Скипидар божий

Михаил Болотовский
          
                Глава девятая

                СКИПИДАР БОЖИЙ


Однажды, представьте себе, самый человечный в мире человек Владимир Ильич Ленин действительно сделал очень доброе дело. Он отпустил своего лечащего врача, доктора Залманова в Европу – набираться опыта.
В результате мир получил одного из самых ярких и успешных натуропатов двадцатого века, чьи труды сейчас активно изучаются медиками всех стран. Спасибо, Владимир Ильич!               

                Вечно живой больной 

Абрам Соломонович Залманов,  которого многие европейские издания называют Гиппократом 20 века, с детства страстно мечтал стать врачом. Он родился 20 июня 1875 года в белорусском городе Гомеле; окончив гимназию с золотой медалью, поступил в Московский университет на медицинский факультет. Чтобы оплачивать учебу, работал контролером в поездах, мастером на стройках, судебным хроникером и даже написал несколько любительских пьес. На четвертом курсе решил уйти, поскольку был чрезвычайно недоволен уровнем преподавания. Перешел на юридический, одновременно посещал лекции по сравнительному языкознанию и по  истории, которые читал знаменитый Ключевский. И еще очень некстати заразился революционными идеями.
Его арестовали как одного из организаторов всероссийской студенческой забастовки, исключили из университета, и он уехал в Германию. В Гейдельберге окончил медицинский факультет, стал ассистентом крупнейшего невропатолога профессора Эрба, но при этом активно путешествовал и осваивал другие профессии. Был рыбаком, репортером, мастером на строительстве и даже чистильщиком обуви. Очень любил пошутить: сочинял пародии, наряжался арабом-предсказателем и выступал на городских улицах.
В итоге он получил прекрасное место директора курортной лечебницы в Нерви на берегу Генуэзского залива. К нему приезжали лечиться Плеханов, Роза Люксембург, Клара Цеткин, выжившие матросы с «Потемкина». Но как только началась Первая мировая война, Залманов немедленно оставил свою тихую гавань и уже через десять дней был на фронте под Белостоком. Ему присвоили чин генерала медицинской службы и назначили на должность начальника пяти санитарных поездов. Он оперировал раненых, сам был ранен и награжден медалью. Потом в Москве стал главным врачом солдатских госпиталей на Миусах и Пресне, вместе с профессором Сысиным редактировал журнал, посвященный  клиническим наблюдениям над десятками тысяч раненых бойцов.
После революции Ленин назначил Залманова начальником Главного Курортного Управления, Председателем Государственной Комиссии по борьбе с туберкулезом и лечащим врачом своей семьи. Ему выдают пропуск в Кремль в любое время дня и ночи. Вскоре он становится для Ленина и Крупской почти членом семьи. «Даже не знаю, чем я заслужил к себе такое отношение, - вспоминал потом  Залманов. - Я ведь обыкновенный врач». А пациенты ему попались очень трудные. «В доме у них не было лифта. Надежда Константиновна страдала базедовой болезнью. Сердце было расширено, и мне стоило больших трудов настоять, чтобы был сооружен подъемник, так как подниматься на третий этаж ей было очень трудно. С трудом удалось мне отвезти Крупскую на один-единственный месяц в детскую санаторию в Сокольниках. Изредка после долгих напоминаний удавалось мне уговорить Ленина покататься в открытом автомобиле. Пациент он был на редкость непослушный...» Ленин, как известно, после ранения в 18-м году быстро поправился и чувствовал себя неплохо. Это потом врачи, в том числе и заграничные, поставят ему три диагноза: неврастения, хроническое отравление свинцом (в его теле остались две пули) и сифилис мозга. В результате интенсивного курса лечения препаратами мышьяка, соединениями йода и ртути у вождя мирового пролетариата произошло отравление печени и почек. А все три диагноза, как впоследствии выяснилось, оказались сомнительными.
Залманов приходит к мысли, что химические препараты слишком грубо вмешиваются в работу организма, мешая ему самостоятельно справляться с болезнью. Лечение должно опираться на собственные силы человека, и по возможности без тяжелых медикаментов. В 1921 году Залманов самокритично пожаловался Ленину на несовершенство своих знаний. Реакция была мгновенной: а если дать вам возможность выехать за границу? И уже назавтра Залманов получил паспорт, деньги на дорогу и место в дипломатическом вагоне.

