Мотокоса

Андрей Полысаевский
АНДРЕЙ ПОЛЫСАЕВСКИЙ
г. Полысаево

МОТОКОСА
                (фельетон)
            (ИМЕНА ВСЕХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ НАМЕРЕННО ИЗМЕНЕНЫ)

    … Я топал ногами и хохотал, до слёз,  до изнеможения. Я боялся, что меня просто порвёт от хохота. Геннадий Николаевич – учитель физкультуры, хохотал не меньше. В общем – ржали мы как два коня, и причина тому была.
     Ладно, расскажу по порядку. Вчера, то есть 03.06. 2010 ко мне, учителю технологии, обратилась заместитель директора школы по АХЧ, завхоз, короче.  Дело заключалось в том, что к парку хозяйственного инвентаря   добавилось-таки чудо технического прогресса – мотокоса.  Уж каким, таким образом, её приобрели, осталось на уровне типа:  «в доступе отказано». 
     Я пытался, было, поинтересоваться, почём сей  новейший сельхозагрегат, да не тут-то было. Всяко отвечали, но, сколько стоит и какой телефон у фирмы, что привозит это уникальное устройство с доставкой, так и не сказали.  Получается как в анекдоте: клиент и унитаз из дому приволок и задницу без штанов показал, а туалетную бумагу всё одно – не дали, хотя не прекращали рекламировать, что, дескать, она есть,  да ещё и самая, что ни есть лучшая на весь близлежащий индустриальный регион. 
     Вообще мне то и без надобности, близкому человеку остро требуется, тоже мотокосу хочет приобрести. Вот я  и решил подсобить, разузнать где, что покачественней, да и подешевле к тому же.  Не вышло.  А что вышло – прошу внимания:
     Завхоз Василиса Леонтьевна – специалист с торговым образованием и стажем,  обратилась ко мне   с просьбой  разобраться с этим чудом сельхоз-прогресса, а точнее смонтировать её – эту мотокосу, из транспортного состояния в рабочее, а так же подготовить к эксплуатации. Аргумент, в мою пользу, был единственный и лестный – нет, в нашем учреждении,  специалистов, кроме меня. Ну как тут откажешь?! И я, с определённой долей прилежания быстренько изучил руководство по эксплуатации, технику безопасности и приступил к работе. А чего там работать?!  Мало кто в наше  подростковое время не увлекался мопедами, мотовелосипедами, мотоциклами. Там даже посложнее было – как никак транспортное средство. Шасси, двигатель, ходовая часть, а это «горе» – мотор как у мотовелика  и понужалка, что по траве «хлещет» – всё,  весь тебе прогресс.
        Я, по честному, всё изладил, пригласил завхоза завёл мотор, показал как работают все системы. Она осталась довольна, но коней не придержала. Толкает такую реплику: «Я Вам деньги на бензин дам, а Вы привезите, да ещё и масло в придачу». (Я поясню для непосвящённых – машинное масло добавляют в бензин в определённых пропорциях, для приготовления  топливной смеси  двухтактных двигателей внутреннего сгорания.) Тут уже и я думать начал. Хрен вот, думаю, я тебе, что, бензовоз?  И ответил, что для этого требуется строго металлическая ёмкость – канистра то есть, а в пластиковую тару ни один нормальный оператор АЗС бензин Вам не зальёт.               
       Что касается операторов АЗС – там все нормальные.  Кто меня давно знает, тот помнит, что там дураков нет, там их из клиентов делают, по возможности.
      Василиса Леонтьевна   не унимается. Предлагает: на АЗС залить бензин в топливный бак моего автомобиля, а потом здесь в школьном дворе слить залитое количество в другую емкость. Мне даже обидно стало, что меня так бесцеремонно использовать пытаются, но вида не подал. Я в свою очередь тоже козырь выкинул:
       – Залить-то зальём, а кто, и главное чем, потом его из бензобака отсасывать будет? Я – однозначно НЕТ! У меня уже имеется не лучший опыт, ещё с ранней юности. Может быть, Вы Василиса Леонтьевна?
