из памятных для меня дней (в Вербное воскресение), я имел счастие быть в сем св. храме во время богослужения по случаю освящения живописи на стенах храма. Тогда я испытывал удовольствие при виде благолепия вашего храма; это же чувство удовольствия испытываю я и теперь. Действительно, Ваш храм приведен в такой благолепный вид, которому могли бы позавидовать многие храмы не только сельские, но и городские.
Вам лучше известно, братие, что в этом деле Вы обязаны своему приходскому священнику, уважаемому о. Сергию. Благодаря его неустанной заботе и ревности к доброму делу, храм сей благоукрашен как с внешней, так и с внутренней стороны; да и не только храм, а и другие церковные постройки приведены в порядок и приличный вид. Не осталась без внимания о. Сергия церковная утварь и церковная ризница, из которых иные вещи возобновлены, поправлены,  иные заменены новыми. Да, о. благочинный, в этом деле Вы для нас, Ваших подчиненных, пример, достойный подражания. Всем нам хорошо известно, что о. Сергию приходилось много хлопотать, приходилось просить, доказывать необходимость того или другого дела; и при помощи Бога и добрых людей, Вы – о. Сергий, все-таки достигали своей цели и нередко даже жертвовали из своих скудных средств на доброе и святое дело. При наблюдении за работами о. Сергию также пришлось немало потрудиться. Мне приходилось часто слышать, что о. Сергий с опасностью для своей жизни нередко бывал в таких местах, где могли быть только привыкшие рабочие, да и то с замиранием сердца. Во всех этих делах о. Сергия, братие, видно умение распорядиться и знание дела. Нужно сознаться, что нередко мы по своей малоопытности и со средствами ничего не можем сделать, здесь же больше дела, чем средств, и в этом нам также нужно поучиться у о. благочинного. Немалые труды о. Сергия, Вы, братие св. храма сего, вполне сознаете и оцениваете ныне, собравшись в храм сей, чтобы отблагодарить своего духовного отца по мере сил и возможности. Вы, с разрешения начальства, поднесли о. Сергию св. икону Христа Спасителя. Такое внимание Ваше к своему духовному отцу весьма похвально. Приятно оно о. Сергию, приятно нам, приятно и нашему Архипастырю, Епископу Иоанну, который на прошении Вашем о поднесении иконы наложил такую резолюцию: «Призываю благословение Божие на доброе дело».
Да и как не радоваться такому делу? Из этого видно, что о. Сергий достойный носитель своего звания, а Вы, благодарные его духовные дети, любите и уважаете своего духовного отца. Итак, братие св. храма сего, радуюсь вместе с Вами, что Вы имеете у себя трудолюбивого пастыря, а Вас, уважаемый наш о. благочинный, поздравляю и радуюсь, что Вы имеете у себя благодарных прихожан. Дай Бог, чтобы Ваше усердие к достойному прохождению пастырского служения все более и более укреплялось, а не ослабевало. Залогом Ваших будущих успехов пусть будет та святая икона Христа Спасителя, нашего вечного Архиерея, пред которой Вы будете совершать свои домашние молитвы. Она всегда будет Вам напоминать, что Ваши труды никогда не пропадут и пред людьми, а Бог всегда за них вознаградит. Молитвенно прошу у Бога: да укрепляются наши взаимные любовь и уважение друг к другу, и за это да почиет на нас Божие благословение отныне и до века» [7].

Некоторые сведения о служителях Воскресенской церкви с. Ахмат:

Священники:
1898 г. – По определению Епархиального начальства от 23/26 января 1898 г. за заслуги по духовному ведомству священник с. Ахмата, Камышинского уезда, Сергий Траецкий награжден скуфьею [21].
1898 г. – Определением от 4-17 февраля 1898 г. за № 438 преподано благословение Святейшего Синода без грамот священнику церкви села Ахмата, Камышинского уезда, Сергию Траецкому, за заслуги и пожертвования по духовному ведомству [22].