               Принял ванну за революцию

Вернуться ему так и не пришлось – после смерти Ленина это было очень опасно. И Залманов остался в Европе. Он свободно владел пятью языками, прочел массу медицинских трудов, работал в самых разных европейских клиниках, причем нигде не оставался больше трех месяцев: изучил методику – и поехал дальше. Он учился водолечению у знаменитого доктора Кнейпа, был знаком и с другими светилами медицины. Ключевая идея его поисков: как вылечить не отдельный орган, а весь организм натуральными природными методами, без лекарств, которые так часто оказывают побочное действие. Он увлекся работой датского физиолога Крога, лауреата Нобелевской премии, посвященной жизнедеятельности капилляров, и решил  основательно изучить процессы капиллярного кровообращения и клеточного обмена веществ. И через несколько лет создал свою теорию, которую изложил затем в книгах «Секреты и мудрость тела», «Чудо жизни» и «Тысячи путей к выздоровлению».               
Свой уникальный метод лечения Залманов назвал капилляротерапией, потому что считал: капилляры – наши главные защитники в борьбе со старостью. По его мнению, основная причина старения – клеточный склероз, когда клетки начинают медленно размножаться и дряхлеть. Он доказал: стоит улучшить работу капилляров – и начинается омоложение организма. Но как это сделать? Залманов разработал целебные ванны, с добавлением особой эмульсии, белой и желтой, сделанной из живичного скипидара. Они помогают при болезнях сердца, желудка, органов дыхания, нервной системы - открывают закрытые капилляры и восстанавливают их снабжение кровью. Клетки снова  начинают получать достаточно кислорода и питательных веществ.
Двести пациентов первой клиники Залманова, открытой в Париже, пройдя курс лечения, помолодели и телом, и душой - а всем им было больше семидесяти. Европейские газеты наперебой писали о новом чрезвычайно эффективном методе омоложения, который открыл русский доктор. Залмановым заинтересовался тогдашний министр здравоохранения Франции – и вскоре стал его страстным поклонником.               
И началось! Видные политики, члены королевских семей, знаменитые актеры – все бросились к Залманову! Очередь, чтобы попасть к нему, составляла два года. По его методу стали лечить больных в лучших санаториях Италии, Франции, Швейцарии. Кстати, и вожди Третьего рейха активно принимали залмановские ванны, желая омолодиться – несмотря на то, что автора метода звали Абрам Соломонович. А вот в СССР с залмановскими ваннами вышел конфуз. Сначала их пытались внедрить в кремлевских клиниках – ведь многие видные партийцы очень заботились о своем долголетии. А потом один из крупных начальников, не выполнив инструкцию по применению, обжег себе интимные места и пришел в неописуемую ярость. Применять ванны тут же перестали.               
              Легко ли так долго быть молодым? 

Залманов много раз повторял: нет болезней какого-то одного органа. Болен всегда человек в целом – поэтому воздействовать на организм нужно целостно. Это и делает капилляротерапия. Стоит только вдуматься: общая длина капил¬ляров у здорового человека равна 100 000 км, длина почечных капилляров 60 км, поверхность капиллярного эндотелия 6 000 кв. м, а поверхность легочных альве¬ол - почти 8 000 кв. м. Перечитайте эту скучную фразу трижды и вы поймете, насколько важна роль капилляров для нашего здоровья. 
Залманов был убежден, что мощь человеческого организма и его способность к самовосстановлению неисчерпаема. Нужно только создать для этого условия – и человек может прожить до ста лет, оставаясь молодым и энергичным.                И белые, и желтые скипидарные ванны Залманова действуют по одному принципу: открывают закрытые капилляры, увеличивают приток кислорода, глюкозы и других питательных веществ, улучшают циркуляцию крови в венах, удаляют токсины и метаболиты из клеток, межклеточных жидкостей и крови, стимулируют процессы саморегуляции и систему иммунитета. Скипидарные ванны  являются универсальным, очень эффективным, безвредным и безопасным, при правильном пользовании, методом лечения – ими можно лечить взрослых людей, стариков и детей всех возрастов. А круг заболеваний, при которых они помогают, очень широк. Это и сердечно-сосудистые болезни: ишемическая болезнь сердца, сердечные аритмии,  артеросклероз сосудов; гипертония, стенокардия. Это желудочные болезни: гастрит, колит, язва  желудка, желчно-каменная болезнь, хронический гепатит, панкреатит. Это болезни органов дыхания: бронхит острый и хронический, плеврит, пневмония, трахеит.
А кроме того: ожирение, диабет, импотенция, артриты, болезни нервной системы… Огромный список! Своими открытиями Залманов – уж простите за невольный пафос! – внес колоссальный вклад в развитие натуропатии – то есть лечения без лекарств, натуральными, природными методами. Сейчас в тысячах клиниках и санаториях по всему миру успешно применяются его скипидарные ванны – в том числе, и в России. Было бы желание – а все возможности оздоровиться по Залманову уже есть.                Законный вопрос, который, подозреваю, интересует многих. А болел ли сам доктор Залманов? Да, болел, причем тяжело. Но проявлял при этом потрясающую силу духа и способность к самовосстановлению. В молодости он в течение семи лет страдал туберкулезом легких в открытой форме и в итоге вылечил себя сам. В 1914 году перенес тиф. В 1940 году попал в больницу с инфарктом - но уже через 10 дней приступил к работе. В 79 лет у Залманова произошло кровоизлияние в мозг, он двенадцать дней провел в коме – но выжил и снова приступил к работе.  Умер Залманов в 1965 году в Париже в возрасте 90 лет и работал до последней минуты: писал статьи, консультировал, руководил своими многочисленными клиниками.  В 1972 году жена и сын Залманова, выполняя его волю, обратились в Военно-медицинскую академию СССР с просьбой принять в дар архив и библиотеку знаменитого врача. Решения пришлось ждать не так уж долго по советским меркам: всего семь лет. Исход дела решило желание Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС получить документы, подписанные Лениным: удостоверение Залманова и его пропуск в Кремль. Архив прибыл из Парижа в Москву - сначала в Институт марксизма-ленинизма, а затем - в Военно-медицинскую академию, где вскоре был создан музей Залманова.
Кстати, Залманов так и сохранил советское гражданство, паспорт не менял и считал себя гражданином СССР. И, как ярый антитаблеточник, был убежденным противником того, чтобы нашу страну использовали для «глобального фармакологического слива».