       Завхоз поморщилась, что явно означало отказ от такого рода причастия.
На этом бы и закончилось, но как оказалось только на вчера 03.06.2010. А время не стоит, не в его это привычках. Так и настало сегодня – 04.06.2010. И с самого начала рабочего дня меня уже разыскивает «старая приятельница» – завхоз. 
       Теперь Им нужно стало эту мотокосу заправить, и дворника научить косить. И опять без меня никак – засада просто. Ладно, думаю, покажу побыстрому, да не тут-то было…
       В кабинете у завхоза уже стояла пластиковая канистра ёмкостью в 10 литров наполненная бензином. Рядом стояла пластиковая бутылка ёмкостью в 0,5 литра с машинным маслом. Следом за мной в кабинет зашёл дворник – как следовало понимать будущий оператор машинного покоса. Дворник держал в руках, в раскрытом виде руководство по эксплуатации мотокосы и глядел на него как на смертный приговор. Василиса Леонтьевна попросила меня растолковать: как следует правильно приготовить топливную смесь и как её залить в топливный бачок мотокосы. Я, для большего форса, раскрыл руководство по мотокосе на соответствующей странице и начал инструктаж.
        Дело было лишь в том, что бы правильно определиться в пропорции 40:1 – соотношения бензина и масла соответственно.  Вот отсюда и началось.
       Ни, уважаемая, Василиса Леонтьевна, ни, тем более, несчастный обречённый на каторжные работы, по мотопокосу, дворник никак не могли взять в толк как при заданном, 40:1, условии определить соотношение имеющихся ёмкостей ГСМ и сколько из имеющегося количества масла смешать с 10 литрами бензина. Я объяснил, как мне показалось, что уже проще некуда.
      – При заданном соотношении 40:1, допустим, что мы уже имеем одну часть масла в   виде находящейся здесь бутылки 0,5 литра,  пол-литра, если по-простому. Наводящий вопрос: сколько таких пол-литровых частей в 10 литрах бензина?
       На лицах моих слушателей застыло, неподдающееся комментариям выражение. Было видно, что им тяжко, но они держались с достоинством. Я продолжал, в надежде, что по дальнейшим арифметическим действиям они всё поймут.
       –  Ладно, –  говорю, –  в десяти литрах ровно двадцать пол-литровок.
       Они промолчали, но возражать не стали.
       –  Вот и получается,  – говорю я дальше, – что бензина у нас всего 20 частей из 40 условных.
      Они и это стерпели достаточно стойко.
      –  А теперь самое главное и, в тоже время простое: если мы имеем одну целую часть масла и всего 20 частей бензина, что составляет ровно половину от заданных 40, то нам  следует взять также - половину одной целой части масла - 250мл то есть половину бутылки и смешать с  20-ю частями бензина, а именно с 10-ю литрами имеющимися в канистре.  Таким простым образом мы получим топливную смесь бензина и масла в заданном соотношении 40:1.
      Дворник обречённо смотрел на происходящее и мысленно готовился к тяжким испытаниям.
     Конечно, проще было сразу сказать, чтобы размешали половину бутылки масла в имеющемся бензине и шабаш. Да вот в том-то и гвоздь, что Они-то просили Им всё детально рассказать, чтобы Они сами научились приготавливать топливную смесь для мотокосы. Я уже было вздохнул облегчённо, но дворник только этого и ждал:
      – Я понял, – выпалил он. – На канистру бензина – стакан масла!
      – Какой же стакан? – возразил я.  – Не стакан, стандартный стакан всего 200мл, а требуется ровно 250мл, что и составит половину от имеющейся бутылки. И такая точность требуется по инструкции, иначе двигатель – либо будет плохо работать – при повышенной концентрации масла, либо быстро выйдет из строя – при пониженной концентрации того же продукта ГСМ. Это Вам понятно?
       Они, асинхронно, закивали головами. Но потом автоматически встал вопрос самого механизма приготовления топливной смеси, методики, так сказать.
       Василиса Леонтьевна сориентировалась довольно оперативно.
       – Залить масло в канистру, завинтить пробку и хорошенько потрясти в руках, – выдала она с нескрываемым чувством собственного достоинства.
       У меня холод по спине протащило.
       – Василиса Леонтьевна, вы перед такой тряской меня предупредите, я из школы выйду.
       –  Зачем? – недоумевает завхоз.
       – Да пожить бы ещё.
       – А что будет-то? – непонимающе спрашивает она.
       – А вы, как думаете? Почему на АЗС в такие канистры бензин не заливают? Да потому, что при, условно говоря, «трении» высокооктановой жидкости о стенки пластиковой ёмкости вполне возможно появление статического электричества, искра, которого, сделает всё в лучшем виде, а точнее – размажет Ваши догорающие останки и Вашего дворника по стенам этого кабинета.
       Последнее Их убедило. Завхоз предложила прямо в кабинете приготовить топливную смесь в оцинкованном ведре, а затем залить в бачок мотокосы, остальное вернуть в пластиковую канистру. Дворник с нескрываемым энтузиазмом заявил, что он даже свернёт, для этой цели, из бумаги воронку. «Вот те, бабка, и Юрьев день»…
       Твою жизнь! Да, что же это за тупость-то?  Я осторожно заметил, что мы находимся в детском учреждении, что прилегающие аудитории наполнены, в основном, детьми начальной школы,  и что любые действия и операции с высокотоксичными и пожароопасными жидкостями,  коим является любой бензин, категорически запрещены, как и само их присутствие.  И делать это следует на открытом воздухе, в значительно удаленном месте школьной территории, где исключено появление детей.
       Мои оппоненты возражать не стали. Я сказал, что добавить здесь более нечего пожелал им удачи и с согласия Василисы Леонтьевны удалился к себе в кабинет технологии, где ко мне присоединился, для дружеского общения, учитель физкультуры Геннадий Николаевич.
       Минут через пять в мой кабинет входит озадаченный дворник и мучительно молчит. Я почувствовал, что начинается веселье.
       – Ну, что, – спрашиваю я, – получается?   
       – Василиса Леонтьевна, всё-таки, считает, что на канистру – стакан! – твёрдо заявил дворник.
       Я, сдерживая смех, пояснил, что стаканами только самодрыгу мерить можно, а топливную смесь следует готовить правильно – по инструкции то есть. И на эту канистру, что у завхоза в кабинете стоит, требуется ровно половина бутылки масла – той, что находится там же, где и бензин.
       Дворник в состоянии ступора. Стоит, молчит, за внушительными линзами очков беспорядочно вращаются зрачки глаз, на лице – все муки ада. Стоит, не уходит и ничего не говорит. Смотрю на физрука, он тоже улыбается, стараясь не рассмеяться.
      – Что нибудь ещё? – вежливо спрашиваю я у пришедшего.
      Дворник напрягся.
      – Ну, стакан да?!
      Я уже с трудом сдерживаюсь, чтобы не «заржать». Понятно, что парень здесь не при чём, он всего лишь дворник. Но Она-то – заместитель директора по административно-хозяйственной части как никак!
      
P.S. Позже Они ещё посылали за мной, пришлось выйти на улицу, и как прописано в армейском уставе – «личным примером показать» как одевать на себя это орудие, как заводить, как косить, ну в общем где нос, а где хвост.
      Пришёл, показал, возвращаюсь в школу – на весь первый этаж несёт бензином.  Дети – кто хохочет, кто возмущается, короче опять попали…  Все-таки замутили прямо в кабинете, и на пол пролили…
      Люди! Ну, вот как ИХ…  назвать?!
      
                04.06.2010