Где тонко, там и рвется

Кто может похвастаться, что прожил жизнь без неприятностей? Да пожалуй никто. Интересно, но они - неприятности, подкарауливают тебя в самые спокойные и благополучные времена. Ты счастлив, все складывается на удивление хорошо, и..... Здесь они тебя и подстерегают. Объективная причина на лицо, ты успокоился, даже расслабился маленько, психологическая оборона отменена и тут, получи, дружок, гранату в штаны.
О эффекте "Гражданина Нежданчика", летчики знают не по наслышке. Как бьет по нервам неожиданный сигнал отказа братия наша знает хорошо. И не смотря на психологические тренинги, и вообще готовность ко всему, цепенеют руки, холодный пот, и страшное " ВОТ ОНО".

В полку жизнь катилась своим чередом, программа боевой подготовки выполняется, матчасть исправна, метеоминимумы высокие, живи и радуйся. И тут, как в поговорке, про Бабу без забот и порося. Кому-то в штабах пришла светлая идея усилить ПВО района за счет полков истребителей-бомбардировщиков. А что, они же истребители, вот пусть и истребляют на страх недругам нашим.
О том, что самолет не очень подходил под эти задачи, как-то забыли, а может и не знали вовсе. На все протесты командира полка, находился ответ.
-Ты говоришь, за звук плохо ходит?
-Родной, так ведь не на долго.
-Ах локатора нет?
-Так погода хорошая.
-Не обучены говоришь?
-Так тренируйтесь, пользуйтесь возможностью.
-Керосина мало?
-Нальем, радуйтесь...

Со складов извлечены новейшие ракеты Р-60, дежурную пару на стоянке разместили, график боевых дежурств составили и понеслась - поехала жизнь боевая.
В планах полетов появились новые упражнения, не характерные для нас. Например, разгон-набор, хорошо известный перехватчикам, для нас в новинку. Конечно интересно, новые скорости, высоты. Раньше выше трех, пяти тысяч не забирались, а тут девять, двенадцать, и за звук разгоняться надо.Сначала осторожненько на спарках, комэски и командиры звеньев на разгон- наборы слетали, затем и до нас, грешных дошло.
Ах и вкусные были полеты, форсаж горит непрерывно, указатель числа М подбирается к единице и дрогнув переваливает. Стихает в кабине, не догоняет звук, только некий зуд, передающийся по металлу конструкции, да облака внизу, так далеко, что даже страшненько слегка. Спарка Миг-23 УБ за звук ходила легко и непринужденно. Сдали зачеты, проверились и стали готовиться к полетам на боевых. Тут нас ждали особенности. В отличие от двадцатьтретьего, Миг-27 ходил за звук туго. По мере роста скорости, а она в районе М-1 росла плохо, двигатель  слабее двадцатьтретьего, начинал гудеть дозвуковой заборник, сидишь и гипнотизируешь стрелку, ну, давай, давай, есть 1.1М, 1.2М, дольше не шел. А назад и еще хуже, на Миг-27, нельзя было просто погасить форсаж и убрав обороты уйти со звука. Как Дамоклов меч, висел над нами помпаж дозвуковых заборников. Управляемого клина в заборниках нет, перепускных створок тоже, до помпажа, один шаг. Нужно было выключить форсаж, выпустить крыло на 45 градусов и ждать, когда стрелка махметра отойдет от одного Маха. Двигатель ревет на максимале, стрелка замерла Мах1, и не дай Бог, сдернуть хоть процентик оборотов, лавина воздуха затапливала не справляющийся двигатель, помпаж... Оглушительные хлопки в заборнике, заброс темперетуры и ..... Ох не дай Бог.
Это теоретически знали все....
Вот и мой полет на разгон-набор, сложив крыло на 72, превратившись в стрелу, с оглушительным грохотом форсажа пробиваю тонкую пелену облачков на шести тысячах метров и продолжаю набор высоты. Ах круто, ах быстро, человек ракета, ну, кто там против меня? Чего только в голову не лезет в двадцать шесть лет. Темнеет небо, наливается чернотой, 12000 метров, теперь разгон. Довольно быстро подхожу к одному Маху. Я раскаленная стрела стратосферы, я пронзаю пространство и время, далеко за спиной остался звук, я непобедим здесь....
Непобедимый, довольно быстро уперся в М 1.2. Ну вот, теперь тормозиться в развороте и домой потихоньку. РУД с форсажа, отлично, крыло 45, делаю, обороты 95, 93, и тут.....
Над самым ухом ахнуло так, что я чуть из кабины не выскочил, так от неожиданности ноги дернулись. Полный ступор, не мыслей, ни действий, ничего, только свербит ВОТ ОНО....
Холодным обручем стянуло горло, липкий пот по спине, животный страх ВОТ ОНО, случилось. Ноги отбивают на педалях чечетку, страх, подстегиваемый неожиданностью полностью парализовал тело. На приборной доске расцветает букет неприятностей, ТАС зловеще полыхает красным, обороты уплывают к авторотации, температура газов на нуле и вертикальная скорость уже изрядная.
Сижу, сижу, но постепенно прихожу в себя, начинаю осознавать некоторые детали, но общей картины еще нет, так, одни фрагменты.
Мысль первая, Взорвался, отметаю ее, самолет цел, да и я вроде.
Мысль вторая, Покидать, мучительно вспоминаю алгоритм действий. Вспомнил, за держки схватился.
Подумал еше малость и отпустил, страшно.
Постепенно отпускает страх, начинаю осознавать действительность. Так вертикалка за 30 метров зашкалила, потянул на себя ручку, вяло так приподняла машина нос и вертикалка уменьшилась. ХОРОШО.
Начинаю работать, медленно, но делаю, что-то.
Дотумкал наконец, ПОМПАЖ. Двигатель встал. Но авторотирует кажется, это хорошо.
Высота? 10700, это неплохо, то то ухи давит, наддув прекратился. КИСЛОРОД? Идет Слава Богу.
Доложить на землю.
-Зеркальный, 210- Остановка двигателя. 10600.
-210 подтвердите?
-210 остановка двигателя, помпаж.
На земле легкий шок. РП наконец выдает в эфир, - Всем молчание.
-210 курс 310, снижайтесь 5000.
-Понял.
Ну вот, отпустило окончательно. За работу. Лечу, конечно, но почти падаю, вертикалка 20 метров в секунду, установил скорость 500 и вяло-вяло развернулся на курс. Да, с такой гидравликой, мне крыло не выпустить. Вообще без управления останусь. Несколько секунд изучаю приборы двигателя, хорошо, хоть крутится, чего-то там качает в гидрашке.
Интересно, цел мотор, или развалился? Если цел, то можно запускать, если развалился, будет пожар.
Мама родная, а высота-то уже 8000. Быстро паразит работает.
Судя по приборам двигатель цел. Надо запускать, без него тоскливо.
-210 запускаю двигатель в воздухе.
-210 отставить запуск, снижайтесь 5000.
-210 понял, отставить запуск, снижаюсь 5000.
Когда только успел пожарные краны перекрыть? Наверное на автомате стаботал не помню. Отключил насосы подкачки, энергию надо экономить.
РП выдает рекомендации по запуску в воздухе, спасибо родной, в горячке можно и забыть чего. На связь вышел командир полка.

-Виктор, не суетись, действуй спокойно, время еще есть. Перед самым запуском включи ПРНК в режим УР, и нажми в момент запуска боевую кнопку, сработают дополнительные воспламенители удержания режима. Легче запустится.

-210 понял.

 Как же неуютно здесь сидеть, зараза РИТА разрывается, информирует о аварийном давлении, о падении напряжения. отказе генераторов. Голос - то у нее препротивный.
Кое как собираю себя в кучу. Подходит 6000 метров, готовлюсь к запуску. Прикидываю, если на пяти не запустится, еще раз попробую на трех, если пожар, быстренько доложить и мозги в сторону,- прыгать. Подходит высота запуска, краны открыть, насосы подключить, переключиться с запуска на земле, на запуск в воздухе, готово. Включаю прицельный комплекс в режим управляемые ракеты, при нажатии боевой кнопки, в двигателе заработают дополнительные воспламенители, помогающие удержать пламя при подхвате газов сходящей ракеты. Сейчас ракет нет, но работающие воспламенители помогут загореться первым порциям топлива.
- Ну, готов, запуск.
Нажимаю кнопку запуска и придавливаю боевую кнопку. Ничего не происходит.
-Ну миленький, ну пожалуйста.
Подумалось, так жалостливо, все - долетался.
Пожалело меня дурака изд.55, краем глаза заметил, пошли вверх стрелки температуры и обороты подумав, тоже пошли в гору. На табло аварийных сигналов гаснут красные лампы, на табло нормальных сигналов загораются зеленые. Есть малый газ. Подключаю генераторы, а сам не верю своему счастью.
Пошевелил рулями, управляется. Как химик реторту с гремучей ртутью двигаю вперед РУД.
-Пожалуйста Миленький, добавляй, добавляй.
Послушался меня мотор, добавил. Обороты уже 85 процентов, тяга появилась. Прекратил я снижение, перешел в набор, крыло на 16 градусов поставил, лечу в сторону аэродрома. Про себя думаю, что в таком состоянии садиться нельзя, надо успокоиться малость.
Доложил на землю запуск и сразу почувствовал, как спало напряжение в эфире. До сего момента помалкивали, а теперь загомонили. Запросил возврат и получив разрешение встал в круг и стал очухиваться.
Сделал три круга, успокоился вроде и пошел к аэродрому. Лечу, а сам все на тахометр поглядываю, как там мое сердце? Ничего, работает.
Зашел с прямой, сел, зарулил, выключился. Тут накатило, как теперь за предпосылку к летному происшествию отписываться? Виноват-то сам. Поди ка объясни, почему руки не то, о чем голова думала сделали.
Техник чего-то буркнул о моих достоинствах, которые оторвать надо, я только рукой махнул и поплелся на суд и расправу.
Пороли. Правда довольно гуманно. Не получив от меня объяснений почему я за звуком сдернул обороты и спровацировал помпаж, списали на слабую подготовку. А действия при запуске в воздухе разбирали с пристрастием, сначала в эскадрилье, затем всем полком, потому, как это первый случай в полку.
Поздно вечером, исписав кучу бумаги, выслушав тысячи наставлений, я, как побитая собака приплелся домой.
Мишаня, друг мой, сидел на кухне и смачно хрустел соленым огурцом.
-Ну, рассказывай, что было?
Спросил подвигая мне табурет ногой.
-Ты же на разборе был.
-То для бумаги, а мне нужно тайное?
Мишаня вылавливал мне огурец из банки.
-Какое тайное?
Я чуть не взорвался. Тоже мне сыщик.
-Ну, как ты напоролся на помпаж?
Мишаня выудил из под стола бутылку Столичной, налил мне и себе.
- Давай по секундам, с окончания разгона.
-Будь здоров Витяня.
Выпили, захрустели огурцами.
-Значит слушай,.....
Я выложил все по порядку, дошел до момента выпуска крыла, и тут меня осенило.
-Мишка, это все спарка виновата. Там нет ограничения по уборке оборотов, там клин в заборнике, ты понял? Летая на разгон-набор на спарке Миг-23УБ, мы спокойно за звуком сдергивали газы и привыкли. Я убрал обороты таким же темпом, как на спарке и получил помпаж. Хотя знал о ограничении, руки сами сделали, а голова была забита восторгами скоростного и высотного полета. Чуешь?
-Наливай.
Утром пошел к командиру полка и выложил всю подноготную, начиная с щенячьего восторга полетом, до причины моих неправильных действий.
Михалыч сдвинул фуражку на затылок, покряхтел малость и сказал.
--Вот так Витюша, где тонко, там и рвется. Спарка наше тонкое место. Молодец, что правду сказал. Не стал городить, оправдываться. Упражнение разгон-набор доработаем, на спарках будем отслеживать темп уборки газа. Ну, иди в класс на предварительную.



Словарь авиационных терминов.

Спарка       Учебно-боевой самолет.

Помпаж      Потеря газодинамической устойчивости двигателя, часто приводит к остановке мотора, иногда к сильным разрушениям двигателя и самолета
                Очень неприятное событие.

РУД           Рычаг управления двигателем.

ПРНК         Прицельно-навигацианный комплекс.

Число Маха    Отношение скорости полета к скорости звука. Обозначается буквой М.

РИТА         Речевой информатор отказов.


Рецензии
Небо шутит сурово, адреналина хоть через край. Стихия... Но Вы молодец! Смелый, как говорится, не то, кто не боится, а кто головы не теряет, когда неё теряют другие. Браво, Автор!))

Мурад Ахмедов   16.04.2019 10:27     Заявить о нарушении
О-оо, голову-то я потерял напрочь... Другое дело, что восстановил соображалку довольно быстро. Суть этой истории в том, что я не стал оправдываться и придумывать сказки о возникновении помпажа, а честно сказал, что ошибся. Не ошибаются только Боги, а летчик это всего человек, проникший в третье измерение и пытающийся в нем существовать. Правдивость в авиации вообще-то культ. Известна масса случаев, когда ошибки скрывали, обвиняя технику, погоду и прочее. Техники сходили с ума, доискиваясь причины и ошибка повторялась, не у вруна, так у другого и результатов была смерть.... Ошибся, остался жив, имей мужество сказать, Я ОШИБСЯ. Позора в этом нет, а жизни могут быть спасены.

Виктор Баравков   19.04.2019 10:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.