Кого считать бардом

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980)
У Владимира Высоцкого был талант на всё - и стихи, и музыка, и исполнение.
Одна из лучших песен "Я не люблю": https://www.youtube.com/watch?v=sZ97BTBGCMI

Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
В которое я песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу
Или, - когда все время против шерсти,
Или, - когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово "честь" забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,
Я не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю, -
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.


Конечно, было важно, что люди, которые принесли нам эти песни, не просто пели их, а пели с гитарой, – она была необходимым атрибутом. И создавалось обманчивое ощущение, что каждый так может. Но вот Городницкий никогда не прикасался к гитаре, – говорили, что он повредил пальцы, – а поёт замечательные новые песни такого же плана, правда, рядом с ним стоял и играл гитарист.

Те, кто сочинял стихи  и пел их на мотивы известных песен, бардами для меня не были. Бардами были те, кто сочинял и стихи, и музыку или только музыку на чьи-то стихи. Но необходимо было обладать ещё одним качеством, что бы, в моих глазах, стать бардом. То, что он (или она) поёт,  должно было лечт на-душу. А если это не получалось, значит, то ли были не те стихи, то ли была не та музыка, то ли просто таланта нехватало соединить стихи и музыку. Исполнительское мастерство, всё же было второстепенным.

Мы вслушивались в смысл стихов, а музыка подчеркивала то, что звучало в стихах. Стихи всегда были со смыслом, не то, что во многих песнях, которые звучали по радио.

Вот, например, песня Александра Городницкого «Над Канадой небо синее»:

Над Канадой, над Канадой
Солнце низкое садится.
Мне уснуть давно бы надо,
Отчего же мне не спится.

Над Канадой небо синее,
Меж берез дожди косые.
Хоть похоже на Россию,
Только все же не Россия.

Нам усталость шепчет: "Грейся",
И любовь заводит шашни.
Дразнит нас снежок апрельский,
Манит нас уют домашний.

Мне снежок, - как не весенний,
Дом чужой - не новоселье.
Хоть похоже на веселье,
Только всё же не веселье.

Продолжение следует: