Там, где желтеет туман

Сергей Стреляев
Я вижу суть: она проста, и пусть скрывается под ложью,
А рассмотреть ее несложно.

Восходящее солнце медленно осветило горизонт. На черном своде проявились облака, напитались синевой их барашки. Постепенно убегая, мерк призрачный серп луны, растворяясь в свете, уводил за собою ночь. Веселые лучики, выбивая с трона темноту, завоевывали бесконечные поля подсолнухов, награждали бликами фруктовые сады, в которых уже давно кипела жизнь: дятлы, усердно добывая завтрак, лечили деревья, неугомонные муравьи перетаскивали огромные по их меркам соломины, а вокруг старой яблони, взрыхляя и удобряя почву, суетились разноцветные червячки.
Маленькие трудяги находились в приподнятом настроении – урожай дозревал. Близился сбор тщательно лелеемых плодов и заслуженный отдых.
- Папа, папа, а сколько нам достанется яблок? – приставал сынишка к огромному дождевому червю.
- Точно не знаю. Как Ваал скажет. Думаю, никто в обиде не останется. Еще никогда у нас не было столь обильного урожая. Не припомню… Разве, что при правлении твоего деда.
- А тогда, сколько разрешали взять яблок? – не унимался малыш, таскающий росу под дерево.
- Кто теперь скажет? Я еще таким же, как ты, маленьким был. Но всем с избытком хватало.… Это да. Еще и с соседями делились. Твой дед являлся мудрым червем и справедливо управлял своими подданными. Не зря нарекли его «во всем Великолепный».
- Я знаю, папа! Только он смог объединить множество народов в одну семью и разбить полчища серых муравьев. Когда все остальные огороды и сады пали, Великолепный не сдался и дал отпор захватчикам.
- Правильно, все так и было, - усмехался Пополз, подкатывая к яблоне земляную крошку, укрепляя овражек вокруг корней. - Так-то влага дольше задержится.… Все вокруг стояло на краю пропасти, и враг ликовал, но мы, освободив порабощенные сады, вышвырнули захватчиков, отправили их в собственный муравейник. Не выдержав позора, крестовая королева отравилась…
- А почему объединившиеся пятнадцать садов распались?
- По глупости. Но это только кажется, что распались. Мы, как и прежде, являемся самыми дружными народами во всей округе.… Ну чего задумался? Неси скорей росу, дереву влага нужна.
- А почему сейчас правитель - Ваал, а не другой мудрый червяк?
- Он хоть и не червь, но обещался нас защитить. Ты ведь сам слышал его пылкие речи, его обещания.
- Хай вибухне карієс у моєму роті, якщо твій батько помиляється!
- Здравствуйте, дядя Ресничка, - обрадовался червячок плоскому родственнику.
- І вам доброго здоров’я! - обратился к Поползу. - Заходь! Твоя допомога потрібна!
- Конечно, конечно, - папа червь забрался на дерево поздороваться с другом. - Чего делать нужно, когда приходить?
- Зараз попелюхи з листочків познімаю, підрівняю, зайве з’їм, і будемо рушати.
- Дядя Ресничка, а можно и мне с вами?
- Що, за Іноке скучив? Проходь. Чого питаєш? Грайте скільки завгодно. А ми поки з батьком ще один льох вириємо – врожай цього року знатний, - посмеивался дядя Ресничка.
Все посмеивались, глядя на переливающиеся соком яблоки небывалых размеров. Усилия не пропали даром, природа щедро вознаграждала за труд и терпение.
Намаявшись за день, Стале, с младенчества приученный к труду, все-таки нашел силы повеселиться с Иноке. Сынишка Реснички, прорывая ходы в новом доме, устал не меньше, но также с радостью согласился на забавы. Подбрасывая пух, друзья соревновались: кто выше, кто дальше. Отцы готовили кладовую под дозревающий урожай.
-Здоровенькі були! - здоровались пробегающие мимо соседи, предлагали помощь, спрашивали у Пополза о многочисленных знакомых, проживающих за условной оградкой, разделяющей сад пополам. 
К ребятам же присоединялись все новые и новые игроки. Дети бежали отовсюду, лезли из-под земли, прыгали с деревьев, выныривали из соседних садов. Девчонки вдохновенно поддерживали соревнующиеся команды. Воздух наполнялся песнями на разных, но родственных, всем понятных языках и наречиях. Всюду виднелись роскошные венки, кокошники, серпанки. Червячки повзрослее, выбирая пару, отправлялись к высокой траве. Из зарослей доносился девичий смех и деловитый юношеский бас.
- Павлиноглазка, давай поцелуемся.
-  Бач, який швидкий. Одружимося - тоді й поцілуємося.
- Не, давай сразу поцелуемся.
- Та ні, батько сваритиме. Ліпше у волошковий гай підемо. Там може й поцілуємось. У затишку.
- Смотри же, не обмани. Скоро сватать приду…
Трудовой день клонился к закату. По улицам рассыпались тысячи голосов возвращающихся домой червей. Кто садился ужинать, кто шел гулять - все по-разному проводили время, дожидаясь захода солнца, с которым по старому обычаю начиналось долгожданное собрание.