1902 г. – «Согласно определению Саратовского Епархиального Училищного Совета от 1 апреля 1902 г., утвержденному Его Преосвященством 8 апреля, выдано пособие из % с капитала профессора Захарьина священникам по 56 руб., диаконам по 38 руб. и псаломщикам по 19 руб., кои проявили в 1901 году особенно усердную и полезную деятельность в церковном служении, пастырском назидании и начальном учительстве в Саратовской епархии, в т.ч. священнику с. Ахмата Сергию Траецкому и и.д. псаломщика с. Ахмата Дмитрию Токареву [11].
1902 г. – Резолюцией Его Преосвященства от 13 августа 1902 г. предоставлено священническое место в г. Саратове при кладбищенской церкви священнику с. Ахмата, Камышинского уезда, Сергию Траецкому [12].
1902 г. – Вакантное место священническое в с. Ахмате, Камышинского уезда (школа грамоты, православных душ 1093, раскольников – 284, земли 66 десятин, дом общ., 141 руб. 12 коп.) [13].
1902 г. – Резолюцией Его Преосвященства от 31 октября 1902 г. предоставлено священническое место в с. Ахмат, Камышинского уезда, священнику  с. Орловки, Царицынского уезда, Иоанну Чирковскому [16].
В «Списке вновь прибывших членов взаимно вспомогательной кассы духовенства Саратовской епархии» указан Чирковский Иоанн (священник с. Орловки Царицынского уезда), размер годового членского взноса – 40 руб. [14].
В «Списке членов взаимно вспомогательной кассы духовенства Саратовской епархии за 1900 год» указан Траецкий Сергий Родионович (размер годового взноса – 16 руб., всего взноса – 180 руб.) [14].
1902 г. – согласно «Ведомости о причтах Саратовской епархии, коим вновь назначается или увеличивается содержание на счет кредита, добавленного от казны по § 6 ст. 1 финансовой сметы Св. Синода 1902 г.», в с. Ахмат Камышинского уезда:
- получаемое из казны содержание: священник – 141 р. 12 к., псаломщик – 35 р. 28 к.,
- вновь назначенное из казны (или добавленное)  постоянное содержание с 1902 г.: священник – 152 р. 88 к., псаломщик – 62 р. 72 к. [15].
1903 г. – Резолюцией Его Преосвященства от 31 декабря 1902 г. за № 1231 священник села Ахмата, Камышинского уезда, Иоанн Чирковский утвержден в должности законоучителя в Ахматской земской школе [17].
1904 г. - «Список членов взаимно вспомогательной кассы духовенства Саратовской епархии за 1904 год» - № 1396 – Чирковский Иоанн Яков. – священник с. Ахмата Камышинского  уезда, годовой членский взнос – 40 р. (средний взнос др. составлял около 15 р. – М.Б.) [10].
1907 г. – Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гермогеном, Епископом Саратовским и Царицынским 6-го мая сего 1907 года награжден скуфьею священник церкви села Ахмата, Камышинского уезда, Иоанн Чирковский [27].

Дьячки и псаломщики:
1838 г. - Добросердов Филипп Назаров. Пономарь  Воскресенской      церкви  села Ахмат Камышинского уезда на 1838г. Жена Марья Ильина. Дочь Добросердова Прасковья Филиппова (род. 28.10.1838г.) (ГАВО Ф. 289/3 д. 33 1838г.) [29].
1866 г., август – Праздные причетнические места: Камышинского уезда, в селе Ахмате, IV класса, за перемещением дьячка, Федора Рождественского на такую же вакансию в с. Краснояр, Балашовского уезда [4].
1866 г. – Исключенный из низшего отделения Саратовской духовной семинарии Платон Кандиев определен на пономарское место в село Ахмат, Камышинского уезда, 14 октября [5].
1899 г. – Резолюцией Его Преосвященства от 17 марта 1899 г. псаломщику церкви с. Ахмата Иоанну Князевскому предоставлено псаломщическое место в г. Саратове, при Спасопреображенской церкви [25].
1899 г. – Резолюцией Его Преосвященства от 17 марта 1899 г. учителю школы грамоты хутора Кардаильского, Балашовского уезда, Дмитрию Токареву предоставлено псаломщическое место в с. Ахмат, Камышинского уезда [25].
