Вполне приличный мотив, но примитивный текст

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Поэт Михаил Исаевич Танич (Танхилевич) (1923-2008)

"Я благодарен Мише за сотрудничество, за наше совместное творчество, которое всегда было легким и приятным". Оскар Фельцман.

По радио часто исполнялись песни, у которых мотив был неплохой, но текст песни из неплохих (даже хороших) стихов превращался в примитивный. Работая с композиторами, поэты-песенники часто крупно недорабатывал.

Так, например, в песне композитора Оскара Фельцмана «На тебе сошелся клином белый свет» первые три строки в каждом куплете повторялись по три раза. Когда я слышал строку «Я могла бы добежать за поворот», мне всегда хотелось помочь героине этой песни вместе с исполнительницей – Эдитой Пьехой: «Ну, забеги уже, наконец, за этот поворот!».

И поэт, весьма неплохой – Михаил Танич. Почему же он оставил этот повтор? На мой взгляд, - это безвкусие. Понимаю, что надо было подогнать стих под мелодию Оскара Фельцмана, но не таким же способом!
Фельцман вместе с Таничем написали песни "На тебе сошелся клином белый свет" и "Ходит песенка по кругу". А Михаил Танич писал для Клавдии Шульженко, Аллы Пугачевой, Иосифа Кобзона, Муслима Магомаева, Эдиты Пьехи, Ларисы Долиной и многих других.

На какую публику с такими песнями рассчитывали? На уж совсем непритязательную?

Приведу текст этой песни:

На тебе сошелся клином белый свет,
На тебе сошелся клином белый свет,
На тебе сошелся клином белый свет,
Но пропал за поворотом санный след.

Я могла бы побежать за поворот,
Я могла бы побежать за поворот,
Я могла бы побежать за поворот,
Я могла бы, только гордость не дает.

Сто дождей пройдет над миром, сто порош,
Сто дождей пройдет над миром, сто порош,
Сто дождей пройдет над миром, сто порош,
И однажды ты услышишь и придешь.

Сколько зим, ты тихо скажешь, сколько лет,
Сколько зим, ты тихо скажешь, сколько лет,
Сколько зим, ты тихо скажешь, сколько лет,
На тебе сошелся клином белый свет,
На тебе сошелся клином белый свет.

У кого-то элементарного вкуса не хватило. Впрочем, большинству нравилось.

Уже написав этот маленький очерк, я полазил по интернету и на сайте http://www.vremya.tv/announce/7975/3405 (авторская программа, 2010) нашел такой рассказ:

«Любопытна история создания песни «На тебе сошелся клином белый свет» свет«. Поэты Шеферан и Танич написали четыре куплета по двенадцать строк. В таком варианте песня получилась бы длинной, как киргизский эпос «Манас». Что для легкой эстрадной песенки было просто неприемлемо.

Тогда за дело принялся композитор — Оскар Борисович Фельцман — он взял из каждого куплета две первые и две последние строчки и соединил их. И получилась отличная песня, которую авторы доверили спеть Иосифу Кобзону».

Так что, Михаил Танич в моих глазах теперь полностью реабилитирован.

Продолжение следует: