Экскурсия по древнему поселению

Игорь Шистеров
«Народ лишенный памяти, подобен  дереву, не имеющего корней...»Кто-то из очень великих.

 Ознакомившись со списком "Памятники археологии пермского областного значения" от  05.12.2007. я узнал, что прожил полжизни рядом с десятками интереснейших объектов. Было принято решение, в  ближайшие же выходные, в целях ознакомления, посетить одно из них, селище "Скакуны 1" под  № 698, в описании которого значилось, что находится оно на юго-восточной окраине города Очер. Достаточно хорошо зная этот город, я понял, что селище располагалось в районе холма под названием:  гора Кукуй.

 Выйдя из междугороднего автобуса на Очерском повороте, я пошел в сторону города, любуясь  надвигающейся холмистой грядой. Оказывается, здесь, в речной низине,  уходившей в сторону р. Очер, ходили охотники периода первого тысячелетия нашей эры,  а на высоком, хорошо освещённом  холме паслись стада животных и росли различные злаки... 

Чуть-чуть не дойдя до окраины города, сворачиваю с асфальта в заросшее поле.  Поле оказалось заброшенным садом, порадовавшим меня невысокими кустиками ирги, усыпанными малиново – фиолетовыми ягодками. Вскоре оно закончилось. Передо мной был посёлок  Скакуны, застроенный одноэтажными постройками 20 века. Поле мне не понравилось, если бы я жил здесь две тысячи лет назад, то ни за что не стал бы строиться на этом, продуваемом всеми ветрами и безводном  месте.  Единственное место где могло бы находиться, что-либо подобное, оказалось  застроено какими-то длинными каменными постройками, издалека напоминавшими  казармы, расположенными на самой вершине холма, в добавок ко всему, постройки были обнесены железной сеткой с будкой на въезде, снабженной знаком "въезд запрещен".

Заинтригованный увиденным я подошел к двум  женщинам лет сорока, идущим по улице поселка и спросил, что это? Оказалось, что городок на Кукуе был построен в 80-х годах строителями из ГДР. Тогда они строили на другом конце  города(!) панельные дома, а жили здесь, здесь же были расположены их гаражи, склады и  мастерские. Сейчас здесь располагается посёлок эмигрантов. На вопрос об археологических раскопках  и древних поселениях женщины дружно ответили взглядами полными недоумения.

 Обдумав полученную информацию, решаю поискать какой-нибудь родничок под горой, благо туда вела  дорога, предполагая, что селище могло располагаться  рядышком, так сказать, поближе к воде. Вскоре ключ, оформленный в виде сказочного теремка, под названием "Кукуйский  студеный" действительно был обнаружен. Но, сильно заболоченная, широкая  речная  долина вряд ли подходила для устройства здесь жилья. Зато видна была тропинка, ведущая на гору, в бывший городок строителей.

Стоило ступить под своды  деревьев, как я почувствовал, что подымаюсь по тропинке, которой уже две тысячи лет.  Ощущение было невероятное. Я представил, как здесь подымались женщины в  домотканой одежде с бронзовыми витыми браслетами на сильных руках, несущие глиняные  кувшины с чистой родниковой водой.  Представил, как навстречу им спускаются смеющиеся  ребятишки с игрушечными луками.  Представил, как матери делали замечания своим  сорванцам, чтобы они не носились как угорелые по крутому склону и не убегали бы далеко от  дома.

 Поднявшись наверх, я с удивлением увидел, что посёлок эмигрантов, с этой стороны, очень похож на  территорию крупного городища, но никак уж не селища.

С этой стороны территория была защищена длинной, естественной террасой высотой 3-4 метра, заканчивавшейся  той самой дорогой, где стояла будка со строгой надписью. Возможно даже, что склон был выровнен, уж очень аккуратным он выглядел. Кроме того, под склоном был небольшой водоёмчик, напоминавший остатки рва. Чтобы проверить своё предположение о городище, я решил поискать что-нибудь похоже на защитные валы по другим сторонам.  Пройдя по этой дороге метров двести - триста, я  пересек поселение поперек и оказался перед другим шлагбаумом. Здесь, действительно начинался вал высотой примерно метр, тянувшийся между посёлком и садоогородами. Третья сторона оказалась застроена гаражами и мастерскими. Четвёртая  сторона, выходившая на крутой склон, по которому я поднялся, местами так же имела остатки невысокого вала, заросшие ивовыми кустами, что говорило о близости подземных вод. Наличие воды было очень важным для устройства здесь городища. Причём, в одном месте вал был разрыт и в его основании видны были камни из песчаника.

Здесь  же, среди невысокой травы, я нашел небольшую расчищенную площадку, со следами раскопок  археологов, в виде трёх-четырёх, заросших травой прямоугольных углублений, размером примерно метр на  два, расположенных рядышком друг с другом и глубиной сантиметров двадцать. Здесь же  стояли останки немецких ангаров, и начинались ряды складов. Если предположить, что здесь действительно было городище, то получается что,  территориально, строители в 80-х годах расположились абсолютно точно на его площади.

 Глядя на современные постройки,  возникал естественный вопрос, как получилось, что на этой территории были проведены  значительные земляные работы по изготовлению фундаментов домов, были проложены  инженерные коммуникации и дороги, почему строителей, работающих на одном конце города, поселили на другом его конце?

Как получилось, что явное городище было классифицировано  как какое-то селище, ведь, как известно, селища не имели защитных сооружений? Если даже все было обнаружено в момент строительства городка, разве  нельзя было сделать городок в другом месте, благо на другом конце города, где велось строительство, было много  свободных земель, пустующих и доныне? И как то сам собой напрашивался ответ, что властям не нужны были какие-то там  древние поселения, ведь история уже составлена, что же еще к ней добавлять?

И более того, получается, что власть сознательно уничтожала факты древней истории, что бы иметь  возможность писать ту историю, которая больше всего подходит к нуждам существующей  власти, Ведь получил же именитый человек Строганов эти земли в полное пользование как пустующие, то есть не  заселенные... Историю переписывали и Иван Грозный, и дом Романовых, и власть советская…