1902 г. – Резолюцией Его Преосвященства от 25 сентября предоставлено псаломщическое место в с. Дурникине, Балашовского уезда, псаломщику с. Ахмата, Камышинского уезда, Димитрию Токареву [15].
1902 г. – Резолюцией Его Преосвященства от 25 сентября 1902 г. в с. Ахмат, Камышинского уезда, назначен исправляющим должность псаломщика окончивший курс Саратовской миссионерской школы Гавриил Колесников [15].

Церковные старосты:
1898, апрель - Утвержден в должности церковного старосты к Воскресенской церкви села Ахмата – мещанин Николай Смирнов, на 2-е трехлетие [20].
1901 г., март - Утвержден в должности церковного старосты к Воскресенской церкви села Ахмата – мещанин Николай Смирнов, на 3-е трехлетие [19].
1904 г., апрель – Утвержден в должности церковного старосты к Воскресенской церкви села Ахмата – мещанин Николай Смирнов, на 4-е трехлетие [9].
1906 г. - Утвержден в должности церковного старосты к Воскресенской церкви села Ахмата – крестьянин Михаил Кононов, на 1-е трехлетие [26].

Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
Священник Траецкий Сергей Родионович  - Родился  20.09.1862г. в Саратове, сын диакона. Окончил Саратовскую Духовную Семинарию 28 июня 1885. Рукоположен во священника - 25 сентября 1885. Служил в Саратовской епархии в Камышинском уезде и в Саратове:
- сентябрь 1885 - 12 февраля 1886 - священник Михаило-Архангельской церкви  с. Лапоть, утвержден в селе Лапоть приходским миссионером;
- 12 февраля 1886 – 16 июня 1889 г. - священник  в с. Щербаковка;
- 16 июня 1889 г. – 13 августа 1902 г. - священник в церкви села Ахмат. Состоял законоучителем в Ахматской земской школе с 30 октября 1899 г. по 1902 г. Утвержден помощником благочинного 1 округа Камышинского уезда 17 марта 1895 г., а с 1897 г. - состоял благочинным по 1 округу;
- с 13 августа 1902 – 27 апреля 1929 г. - священник кладбищенской церкви г. Саратова. Состоял помощником благочинного и членом благочиннического совета 2-го округа г. Саратова с 1909 по 1912 гг. Исполнял обязанности благочинного 2-го округа г. Саратова.
В семействе: жена Антонина Александровна ур. Лебедева, дочь священника с.Поповки  и дети - Александр 27.09.1886 г.р., Надежда 17.09.1890 г.р., Борис 15.04.1892 г.р.
Место проживания - Саратов, ул. Камышинская, 199.
Награды: набедренник  - 26 января 1894 г., скуфия – 26 января 1898 г., благословение Священного Синода – 14 февраля 1898 г., благодарность Преосвященного Иоанна – 12 января 1900 г., камилавка – 6 мая 1909 г., наперсный крест – 6 мая 1914 г., медаль в память императора Александра III в 25-летие приходских школ.
Арестован секретным отделом ПП ОГПУ СССР по Нижне-Волжскому краю в Саратове 27 апреля 1929 г. Обвинение при аресте - "распространение провокационных слухов". Осуждения - ОСО при Коллегии ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю.
Обвинение  03.09.1929  - "антисоветская агитация".
Статья ст.58-10 УК РСФСР. Приговор 3 года высылки в Сибирь. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован Прокуратурой Саратовской обл. 29.11.1996г.
Заявитель: Лебедев Евгений Леонидович, родственник [31].

"Дело священников о.Карпа Мусаткина, о.Михаила Хераскова и др. (11 человек), г.Покровск (Энгельс), 1931г."

Архив УФСБ по Саратовской обл. Д.ОФ-24805.
По делу было арестовано 11 человек - 10 священников и один член церковного совета.
Основные обвиняемые: протоиерей Завражин Николай Иванович, священники: Белов Сергей Александрович, Витевский Василий Иванович, Мусаткин Карп Григорьевич, Херасков Михаил Иванович
Следствие проходило в г. Покровск (Энгельс), АССР Немцев Поволжья, в период  с ноября 1930 г. по 31 августа 1931 г. Основное обвинение «Член к/р повстанческой церковной организации, ставившей целью свержение Соввласти и восстановление демократической республики».
Из материалов дела:
      "В ГПУ стали поступать сведения о том, что в Троицкой церкви г.Покровска, начиная с 1929г. происходят... нелегальные собрания... Кроме священника Троицкой церкви М.Хераскова на собраниях присутствует и духовенство из других церквей... На собраниях велись обсуждения правительственных       мероприятий.
       Одновременно поступают сведения о том, что в Вознесенской церкви г. Покровска во время богослужения распространялось "святое письмо Божией Матери", в котором говорилось, что "пойдет народ на народ и брат на брата"... Все вышеуказанное побудило ГПУ усилить наблюдение за деятельностью        православного духовенства г.Покровска, при котором обнаруживается, что в квартире попа Вознесенской церкви Карпа Мусаткина происходят сборища духовенства не только г.Покровска, но и близ расположенных сел. Из Покровского духовенства на собраниях у Мусаткина собирались М.И.Херасков, Н.И.Завражин, Ф.Д.Волковский, А.А.Попов, В.И.Сурков, С.А.Белов, В.И.Витевский, из сел же Квасниковки - А.Ф.Антонов, из с.Анисовки - Т.В.Углов, из с.Калуги - А.Георгиевский... Кроме духовенства, в сборищах у Мусаткина принимали участие и члены церковных советов, близко стоящие к духовенству... Кроме того, установлено, что некоторые священники имели тесные взаимоотношения с митрополитом Саратовским Серафимом (Александровым), регулярно посещая его, якобы по делам службы...
Установлено, что на территории АССР Немцев Поволжья существовала к/р повстанческая организация духовенства, возглавляемая и руководимая духовенством и создавшая по всей почти территории республики многочисленные к/р ячейки повстанческого характера.
Организация имела свои ячейки в следующих населенных пунктах:  в г. Покровске - возглавляемая попом М.Херасковым, членом Епархиального Совета, попом К. Мусаткиным. Покровская ячейка группировала около себя ячейки из окружающих сел:
- в Анисовке (Покровский кантон) – возглавляемая попом Т.В.Угловым,
- в Квасниковке - попом А.Антоновым,
- в с. Калуге (Федоровский кантон) - попом Георгиевским,
- в с. Ваулино - попом Шаровым,
- в с. Мордовое - попом Крестовоздвиженским,
- в с. Ахмат - попом Омировым,
- в с. Салтове - попом Бондаренко,
- в с. Красный Кут - попом Годиновым,
- в с. Ахмат (Краснокутский кантон)  - попом Батаевым...
Возникновение организации духовенства относится к 1919  г. с момента приезда в г. Покровск епископа Тихона (Оболенского)... С приездом же Тихона организация превратилась в к/р организацию, ставящую       целью борьбу с мероприятиями Соввласти...".
Кроме к/р работы среди духовенства, епископ Тихон вел идеологическую  обработку и верующих, путем организации из числа мирян кружка "Ревнителей Церкви", устройства собраний с общим пением, торжественных крестных ходов и т.д., подготавливая и выявляя этим в среде верующих себе      сторонников и восстанавливая их против Соввласти. Целью кружка "Ревнителей Церкви" было проводить в жизнь тайные мероприятия во благо Церкви... На собраниях кружка Тихон подготавливал участников к мысли о том, что Советская власть - временная, что нужно прилагать старания к тому, чтобы народ не особенно доверялся ей и не дорожил ею. Квартира епископа Тихона сделалась местом обсуждения всех сторон не только церковной жизни, но и гражданской. Точно такими же способами выявлялся кружок из духовенства, каковые стали живыми  проводниками мыслей Тихона… Развитию к/р деятельности ... был нанесен удар, когда идеолог и руководитель епископ Тихон в 1922 г. из г. Покровска был сослан в Москву...". На последующем этапе вследствие выселения епископа Тихона из г. Покровска в деятельности организации наступает затишье...
