Клише участи Глава 1

Синицын Василич
    Он  не  опаздывал,  но  выйдя  из  троллейбуса  и   через   пролом  в  чугунной  ограде  рядом  с  остановкой  сразу   оказавшись   в  парке , резво  зашагал    мимо старого,  ремонтируемого   корпуса  лесотехнической  академии.   Свернув  за  угол громоздкого  здания,  облепленного  строительными  лесами, бегло  оглядел открывшуюся  взгляду   центральную  аллею.    Успокаивая  себя ,  что  пришел  на  десять  минут  раньше, терпеливо  прогулялся  вдоль  клумб,  потом  уселся  на  свободную  скамейку, положив  розы  рядом, и  тут  увидел  ее  -  она  шла  по  дорожке  из  глубины  парка  и  катила  перед  собой  детскую  коляску.
    Он  не  поднялся  и  не  пошел  ей  на  встречу…
    Никак  не  кончалось  в  этом  году  бабье  лето...    Солнечный  свет  заливал  открытую, широкую  аллею,  где  сидел  он,  но  там, где  шла  она,  была  тень ,     свет  только  редкими   лучами  пробивался  сквозь   густую  листву  высоких   деревьев,  чья  толстая  кора  напоминала  переплетенье  морских  канатов. На  ней  была алая, плотно  облегающая,  короткая   мохнатая  куртка  с  длинным  ворсом, на  молнии  и  светло-бежевые  джинсы.
Он  увидел,  что  спортивный  стиль  в  одежде  ей  тоже  идет.  Еще  бы  -  с  ее-то  фигурой, с  ее  стройностью. Но  куртка  -  эксклюзив,  какое  яркое  пятно!  Разве  кормящая  мать  должна  позволять  себе  такое!   Как  же  она  красива… Она  тоже   заметила  его  и  помахала  издали  рукой. В  этот  момент  ребенок  в  коляске , видимо,  выплюнул  соску,  во  всяком  случае  она  нагнулась  к  коляске  что-то  там  поправляя,  лицо  ее  при  этом  было  абсолютно  счастливо. Он ревниво отметил  это, одновременно  сознавая,  что  сам  для  нее  в  лучшем  случае  может  быть  лишь  некоторым  развлечением в  период  декретного  отпуска.  А  на  что  еще  он  мог  рассчитывать? Он  и  на  эти-то  встречи  не  мог  надеяться. «Пусть, - лицемерно уговаривал  он  себя,  глядя,  как  ее  стриженные  волосы  от  наклона  головы  соскользнули  вперед, нависнув  и  симметрично  закрыв пол-лица. - Взаимность  вообще  не  имеет  никакого  значения, довольствуйся  тем, что  ее  видишь. Будем  считать,  что  и  это  слишком  щедро. В  который  раз  он  ее  видит-  в  пятый, в  шестой?..  В  философии  это  называется  - «скачок». Жил-жил,  ни  о  чем  не  тужил…  и  на  тебе». Когда  она  подошла,  он  все  еще  не  вполне  отдавал  себе  отчет  в  том, что  все  происходит  наяву.
- Ну, здравствуй, - она  легко  улыбнулась,  увидев,  как  он  на  нее  смотрит. - Извини,  что  я  не  одна. Мама  на  работе,  и  мне  не  с  кем  его  оставить.
    Она  стояла  перед  ним. Для  нее  все  было  естественным,  нормальным.
-  Бог  знает,  что  ты  говоришь… Я, вообще,  не  надеялся  увидеть  тебя  сегодня. Каким  временем  я  располагаю?
-  Через  час  мне  надо  быть  дома. Это  мне?  Спасибо,  но  ты  ведь  понимаешь,  что  я  не  смогу  их  взять.  Что  прикажешь  отвечать,  когда  дома  спросят,  откуда  у  меня  розы?
-  Выкинь  на  обратном  пути.
-  Лучше  оставь  их  у  себя.
-  Очень  удобно,  можно  еще  кому-нибудь  преподнести.
    Здесь  они  только  встречались -  по  центральной  аллее  все  время  сновал  народ, ее  могли  увидеть  соседи,  знакомые…  мало  ли.  Он  поднялся  и  они  направились  в  нижнюю  часть  парка.  «Теперь  я  знаю,  чего  хотеть  от  жизни  -  всегда  быть  с  ней. И  по  тому  -  удастся  ли  ему  это - можно  будет  судить,  удалась  ли  вообще  его  жизнь.  Ну, почему  я  не  встретил  ее  раньше?  Хотя,  какая  разница?  Разве  в  этом  дело?».
    Навстречу  прошла  молодая  негритянская  пара  с  маленькой  девочкой - неподалеку  находилось  общежитие  для  иностранных  студентов,  и  как-то  раз  они  уже  видели  это  семейство  здесь,  в  парке. Чувствуя  себя  старыми  знакомыми,  приветливо  раскланялись.
-  Мне  кажется, они  догадываются,  что  мы  не  муж  и  жена,  -  сказал  он, чтоб  произнести  вслух  это  сочетание  -  муж  и  жена -  применительно  к  ним,  пусть  и  с  отрицанием.  -  И  сожалеют,  что  это  не  так.
-  Красивая  у  них  девочка,  и  всегда  так  нарядно  одета.
   Дойдя  до  малолюдного  места,  они  сели  на  скамейку. Жирные  чернокрылые  птицы  вальяжно  расхаживали  вокруг  по  зеленой  траве. Не  хотелось  признавать  в  них  ворон  -  в  раю  птицы  безымянные. Она  попросила  сигарету.
- Тебе,  наверное, нельзя  при  твоем  теперешнем  состоянии.
-  Я  не  кормлю. Да  у  меня  молока  и  не  было  почти, -  фильтр  сигареты  испачкался  в  помаде  плавно  очерченных  губ.  В  ней  смешалась  русская  и  армянская  кровь  , наверное, поэтому  она  была  так  необыкновенно  хороша.
-  Шикарная  куртка,  в  ней  ты  кажешься  еще  недостижимей, - сегодня  его  так  и  тянуло  говорить  «красивости»,  черт  знает  почему.
-  Теперь,  после  таких  слов  придется  носить  ее,   не  снимая  ни  днем,  ни  ночью.
-  Очень  хотелось  бы  в  этом  убедиться,  особенно  ночью  -  как  и  в  чем  вы  ложитесь  спать.
- Зрелище  вряд  ли  доставит  удовольствие.  Вид  двадцатипятилетней  женщины,  обезображенной  бесконечными  родами, превратит  вас  в  женоненавистника,  а  как  я  уже  успела  заметить, это  вступило  бы  в  мучительное  противоречие  с  вашими  природными,  истинными  склонностями.
-  Все  время  забываю,  что  ты  умнее  меня.
- Вещь  невозможная. Мне  еще  не  приходилось  встречать  таких  умных  мужчин,  -  она  продолжала  подыгрывать  ему  и  не  сердилась.
-  А  не  надо  было  кончать  консерваторию,  там  ведь  все  недоделанные,  я  имею  в  виду  мужской  пол.
-  О,  это  ты  зря..
-  Ну,  как  же!  «Земля  в  иллюминаторе,  земля  в  иллюминаторе…» . Ты  этого  своего  однокурсника  имеешь  в  виду?   Что  же  касается  женоненавистничества… Надо  же,  не  запнулся. Но  ты  заставила  меня  вспомнить  мою  бабку. Когда  у  нас  на  пятом  курсе  началась  гинекология,  она  сказала  мне  с  грустью : «Теперь,  когда  ты  с  этим  познакомился,  ты  разочаруешься  в  женщинах».
-  У  тебя  была  мудрая  бабушка.   Или  он  еще  жива?  Прости  я  не  знаю,  -  сказала  она,  осторожно  покачивая  коляску  и  подчеркнуто  в  сторону  выпуская  сигаретный  дым.
-  Нет. Но,  вообще,  я  ее  плохо  знал. Меня  воспитывал  дед. На  всех    детских  фотографиях  я  запечатлен  только  с  ним,  и  ни  разу  с  ней.  Впрочем, не  только  с  ним…
-  Чему  ты  усмехнулся?
-  Мы  жили  на  углу  Чайковской  и  Фонтанки, под  боком  с  Летним  садом  и  дед,  естественно,  часто  водил  меня  туда.  Есть  снимок,  где  я  стою  рядом  с  одной  из  мраморных  скульптур  -  такой  классический  пай-мальчик,  в  коротких  штанишках,  с  коротко  остриженной  челкой…
-  Ну  и  что?  В  каждой  ленинградской  семье  есть  такие  фотографии. Черно-белые.
Конечно. Но  недавно  я  вгляделся  в  надпись  на  табличке  у  статуи. Из  всего  сонма  скульптур Летнего  сада  я  оказался  заснятым  рядом  с  аллегорической  фигурой  сладострастия. Уверен,  что  фон  был  выбран   не  нарочно,  но, значит, так  было  угодно  провидению.
-  Забавно.   Взгляни  на  часы.
-  Четверть  пятого.
   У  них  еще  оставалось  полчаса… Сидя  в  пол-оборота  к  ней, он  откинулся  на  спинку  скамьи. Ни  слова  не  было  сказано  из  того,  что  хотелось  сказать.  Он  откровенно  любовался  ею,  тем, как  меняется  освещение  ее  лица,  повернутого  к  нему   в  профиль -  дрожащие  на  ветру  листья  всякий  раз  иначе  пропускали  солнечный  свет,  и  теплое  веянье  ветра   приносило  успокоение  в  его  душу. Он  видел,  что  она  становится  беззащитной  под  его  взглядом,  и  не  потому,  что  ей  просто  нравилось,  как  он  на  нее  смотрит  -  к  обожающим  взорам мужиков  она , видимо,  привыкла,  но  сейчас  какое-то  едва  уловимое  смятенье  мешало  ей.  Когда  она  обернулась  к  нему,  чтобы  прервать  это   его   очередное  молчаливое  признание  в  любви,  он  испугался  открытой  и  внезапной  отповеди  глаз  «Ну,  и  что  дальше?  Ты  же понимаешь,  что  это  невозможно».

-Что  ты  читаешь? - он  заметил,  лежащую  в  коляске  поверх детского  одеяла,  книгу.
- Чехов.
- Можно  взглянуть?
Пьесы. Он  стал  листать…  «Невозможно. Кажется,  это  и  впрямь  невозможно. Скажи  она  это  вслух,  было  бы  легче  -  тогда  еще  могли  бы   обсуждаться   варианты… С  другой  стороны -  он  ей  не  безразличен, раз   она  была  вынуждена  так  посмотреть  на  него. Этот  ее  взгляд  касался  не  только  его,  но  и  ее  тоже,  он  касался  их  обоих  -  вот,  что  она  хотела  сказать  своим  взглядом. И  разве  в  ее  глазах  не  было  грусти? Ты  ведь  разглядел  эту  грусть  в  ее  взгляде  и  именно  это  поразило  тебя  больше  всего».
-  Ты  читать  сюда  пришел?
-  Никогда  не  разделял  благоговейного  отношения  интеллигенции  к  этому  автору. Хотя  в  интернатуре  я  вел  шестую  палату,  палату  номер  шесть. В  нее  помещали  больных  с  гангренами  нижних  конечностей…  Почти  всегда  дело  заканчивалось  ампутацией  в  верхней  трети  бедра. Это  была  самая  скорбная  и  зловонная  палата  на  всем  отделении.  Летом  всегда  мухи, культи  часто  нагнаивались, не  вынесенные  вовремя  судна, санитарок  не  дозваться… Антон  Павлович  писал,  что  за  двести  лет  ничего  не  изменилось  несмотря  на  прогресс  в  медицинской  науке. С  тех  пор  прошло  еще  сто  лет,  и  опять  ничего  не  изменилось. В  палате  номер  шесть.
- Изменилось. В  рассказе  речь  идет  о  сумасшедших.
- О,  вижу,  что  Чехов  для  тебя  не  тайна  за  семью  печатями.  А   мы  кто,  по-твоему ?
- Можно  я  промолчу, или  от  меня  требуется  тоже  произнести  что-нибудь  этакое  по  поводу  Чехова?
-  Слушай,  это  какая-то  война  на  уничтожение, тактика  выжженной  земли… Слова  нельзя  сказать.
-  У  меня  к  тебе  просьба,  видишь -  у  коляски  решетка  внизу  и  шипы  торчат. Загни,  пожалуйста, я  о  них  все  ноги  исцарапала.
-  А  у  тебя,  как  будто,  мужика  в  доме  нет,  -  пробурчал  он,  покорно  опускаясь  на  корточки. Покончив  с  последней  спицей, не  поднимаясь,  повернулся  к  ней  и  уткнулся  подбородком  в  ее  колени…  Она  не  трогала  его.
-  Чего  ты  ждешь?  Что, взъерошив  твои  волосы,  я  стала  бы  проникновенно  шептать,  какой  ты  хороший,  славный?  Встань  сейчас  же.  -  спокойно  произнесла  она,  словно  до  этого  сотый  раз  все  взвесила,  и  опять  выходила  безысходность. Он  резко  поднялся  и,  презрительно  взглянув  на  нее,  тяжело  плюхнулся  на  скамейку. Вставая,  он  задел  коляску,  и  ребенок , до  того  мирно  спавший,  стиснутый  пеленками,  обеспокоенно  заворочался.
- Вот  видишь,  что  ты  наделал ?  Потревожил  сон… - притворно  сердилась  она, раскачивая  коляску  и  ища  примирения. - Какое  ты  имел  на  это  право? - и видя,  что  он  все  еще  набрякший,  продолжила -  Недавно  мы  гуляли  с  ним  здесь,  какая-то  старушка  заглянула  в  коляску : «Ой, -  ангел  небесный!»,  и  правда  -  только  в  эту  пору  человек  чист, одно  любопытство  и  доверие  к  окружающему  миру.
-  И,  как  всякий  ангел,  целиком  зависим от  чужой  воли.  Ничего  хорошего. Вот  сейчас, ты  ведь  не  согласишься  находиться  в  чьем-либо  распоряжении.
- Знаешь,  -  ответила  она  после  паузы, - на  самом  деле  я  всегда  этого  хотела  -  кому-нибудь  принадлежать.
   «И  в  этом  она  права. Конечно,  куда  нам…»  -  подумал  он,  снова  завороженный  игрой  света  на  ее  лице…    Их  первая  встреча  была  мимолетной. Знойный,  июльский  день, сверкающая  вуаль  фонтана  у  Казанского  собора, невесомые  брызги  долетают  до  лица… У  него  было  здесь  деловое  свидание  с  Кариной,  и  та  сказала, что  поджидает  подругу. Он поговорил  с  Карой  и уже  собирался  уходить,  как  подошла  она,  под  руку  с  мужем -  высоким,  плечистым, самоуверенным. Оба  очень  хорошо  одеты,  и  она  льнула  к  нему,  как  к  верной  опоре  в  вечной  любви.  Они  недавно  вернулись  из  Польши,  где  муж  служил офтальмологом в  нашем  военном  госпитале,  и  выглядели  лучезарно-счастливой  парой.  Тогда  он  не  подумал  о  ней  так,  как  бывает  при  знакомстве  с  красивой  женщиной, просто  шевельнулось  что-то,  похожее  скорей  на  зависть.   Устыдившись  своих  отечественных  брюк,  отклонил  предложение  пойти  посидеть с  ними  где-нибудь  в  баре,  сделанное  с  их  стороны  лишь   из  соображений  этикета,  и  они  раскланялись. Но  что-то  заставило  посмотреть  им  вслед.  «Ты  права,  твоя  подруга, конечно, красивая  женщина, -  сказал  он  потом  Каре,  -  но  мне,  что  до  этого?».  Тогда,  у  Казанского, он   не  мог за  одно  мгновение разглядеть  в  ее карих  глазах  того,  что  потом  будет  видеть  в  них  всегда -  усмешку  и  грусть  одновременно,  и  что  будет  так  ему  нравиться  всегда.
-  Кому-нибудь  принадлежать…   А  разве  ты  не  принадлежишь  ему?  -  указал  он  на  коляску.
-   Оригинальное  умозаключение… Молодец. Слушай,  как  ты  оказался  в  армии?  Сам  захотел? Костя- понятно, он  академию  заканчивал,  а  ты?
- По  приказу  министра  обороны. У  нас  же  военная  кафедра  в  институте  была, мы  все  лейтенанты  медицинской  службы  после  выпуска. И  нас  призывают  на  два  года  офицерами. Все  по  закону.
-  Это  я  знаю. Но,  не  всех  же  призывают.  Неужели  нельзя  было  увильнуть  как-нибудь?
-  Можно  было,  конечно, но  я  решил,  лучше  уж  в  армии, чем  два  года   в  поликлинике,  куда  я  был  распределен. Хоть  денег  заработаю. И  потом,  чему  ты  удивляешься?  Ты  ведь  тоже  офицерская  жена, да   и  папа  у  тебя  военный  медик.
- А  как  твоя  жена  к  этому  относится,  к  твоей  службе  в  такой  дыре?  Она  там  работает  или  дома  сидит,  как  я  во  Вроцлаве  в  свое  время?
-  Она  живет  и  работает  здесь. Тебе  Кара  не  говорила - мы  практически  в  разводе… Все  никак  не  можем  решиться  точку  поставить.
    “Зачем  он  это  ей  говорит?  Ведь  ей  абсолютно  все  равно,  женат   ты  или  нет.   Так  же,  как  тебе  до  лампочки  существование  Кости. Это  никак  не  заслоняет  главного».
-  Когда  ты  летишь?
-  Завтра.  Я  говорил.
-  Я  помню. Во  сколько?
-  В  шестнадцать  часов.  А  что?  Ты  хочешь  знать  точное  время,  когда  я    реально,  то  есть  уже  и  впрямь,   начну  витать  в  облаках?
-  Просто  хотела  знать, когда  у  тебя  самолет.  Мне  пора,  извини.
    Прежде,  чем  встать,  он  все-таки  решился  и  достал  из  кармана  сложенный  лист  бумаги.
- Прочти,  когда  уеду. Бред,  конечно,  но   раз уж  сподобился… -  он  недовольно  сощурил  глаза. -  Мне  надо  таблетки  глотать,  что-нибудь  седативное,  прежде,  чем  тебя  увидеть…  И  после  тоже.
    …Он  поцеловал  ее, когда  они  вышли  из  парка,  и  ей  оставалось  только  перейти  дорогу,  чтобы  попасть  в  свой  двор.
    «Она  забыла  выкинуть  розы» - заметил  он,  глядя  ей  вслед.



… Дома  ему  сказали,  что  звонил  какой-то  мужчина, спрашивал  его.  И  вскоре  раздался  звонок.
-  Добрый  день. -  Он  узнал  голос   и  его  сразу  насторожил  неожиданно  развязный  и  надменный  тон, не  суливший  ничего  хорошего.
-  Нам  надо  поговорить.  - продолжал  Костя  все  тем  же  деланно  небрежным  тоном.  Похоже,  ему  стало  все  известно,  но  как,  откуда?  -  Ты  не  находишь?
-  Я  готов, -  не  зная,  что  именно  произошло,  он  ответил  скупо  и  осторожно.
-  Ты  знаешь  бар  от  ресторана  «Баку»,  на  Садовой?  Завтра  в  шесть  тебя  устраивает?
-  Завтра  в  это  время  я  буду  в  Мурманске. Могу  встретиться  только  в  первую  половину  дня.
    Костя  замолчал,  что-то  медленно  обдумывая… - Нет,  утром  не  получится,  не  могу  я. Собственно,  я  вот  что  хотел  сказать  -  ты  больше  не  звони к  нам  домой.  Никогда  в  будущем.  Ты  понял?
   “Что ж,  лично  для  меня  это  облегчение,  -  подумал  он,  вешая  гудящую  трубку. - Теперь  все,  кого  это  касается, информированы.  Но  я  так  и  не  узнаю,  что  именно  произошло? Какой  у  него  был  дуэльный  тон!  -  он  усмехнулся,  чтоб  заглушить  нахлынувшую  пустоту  и  гадливость.  -  Напрасно…  Адюльтера-то  в  действительности  нет, исключено  ею  с  самого  начала.  Так  что  тебе,  Костя, в  сущности  нечего  терзаться. Тебе,  красавцу  и  счастливчику,  нечего  терзаться.  И  трубки  швырять  не  надо,  особенно  в  таком  разговоре».
    Опять  зазвонил  телефон.
- Как  тебе  это  нравится?
- Что  случилось?  -  это  была  радость  снова  услышать  ее.
-  Он  стоял  на  другой  стороне  улицы, когда  мы  выходили  из  парка…  Я  не  успела  помешать  ему  позвонить.
-  Он  правильно  поступил,  нам  действительно  надо  поговорить.
-  Комедианты.
    Он  представил  ее  лицо  сейчас.
-  Я   могу  увидеть  тебя  завтра  утром?
-  Нет.  Не  придавай  этому  большого  значения.  Все, я  больше  не  могу  говорить.