Поль Фридман Падение Древнего Рима Лекция 7

Юрий Шибаловский
                ЛЕКЦИЯ 7

                ВАРВАРСКИЕ ЦАРСТВА

Я хотел бы чтобы Вы сразу не отвергали возможность случайности в истории и не считали, что всё что ни происходит, происходит с необходимостью. 
Конечно, Вам известна  формула "Случайность - это неопознанная, или скрытая, необходимость."  Она столь часто использовалась к месту и не к месту, что стала общим местом.  Однако, кроме последнего, она имеет ещё один существенный изъян: она никогда не была доказана. Пожалуй, Шопенгауер сделал наиболее глубокий прорыв в этом направлении, и его вывод о том каждое действие  наступает с неизбежностью при достаточности оснований, кажется убедительным.  Например,  предмет, находящийся на высоте, с неизбежностью падает вниз, на землю, при условии, что этому ничто и никто не препятствует.
 В самом деле, предмет имеет массу и вес, и это закон, притяжение земли тоже является законом, но вот отсутствие препятствий законом не является.
 Рассмотрим ситуацию, представленную в басне о вороне и лисе. Ворона держит сыр в клюве и таким образом препятствует действию закона притяжения, но вот лиса хитростью заставила  ворону раскрыть клюв, и сыр(обладающий массой) и закон притяжения  в качестве достаточных оснований вступили в действие, то есть сыр стал падать. Лиса поймала сыр, и действие закона притяжение прекратилось, наткнувшись на новое препятствие.
 То что лиса пыталась обхитрить ворону, не является случайностью: существующий закон выживания предполагает борьбу за главное средство выживания - пищу.  Но вот то, что лиса оказалась именно под этим деревом, именно в этой части леса, где вздумалось взгромоздиться летящей неведомо откуда и неведомо куда  вороне, может быть признано не столько закономерным, сколько случайным.  Во всяком случае, прямую взаимосвязь здесь установить очень затруднительно, а стало быть это и есть то слабое звено, из-за которого рушится вся логическая цепочка.  Поэтому я бы с осторожностью вообще возводил все гипотезы в сан аксиом.  Впрочем, то, что это не так, тоже не доказано, поэтому и низлагать эту теорию из разряда гипотезы  в полную бессмыслицу также не следует.
  У историков эта теория необходимости нашла радушный приём. Историки склонны считать, что всякое событие обусловлено  действием долговременных причин.  И чем далее историк отстоит  от изучаемого им периода, тем более его уверенность в правильности этой теории.   
   Вопреки этому мнению,  относительно варваров и Империи, я хотел бы допустить возможность другого развития событий.  Существует множество долговременных тенденций, но мы говорим о сумме факторов, одни их которых являются долговременными, а другие внезапными. 
   Кто такие вестготы на самом деле, остаётся загадкой. В действительности они занимались не только грабежами. И на самом деле они с восхищением относились к Римской Империи,  и  единственным их стремлением было приобщиться к её достижениям и образу жизни, а не разрушать её. 
  Их мотивом, скорее, было желанием приобщиться к ней , а не завоевать.
 Всё что произошло, являлось скорее трансформацией.
В Бургундском кодексе его авторы, бургундцы, называют себя варварами.
 Однако они отличаются от варваров и римлян.  Хотя они используют
 это слово, было  бы не правильно думать о варварах, или племенах, или германцах,  так  словно это были абсолютно определённые термины,
 которые  в точности соответствовали  определенным реалиям.
   Что нам известно об этом народе до его появления в Империи?
Имеются некоторые археологические данные. Поскольку они не были
кочевниками, у них имелись поселения, но далеко не городского типа.
 Около них были обнаружены захоронения, где находились предметы, некоторые из которых  оказались артефактами Римской Империи, что наводит на мысль о возможности  торговли( или иных контактов) с Римской Империей.
 Основным письменным источником знания о бытии германских племен
является труд римского историка Тацита  о германских племенах.
Для Тацита, германцы - то есть народы, живущие за пределами границы
 по Рейну - как наивные, так и благородные.  Они воинственны. С римской точки зрения, эти варвары жаждут вторгнуться в Империю и захватить ее богатства.
Отсюда и оборонительная система границ: Рейн, или в Великобритании Стена Адриана, которую до сих пор можно видеть на севере Англии, не так далеко от шотландской границы. Эти сооружения охраняли  не от собственно германцев, но от кельтов, пиктов и скоттов, в частности.
  Тацит изображает германцев  в 100 г. воинственным народом. При этом, Тацит никогда не посещал места их обитания. Казалось бы, если он взялся писать про германцев, то не лишним было бы посетить эту самую Германию.
Однако Тацит описывал германцев не в духе антропологического исследования, а скорее как способ опосредованного осуждения римлян, своего рода
 морализующий трактат.  Описывая  примитивный народ, который более добродетелен, вы можете поставить это в укор своему более развитому, но более распущенному в нравственном отношении народу, то есть римлянам.
 В Благородном Дикаре Руссо, американские индейцы  атакуют якобы цивилизованное общество.  Или описания Южных морей в некоторых из ранних работ Германа Мелвилла, или Роберт Льюис Стивенсон, или картины Гогена. Контраст красивого, естественного, простого мира и  серой утомительной крысиной гонки цивилизации.
  Так что, говоря о воинственности германцев, Тацит делал акцент на их храбрости и чести. У них тесные семейные узы, они не признают разводов,  и они с уважением относятся к женщинам. Всё это Тацит использует как укор, по его мнению, разложившейся Римской цивилизации: в Империи процветает проституция - для германцев это не приемлемо; в Империи вполне допустимым считается гомосексуализм - германцы считают это злом.
 Он осуждает германцев за некоторые пороки, традиционно приписываемые примитивным народам: лень, склонность к пьянству, драки, азартные игры.
    В некоторых случаях описания Тацита подтверждаются Бургундским Кодексом, и они не носят оттенка морализования.
Например, comitatus(лат.) - это привилегированное окружение вождя.
 Хотя  все они вооружены, они являются не столько  его телохранителями, сколько членами его дружины,  или банды, если выражаться по простому.
Они верны своему вождю, но обладают определённой степенью автономии.
Они не являются наёмной охраной, получающей плату за исполнение службы,
 а скорее его подельниками в  опасных, но прибыльных предприятиях.
Потом появится термин "вассал" для описания подобных отношений.
Тацит описывает вражду между кланами. Она, как правило, характерна для обществ без сильной центральной власти и с довольно  широкими определениями родства.  Широкое определение родства означает, что вы знаете, кто ваш двоюродный брат и, может быть, даже троюродный, и так далее, при этом  троюродный брат считает ваши интересы своими интересами и считает себя обязанным отстаивать их как свои собственные.  Иными словами, в условиях слабой центральной власти, моей гарантией от посягательств на мою жизнь членами другого клана, является то, что в случае если меня убьют, то члены моего клана убьют члена того клана, который причастен к моему убийству.
 Это являлось сдерживающим фактором для агрессии других кланов.
 Таким образом, обычай кровной родовой мести заменял отсутствие законов и правовых институтов.
Ещё одним сдерживающим кровопролитие механизмом являлся виргельд, или вира денежная компенсация, о которой упоминал Тацит и о которой говорится в Бургундском Кодексе, в качестве возмещения ущерба, нанесённого убийством.
Тацит говорит, что размер выплаты зависел от статуса и профессиональных достоинств убиенного.
Бургундский Кодекс, и другие своды законов варваров, приоткрывают завесу на то, как функционировало их общество, когда они уже стали частью Римской Империи. В более ранний период они жили небольшими поселениями, возделывали злаки, но предпочтение оказывали разведению скота. Они изготовляли орудия из железа; грабительские рейды и вторжения также служили существенной прибавкой к их столу. 
 Родственные связи играют существенную роль. Кланы, огромные родственные группы, включали в себя примерно пятьдесят семей. Внутри клана между его членами отсутствовала вражда, но в племени, которое объединяло различные кланы, между кланами возникали трения, обусловленные желанием того или иного клана играть доминирующую роль.
Тех варваров, которые разгромили римлян под Адрианополем, римляне называли вестготами. 
Кто такие вестготы? Одна теория состоит в том, что это просто группы людей, которые вместе вступали в контакт с Римской империей, которая даёт им имя, и они формируют так называемое "фиктивное родство" от общего предка.
 Они изобретают понятие, что все они происходят из одного места и одного предка.
Этот процесс формирования этнической группы таким способом называется
"фиктивный этногенез." Этногенез означает рождение этнической идентичности.
 Вместо наличия биологического факта, который подтверждается анализом ДНК, и который мы, например, наблюдаем у вестготов, эти люди, на самом деле не будучи связаны, изобретают общего предка.
     Более зловещим и гораздо более широко распространённым современным аспектом этногенеза  является именно присвоение германскими варварами происхождения от германцев.   Не случайно в конце девятнадцатого и начале двадцатого века нацистами была раскручена идея о немцах  о как расовой группе, ведущей происхождение от ариев; изображение их как мужественных и благородных  Тацитом становится полемической идеей.  Воинственная идея, обладающая большой силой.  То что она придумана, не  означает, что она не имеет исторического значения.  Таким образом, чтобы понять, кто такие вестготы, нужно учитывать понятие фиктивного этногенеза.
      С другой стороны, есть не так уж много доказательств того, что
 они сами развивают это понятие общего предка.  Формирование этого этногенеза происходит от контакта с римлянами. Конечно народы, которые вступают в контакт с теми, кто более цивилизованный, чем они, то есть обладают письменностью, живут в городах, имеют обширную торговлю и администрирование, эти варварские народы захотят  отделить себя от римлян. Этому, между прочим, способствует то, что многие из этих варваров являются приверженцами арианства. Они используют религиозные различия, как существенный элемент своей идентичности.
  Как я уже говорил, варвары приобщались  к Империи в виде союзнических войск, федератов, и беженцев. 
 Оплата федератам производилась из части доходов от налогов (так называемые гостевые). 
Таким образом, у вас имеется сенатор в Бургундии. Некоторые дружественные бургундские войска располагаются на вашей земле. И вы даете им гостевые, то есть одну треть налоговых поступлений империи или, может быть, одну треть всех ваших регулярных  частных доходов.
    Подобный вид компромисса стоит денег, но таков один из способов римской элиты выстраивать отношения с варварами - сотрудничать с ними.
     Римские аристократы, крупные землевладельцы, шли на различные компромиссы с вождями варваров.  Одним из таких компромиссов было образование варварских царств.
Нам известно, что вестготы были на Балканах во времена сражения под Адрианополем в 378 г.   Мы знаем также, что они разграбили Рим в 410 г. и двинулись по Италии в сторону Северной Африки в надежде захватить зернохранилища.  Однако, не обладая флотом, им пришлось отказаться от этой затеи, и они продолжали бродить по Италии. В конце концов, они осели  в южной Франции, откуда их вскоре изгоняют франки. В 506 г. франки, управляемые династией Меровингов, разбивают вестготов.
 Вождь франков Кловис получает дары от императора Восточной Империи Анастасия, находившегося в Константинополе.  Согласно Григорию Турскому, биографу Кловиса, вместе с разными одеждами и побрякушками Кловис получил
 от Анастасия титул консула.
Кловис надевает подаренные одежды  и  разбрасывает монеты народу, согласно обычаю вновь избранных императоров. При этом это не означало зависимость
 от императора Восточной Римской империи. Это были скорее символические жесты.   У Восточной империи появится желание вернуть утраченные
территории  западной империи в шестом веке, когда отразит атаки своих противников и почувствует свою мощь.
В 500 г. самой значительной силой варваров являлись остготы, занимавшие Италию, самую существенную и развитую экономически и культурно часть Западной Римской Империи.
Остготы находились поблизости от Чёрного моря, и они  пришли на Балканы. 
Они безуспешно пытались взять  Константинополь в конце пятого века.
Византийский император склонил их двинуться в Италию, чтобы покончить с Одоакром, который возглавлял успешное вторжение в западную Империю
в 476 г.  и положивший конец, по общему мнению, существованию западной Империи как значимого государства.
 Остготов  возглавлял харизматичный вождь Теодорих, монумент которому до сих пор можно увидеть в Равенне. 
     Римское образование выжило в Италии. Оно достигло своего последнего расцвета при содействии двух личностей: Боэция и Кассиодора.
 Эти две ключевые фигуры сыграли значительную роль в сохранении классического образования. Боэций стремился познакомить с греческим языком людей, которые могли только читать по-латыни. Он задумал проект по переводу всего Платона и Аристотеля на латынь. Он начал делать своего рода вводный учебник.  Однако этот проект не был завершен.   Теодорих обвинил Боэция в сговоре с Византийской империей, с целью его, Теодориха, свержения.
 Год он провёл в тюрьме, в течение которого он написал философский труд "Утешение Философией", и был казнён.