Изъятие церковных ценностей, хотя духовенство было против него, прошло спокойно... После того... руководителем стал священник Дамаскин... В 1921-1922 гг. сборища организации проходили у него на квартире.  Дамаскин умер, и в качестве руководителя организации всплыла фигура священника Аристарха Полянцева, который, несмотря на прибытие в 1925 г. епископа Павла (Флеринского),... остался до своей смерти руководителем организации... Полянцев являлся горячим сторонником митрополита Петра Крутицкого. Организация стала распространять листовки и письма к/р характера. За одно из таких писем, присланное архиепископом Николаем из Америки епископу Тихону священник Полянцев и священник Завражин  были осуждены Коллегией ОГПУ и высланы"…
Из материалов дела:  "В последний период руководящую роль в организации занимал митрополит      Серафим (Александров).  В 1928г. в связи с ... коллективизацией, используя недовольство населения и     группируя около церковных советов к/р элемент, организация вновь начинает активнейшую деятельность под руководством митрополита Саратовского Серафима (Александрова), который с указанного времени и становится ее руководителем и идеологом. Вызывая к себе отдельных священников, он обрабатывал их, давал им указания в отношении мероприятий к/р характера...  Для конспирации к/р работы митрополит Серафим разослал обращение к духовенству с запрещением ведения агитации против колхозного строительства...
К моменту вскрытия к/р организации она имела ряд к/р ячеек в селах, руководителями которых было духовенство... Были вскрыты и ликвидированы следующие к/р ячейки: в с. Ваулино - во главе с попом Шаровым, в с. Ахмат - попом Омировым, в с. Мордовое - с попом Крестовоздвиженским, в с. Ахмат Краснокутского кантона - во главе с попом Батаевым, в Красном Куте - с попом Годиновым, в с. Логиновке - с попом Бондаренко, в с. Романовке и с. Калуге Федоровского кантона активнейшее участие принимал священник Георгиевский, завербованный  попом Антоновым...
Подобные ячейки теперь нами вскрыты и в г. Покровске, Квасниковке и Анисовке... В Покровске - руководители ячеек Мусаткин, Херасков, Белов. В Анисовке - Углов и в Квасниковке - Антонов.
Как ранее ликвидированные, так и вновь вскрытые ячейки к/р организации, ставили себе общие цели, т.е. свержение Советской власти путем вооруженного восстания и восстановление демократической республики.
Из материалов дела: "...Организация, задавшись целью свержения Соввласти, проводила нелегальные      собрания, обсуждая на них формы и методы борьбы с Соввластью и проводимыми ею мероприятиями. Организация привлекала на свои нелегальные собрания не  только духовенство, но и верующее население, главным образом, приближенным к церкви из числа членов церковных советов... Одним из характерных сборищ являются сборища в Троицкой церкви. Проводя собрания с верующими, духовенство также устраивало свои совещания в квартирах священников Мусаткина, Полянцева, и у Хераскова, где обсуждались не только вопросы церковного порядка, но и вопросы текущей политики. Обрабатывая на нелегальных собраниях верующих, внедряли в их сознание мысль,  что коллективизация есть враг религии, и с наступлением стопроцентной коллективизации наступит крах религии, а потому в колхоз входить не надо, скоро будет война, и колхозы развалятся...
Как ранее ликвидированные, так и вскрытые в настоящее время к/р ячейки организации духовенства ставили перед собой общие задачи как в политическом, так и в экономическом отношении, т.е. свержение Соввласти путем вооруженного  восстания и восстановление демократической республики. Подготавливая и обрабатывая верующих, организация внедряла им мысль о скорой интервенции, при которой восстание внутри страны поможет свергнуть Соввласть".
27 августа 1931г. было составлено обвинительное заключение, следствие было закончено, и 31 августа 1931г. тройка при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю вынесла обвинительный приговор по ст.58-10,58-11 УК РСФСР. Восемь обвиненных по делу были приговорены к 10 годам концлагерей, один человек (священник А.А.Попов) - к 5 годам концлагерей, и двое (священники Ф.Д. Волковский и Т.В.Углов) - к 5 годам высылки в Северный край.