- Ось і все. Дякую, куме, - вытирал с лица пот дядя Ресничка.
- Завтра ко мне приходи. Листьев свежих натаскаем.
- Добре, добре. Може ще когось покличемо на допомогу?
- Да нет, вдвоем управимся. А теперь собираться пора, темно уж совсем.
- І  то діло.
Возле освещенного лунною памятника Превосходному расположился Ваал. Сухо поприветствовав собравшихся, он принялся делить урожай.
- Итак, всем по два яблока…
Услышав страшную цифру, толпа разразилась негодованием.
- Тише, тише, дорогие мои. Я не в состоянии дать вам больше. Соседям нужно отдавать. Помните, был плохой урожай, они нас выручили…
- Не было плохого урожая, - перебивая Ваала, выкрикнул молодой червяк. - Когда?
- Было, было. Ты просто не помнишь, - рассматривая смельчака, злился шакал. 
- У некоторых семьи в пять нор… Им не прокормиться двумя яблоками, - не унимался храбрец.
- Тогда пусть им помогут остальные из собственных запасов…, больше никак нельзя.… Но главное то, что муравьи снова собираются напасть на наш сад, к нам близится страшная болезнь, среди нас предатели и еще много чего…
Ужасные вести сразу же отбили мысли про урожай. Заплакали дети, зашушукались бабы, переглянулись мужики.
- Но я, - выпятил Ваал грудь, - обещал защитить вас и поэтому позвал своего верного друга, знакомьтесь – Бельфигор.
Из темноты деревьев сверкнули огоньки красных глаз, противно щелкнули острые зубы. Рядом с Ваалом умостился еще один шакал. Толпа затихла.
- Он будет помогать в обороне западных огородов. Я же возьму на себя восточные. Вдвоем мы сможем многое. Слушайтесь его во всем, - заключил Ваал и велел расходиться.
Червяки с тяжелыми мыслями расползлись по своим норам.
***
- Привет, кум. Чего такой грустный?
Дядя Ресничка, зло хмыкнув, зарылся в листву.
– Ты что?
- А нічого! Чому це вам по п'ять яблук, а нам по два?
- Ты что несешь? Какие пять? Всем по два! Спроси вон у того, кто спорил с Ваалом по поводу урожая. Древоточец известен своею любовью к правде, не даст соврать.
- Брехня. Нам вчора Бельфiгор казав, що вам по п’ять. Чим ви кращі за нас? А Деревоточець зник, ніхто його після зборів і не бачив.
- Да врет он все. Приходи сегодня листья таскать.
- Сам собі й  тягни. Щоб ти увесь карієсом покрився! - не желая разговаривать, отвернулся Ресничка.
Отработав день в ужасном настроении, Пополз отправился домой, по пути  наткнулся на друзей, столпившихся у разбитой статуи Превосходного.
- Это все они, - указывал Ваал в сторону за ночь восстановленной оградки, - они свалили памятник великому червю. Они портят ваши листья, отбирают у вас урожай, смеются над вами. Они будут получать по пять яблок, а вы по два? Но если пойдете за мной, я дам вам по шесть, мы отберем у них…
- Кем они себя возомнили, почему им по пять, а нам по два? – направляясь к соседям, ревела озлобленная толпа.
- Чом це їм по шість, а нам по одному? – кричали черви с противоположной стороны сада.
- Я дам вам по сім …, - подбадривал Бельфигор рвущихся к яблоне. -
Тільки на місце їх поставимо і заживемо краще за усіх. І більше нічого робити не потрібно. Кінець важкої праці. Це вони у всьому винні.
…Кипит бой, лупят червяки друг друга по чем зря соломинами, репяхами, всем, что под руку попадется. Девки тоже на месте не стоят: словами помогают.
- Теж мені  знайшовся жених, добре що не встигла за тебе заміж вийти, вчасно розгледіла.  Говорити навіть не вмієш!
- Лодыри проклятые, всех вас уничтожить…
- Щоб ноги вашої в оселі не було. Та й дітей своїх не приводьте. Пани знайшлися, - неслись перебранки с обеих сторон.
- Бейте их, - рычал Ваал.
- Знищуйте злодюг клятих - тоді заживемо! - с другой возвышенности позади дерущихся выкрикивал Бельфигор.
Вечер разорвал треск яблони: не выдержала веса червей. Застучали о землю плоды, осыпались листья.
- Ось тобі, ось! - душил дядя Ресничка уже мертвого Пополза.
- Ненавижу вас, ненавижу, - метался вокруг отца Стале. - Вырасту - припомню вам всем…
…Многие погибли в бою, выжившие без сил валялись вокруг поваленного дерева. Подобрав все до единого яблока, шакалы покинули загубленный сад.
- Пойдем жить к двухглавому орлу. Или отправимся к вратам сине-звездного рая. Дадим им яблок и нас впустят, - рассуждал Ваал.
-  Навіщо орлові яблука, адже він їх не їсть?
- Мы тоже не едим.… А у него и свои черви есть…