 Кассиодор также задумывает программы образования, но они больше ориентированы на обучение Латинского языка.  Кассиодор в некотором роде является основателем, или по крайней мере, приверженцем, идеи либерального искусства.
Кассиодор являлся религиозной личностью. Боэций был христианином, и он писал на христианские темы, но "Утешение философии", что интересно, является стоическим произведением, содержит очень мало явно христианского.
    Касиодор был первым кому в голову пришла идея привлечения  монахов к копированию и размножению рукописей.  Таким образом, монастырям
суждено было стать хранителем культуры во времена варварского господства.
  Либеральное искусство понималось как нечто  не имеющее непосредственной практической  пользы, а способствующее просвещению, которое, как вы понимаете, в шестом веке подразумевалось как знания о Боге и божественном. 
   Нельзя сказать, чтобы Библия представляла собой свод всеобъемлющих знаний, но она полна загадок. Это странное произведение, требующее знаний и толкования. Для того чтобы совершать богослужения, например, требуется определенные знания: знать, когда праздновать Пасху, знать фазы луны, знать, какой сегодня день. В то время монахи ещё не имели часов и мобильных телефонов.
   Необходимость в некоторых практических знаниях требует привлечения абстрактных понятй, таких как концепция о движение планет. 
  Именно этим и занималось либеральное искусство, которое сохранялось в царстве остготов.   Однако, судьба Боэция показывает некоторый дуализм варварского патронажа культуры.   
  Если Касиодор и Боэций в шестом веке, Исидор Севильский в седьмом, а Беда и Алькуин в восьмом веках были единственными  значимыми в культурном отношении личностями, то это наводит на определённые размышления.
 Хочу предложить вам немножко подумать над следующим выбором: вы предпочли бы чтобы ваше имя находилось в  листинге среди двухсот лучших писателей в стране, которая  насчитывает десять тысяч  очень хороших писателей; или вы хотели бы быть первым писателем в стране, в которой имеется только четыре приличных писателя?
    Теодорих являлся великим правителем, но его проблема заключалась в том, что является типичным для многих из этих варварских групп: ему приходилось держать своё меньшинство вместе.  Варвары пришли в города Италии, чтобы сохранить их и наслаждаться их богатствами.   Остготы составляли незначительную часть от общей численности населения. Теодорих должен  был держать их вместе, но он также должен был успокоить римлян.
   Так что это было опасным местом для варварских правителей.
Одоакра уже свергли. Это было благом для Восточной империи.
И действительно, после того как Теодорих умер в 535 г., вскоре после этого Византийская империя, Восточная Римская империя, вторглась в Италию и опустошила её в ходе её завоевания в ходе двадцатилетней войны. 
В Северной Африке вандалы  обитали в той части, которая теперь является Тунисом и Восточным Алжиром.   Когда мы говорим о Мавританском царстве, то мы имеем в виду не завоевателей, а пустынных жителей, и это царство теперь  принимают за бывшую составную часть Римской империи, которая потеснила вандалов.
  С вандалами труднее было договориться, чем с остготами. Вандалы были упёртыми приверженцами арианства. Они преследовали римскую элиту, включая епископов.  При этом они имели прочную систему управления, обладали флотом, их военная организация позволяла им несколько раз грабить Рим в пятом веке.
  Однако их сильно потеснили мавританцы, народы, проживающие в пустынных районах  Северной Африки.   
Они также были меньшинством в Римской империи. И они, как правило, враждовали друг с другом. Распри характерны для варварских царств. В данном случае они подогревались в частности арианской ересью.
 И поскольку их достаток сильно зависел от грабительских вторжений на чужую территорию и приобретения не трудовых  доходов(впрочем, некоторые считают грабёж довольно тяжким трудом), то у них не было стимула ломать голову над тем как заставить свою экономику работать более эффективно.
Вандалы будут изгнаны из Северной Африки, или фактически уничтожены как народ, Восточной Римской империей в конце 520х, ранних 530х годах.
Если, к примеру, взять  Британские царства, то есть кельтские царства, чьими остатками являются Уэльс, Шотландия. Англосаксы прибывают с материка, начиная в 440х годов. Это является первым случаем, когда Рим уступает.  Римляне отводят свои войска, хотя и боятся, что Галлия будет падёт следующей.
На этой территории влияние Рима не было слишком сильным, римляне составляли меньшинство, в отличие от германского, кельтского населения, которое смешивалось с захватчиками или бежало  на запад, в независимые Британские царства.
   Мы не знаем о том, что происходило в Британии в то время, потому что это находится в ещё более густом тумане, чем быт вандалов в Северной Африке и остготов в Италии.  Письменные источники на латыни почти отсутствуют.
 Вестготы, которые начали с нашествий на Балканы в конце 4-го века,
 в 506 г. контролируют большую часть Франции, на юге и западе в частности, и просачиваются в Испанию. В описаниях Григория Турского мы видим, как франки вытесняют вестготов. 
В Бургундском кодексе мы видим  социальное расслоение общества, противопоставление рабов свободным людям. 
Почему в кодексе столько внимания уделяется волосам?   Длинные волосы, как говорится в книге, становятся символом высокого статуса.
Все Меровингские короли носили длинные волосы.   Когда их свергают Каролинги, то они обрезают их волосы и запирают в монастырь 
 Бургундский кодекс был составлен между 483 и 532 годами. Он создавался  этапами.  Бургундцы были более романизированы, чем остготы.
 Они стремились если не стать римлянами, то, по крайней мере, быть ассимилированными римлянами.   Например, они, так же как и вестготы,имели
 свой собственный свод законов на латинском языке.  Они писали также своего рода свод законов для римского населения. Поскольку у этих общностей были разные кодексы, то это вызывало некоторое замешательство при рассмотрении конфликтов, возникающих между  римлянами и бургундцами.
  Бургундский закон сам по себе был подвержен римскому влиянию.
Например, в главе 18, посвящённой деяниям, произошедшим по случайности, мы читаем, что, если собака укусит человека при отсутствии хозяина,  человек в результате укуса умрёт, то хозяин собаки не подлежит смертельной расправе.
  Хотя, как вы помните, обычай родовой мести требовал воздавать смертью за смерть абсолютно симметрично, то есть в данной ситуации хозяин собаки должен быть убит братом погибшего или каким-либо другим родственником.
  Что касается кровной мести, то она допускается законом, но мести, посредством убийства, подлежит только непосредственно убийца, а не его родственники.
 То есть если я убиваю человека из вашего клана, то члены клана могут (по закону) убить только меня, но не моего брата, отца и т. д.
В кодексе много говорится о вире, компенсации за пострадавшего.
 Кодекс устанавливает, сколько и как платить, в зависимости от того,
был ли пострадавший  высоким специалистом или крестьянином.
Например, в главе X читаем: "Если кто-то убивает раба, варвара по рождению, обученного  домашнего слугу или гонца, пусть уплатит 60 солидов. Но 200 солидов, если раб является квалифицированным ювелиром. "  Далее указывается 40 солидов за плотника, и так далее.
Половину положенной за убийство человека суммы вы, согласно кодексу, можете оплатить отрубив себе руку. То есть если вы убили кого-либо и вам положено заплатить 100 солидов, то отрубив себе руку, вам остаётся оплатить лишь пятьдесят.
В  западной правовой традиции, если вы покалечили меня. Это является преступлением против мира, и государство наказывает преступника.
Только сравнительно недавно было введено понятие прав жертв,
  реверсия назад к понятию, что преступление действительно повреждает не только государство или правительство или мир, который мы все воспринимаем как должное, но и непосредственно пострадавшего.
  В уголовном кодексе Коннектикут установлено наказание за таскание за волосы. Если кто-то хватает свободного человека за волосы двумя руками, то наказание будет больше, чем если бы его схватили одной.   Эти представления  предусматривают наказание и компенсацию за общественное посрамление.
В гл. 4 говорится о наказании раба за воровство через битьё или смертную казнь.
 За то же преступление свободный платит штраф.
  Компенсация за ущерб, причинённый свободной женщине, платится самой пострадавшей; но если свободный человек причинил ущерб служанке- рабыне, то платит компенсацию её хозяину, так как рабыня является собственностью.
 В своде законов ощущается приоритет интересов мужчин над интересами женщин.  Например, в гл. 34 говорится, что если женатый мужчина сбежит от жены с другой женщиной, то выплатит штраф; но если замужняя женщина сбежит  от мужа с другим мужчиной, то будет задушена до смерти.   Налицо вопиющая несправедливость, надо сказать.
   Я думаю, этого достаточно, чтобы почувствовать дух  Бургундского кодекса, а на следующей лекции мы рассмотрим Восточную Римскую Империю, и почему она не только выжила, но и, в отличие от западной, процветала.


[end of transcript]