 Все проходившие по делу были реабилитированы 13 апреля 1989 г. прокуратурой Саратовской обл.» [29].
Из представленных материалов «Дела…» следует, что священник Омиров их Ахмата был репрессирован и получил в 1931 году 10 лет концлагерей, что в те времена означало «расстрел». Так, например, были расстреляны в 1931 г. другие священники из этого списка: Андрей Батаев из с. Ахмат Краснокутского кантона и Николай Годинов из Красного Кута.
К сожалению, поиск по Интернету не дает других сведений о священнике Омирове из с. Ахмата, а также о священниках Крестовоздвиженском и Шарове из соседних с Ахматом  сел Мордово и Ваулино.
Возможно, что-то можно будет найти в Саратовских архивах.

Список литературы:
1. «Саратовские епархиальные ведомости» № 7 от 1 апреля 1900 г., с. 478-481.
2. «Саратовские епархиальные ведомости» № 4 от 15 февраля 1896 г., с. 56.
3. «Саратовские епархиальные ведомости» № 11 от 15 июля 1901 г., (отд. неоф.), «Из епархиальной жизни», с. 789 – 791.
4. «Саратовские епархиальные ведомости» № 32 от 16 августа 1866 г., с. 1115.
5. «Саратовские епархиальные ведомости» № 42 от 25 октября 1866 г., с. 1433.
6. «Саратовские епархиальные ведомости» № 2 от 8 июня 1865 г., с. 5 – 8.
7. «Саратовские епархиальные ведомости» № 11 от 15 июля 1901 г. (отд. неоф.), с. 792 – 793.
8. «Саратовские епархиальные ведомости» № 17 от 1 сентября 1901 г., с. 291 – 292.
9. «Саратовские епархиальные ведомости» № 8 от 15 апреля 1904 г., с. 177.
10. «Саратовские епархиальные ведомости» № 18 от 15 сентября 1904 г., с. 688.
11. «Саратовские епархиальные ведомости» № 10 от 15  мая 1902 г., с. 226 – 227.
12. «Саратовские епархиальные ведомости» № 17 от 1 сентября 1902 г., с. 469 – 470.
13. «Саратовские епархиальные ведомости» № 17 от 1 сентября 1901 г., с. 475.
14. «Саратовские епархиальные ведомости» № 19 от 1 октября 1902 г.
15. «Саратовские епархиальные ведомости» № 20 от 15 октября 1902 г., с. 568 – 580.
16. «Саратовские епархиальные ведомости» № 22 от 15 ноября 1902 г., с. 625.
17. «Саратовские епархиальные ведомости» № 3 от 15 февраля 1903 г., с. 59.
18. «Саратовские епархиальные ведомости» № 32 от 1 декабря 1898 г. (неофиц. часть), с. 1198 - 1205.
19. «Саратовские епархиальные ведомости» № 6 от 15 марта 1901 г., с. 128.
20. «Саратовские епархиальные ведомости» № 7 от 1 апреля 1898 г., с. 117.
21. «Саратовские епархиальные ведомости» № 10 от 15 мая 1898 г., с. 201.
22. «Саратовские епархиальные ведомости» № 19 от 1 октября 1898 г., с. 442.
23. «Саратовские епархиальные ведомости» № 20 от 15 октября 1898 г., с. 458.
24. «Саратовские епархиальные ведомости» № 5 от 1 марта 1899 г., с. 79.
25. «Саратовские епархиальные ведомости» № 7 от 1 апреля 1899 г., с. 131 – 132.
26. «Саратовский духовный вестник»  № 10 от 5 марта 1906 г., с. 11.
27. «Саратовский духовный вестник»  № 20 от 3 июня 1907 г., с. 14.
28. «Биографический очерк священников фамилий от А до Я Саратовской, Самарской епархий» на сайте: files.lezhnina.webnode.ru/.../БИОГРАФИЧЕСКИЙочерксвя...
29. Данные сайта «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века», Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Братство во Имя Всемилостивого Спаса:
30. «Саратовские епархиальные ведомости» № 23 от 1 декабря 1899 г., с. 929.
31. Данные сайта «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века», Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Братство во Имя Всемилостивого Спаса: