Сергей Чесноков

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Сергей Валерианович Чесноков


Думая о бардах того, начального периода, не могу не вспомнить Сережу Чеснокова (сейчас доктора физ.-мат. наук), математика и социолога, приезжавшего тогда в Академгородок. Он, виртуозно играющий на гитаре,  уже тогда познакомил нас со своими песнями, участвовал в знаменитом фестивале бардов в 1968 году (как, впрочем, и Саша Дольский), но прославившийся тем, что там выступал Александр Галич. Впоследствии он стал блестяще исполнять песни Галича, одно время он был гитаристом у Лещенко-Сухомлиной. Из Академгородка в Москву он увёз Лину Резник, и они до сих пор счастливо живут вместе, сначала в Москве, а с недавнего времени - в Израиле.

Кстати, Серёжа Чесноков был одним из организаторов первого КСП (клуба студенческой песни) в МИФИ, Петушки – плод его творческой фантазии, именно Сережа предложил создать федерацию клубов песни Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Федерация была создана в 1967, а Чесноков был избран ее президентом. И именно по его предложению,  (иногда называют другие имена, но это не так) был  проведен в 1968 году Праздник песни в Академгородке, ставший знаменитым, благодаря Галичу. Сергей Чесноков тоже выступал во всех концертах вместе с Галичем, Кукиным, Дольским и другими бардами.

Сережу Чеснокова попросили сказать несколько слов о серии "Из эмоциональной истории 60-70-х". Вот, что он ответил:
«В текстах социологов, политологов, культурологов время 60-70-х и начала 80-х окрашивается глобальными понятиями "время застоя", "тоталитаризм", "репрессии" и т.п. Они правильны, но за ними не видно жизни.

Песни тех лет хранят историю эмоциональную, историю пристрастную и потому человечную.

То, что происходило тогда в культуре, не укладывается в полярности "диссиденты-КГБ" или "трусость-мужество" или "умные-дураки", или "порядочные-мерзавцы". В авторской песне шли одни процессы, в живописи - другие, в литературе - третьи, в кино - четвертые. Вопреки расхожему мнению, искусство андерграунда (и авангард, и традиция) 60-70-80-х развивалось благодаря коллизиям, порожденным в значительно большей мере вечными темами, чем злободневными политическими напряжениями».

Сергей Чесноков - один из лучших исполнителей песен Александра Галича. Хорошо раскрывает характер самого Сергея Чеснокова передача «Александр Галич глазами Сергея Чеснокова»:
https://www.youtube.com/watch?v=o1dF7sLx8Uk

А вот, слова Галича, где упоминается и Сергей Чесноков:

«Всегда в этом жанpе существовали люди, котоpые своим исполнительством пpиобpетали пpава автоpства. Помните знаменитую фpазу у Боpиса Леонидовича Пастеpнака, где могло "сквозь исполненье автоpство пpоцвесть"?

Вот я, напpимеp, считаю, что целый pяд уже виденных вами здесь исполнителей, скажем такие как Чесноков, они где-то очень близки к этому уpовню, когда сквозь исполнительство пpоцветает автоpство. Мы говоpим: "песни Пиаф", мы говоpим: "песни Шаpля Азнавуpа", мы говоpим: "песни Ива Монтана" -- потому что это те исполнители, котоpые становятся соавтоpами автоpа слова и автоpа музыки».

В 2006 году Сергей и Лина Чесноков приезжали в Сакраменто. Остановились у нас в доме и прожили несколько дней. Серёжа выступал на нескольких площадках. Пел и песни Галича.

Продолжение следует: