Когда не знают, что делать

Семён Гильман
КОГДА НЕ ЗНАЮТ ЧТО ДЕЛАТЬ

Михаил Прохоров хитрит!
Один из выдающихся российских промышленников, Михаил Прохоров, которого , конечно, уже зачислили в евреи, пошёл в политику. На днях он выступал на радио «Эхо Москвы» и отвечал на вопросы Алексея Венедиктова и журналистки Татьяны Фельенгауэр. Он в частности объяснил, что имел в виду, когда призывал изменить трудовое законодательство в России. Оказывается, чтобы желающие могли работать больше часов и больше зарабатывать. Всё добровольно. Это когда цены поднимали по просьбам трудящихся. Или когда во время перед перестроечного кризиса те же трудящиеся обратились к партии и правительству с горячим призывом увеличить трудовой день до десяти часов и забрать один выходной. Вот такая философия.

Работай больше, получай меньше!
А что под водой? Что стоит за этим намерением? Перейдём к Америке. Нам здесь понятнее. При колоссальной безработице в стране республиканцы и другие очень озабочены ростом производительности труда. Понятно, что у чиновников нет производительности труда. Она есть у производителей чего нибудь. Так вот эта производитнльность растёт в том числе за счёт удлинения рабочего дня. За счёт сверхурочных часов. При этом растёт заработная плата работников, но и налоги-другая шкала. На эти дополнительные деньги уже не распространяются  всякие дедакшин, нижние градации налогов и т.д. Кроме того и ранее и особенно теперь власти и руководство корпораций хотят исключить эти деньги из пенсионной базы. Фактически работники за свою сверхурочную работу получают не больше, а меньше, чем за основную. При этом этим работникам всегда пеняют, что они и так много зарабатывают и повышать им зарплату-грешно.
Ещё они выходят из категории малооплачиваемых и теряют даже гипотетическую возможность получать что-то от властей в качестве социальной помощи. Они сами становятся спонсорами малоимущих настоящих и притворяющихся. При этом количество рабочих мест сокращается, количество иждивенцев растёт и власти всех уровней опять же стараются общипать этих любителей работать для того, чтобы содержать всех остальных, да и самих себя тоже. Ну а насчёт добровольности, то в России с добровольностью всегда было всем всё ясно. В Америке тоже. Если администрации будет необходимо, чтобы люди больше часов работали, они будут «добровольно» работать сколько понадобится. У администрации есть огромный инструментарий. Наоборот, сейчас время для сокращения рабочей недели или рабочего дня, и на этой подвижке увеличить занятость.
Как политик, Прохоров выглядит очень осторожным и весьма наивным. Вообще можно ожидать, что он провалится на этом поприще. Но, как экономист, он сказал умную вещь. Он считает, что сейчас в мире происходит системный кризис. Почему-то Венедиктов с компаньёнкой за эти слова не зацепились. А ведь это главное.

Системный кризис
Это словосочетание должно было бы стать главным слоганом всех разговоров по поводу экономичесского кризиса. Но не стало. Что говорит о том, что даже специалисты ещё не уяснили глубину и сложность проблемы с которой столкнулся весь мир.
В США тоже кое-кто кое-когда говорит о системном кризисе, но вскользь и не акцентированно. Когда говорят о системном кризисе, то нужно понимать, что это мировой кризис. Это значит, что все экономические и финансовые формы взаимодействия между экономиками разных стран зашли в тупик, что дальнейшее успешное функционирование этих схем не возможно, что неработоспособность систем ведёт или к стагнации мировой экономики, или к глубочайшей депрессии.
В этих условиях без замены системы, все попытки искусственного расширения занятости населения приведут только к бессмысленному проеданию отпущенных средств.Нынешние подходы Президента Обамы и его оппонентов –республиканцев обречены на неудачу. Нельзя лечить заражение крови вливанием крови доноров. Или вспомним знаменитое высказывание Генри Форда в 1929 г. во время той депрессии.Он задал вопрос:  «Может ли миллион долларов спасти от миллиона убытка?»  И ответил:  «Нет не сможет, новый миллион будет вложен в систему, породившую прежний убыток. В ту же организацию, при тех же руководителях.» Таким образом возникает главный вопрос: где взять других руководителей и как изменить организацию? Т.е. как изменить мировую экономическую систему! Во времена Форда и Франклина Рузвельта выход был получен в результате мировой войны. Сегодня это было бы самоубийством.
Все попытки решить проблему безработицы старыми способами, т.е. за счёт государственных средств, вложенных в развитие или обновление инфраструктуры ни к чему не приведёт. Методы времён Рузвельта уже не годятся. Эти деньги будут вложены неэффективно, будут разворованы, как обычно, и не дадут отдачи. Искусственное поощрение малого бизнесса тоже ложный путь. Сфера обслуживания перевозбуждена. Малые компании производственного профиля не состоятельны в противостоянии с бизнессом бедных стран. Бизнесс должен возникать на волне спроса. Сейчас спрос не растёт, он падает. Американцы теряют доходы, инфляция, налоги, рост цен сжирают сбережения. Безработным не до покупок. Каждый год в ряды пока ещё незарегистрированных безработных вливаются новые миллионы молодых людей.

Формула «Товар-Деньги-Товар» разорвана посередине. Долги граждан зашкаливают. Банки опасаются давать кредиты. Делать это под гарантии государства? Глупее не придумаешь. Опыт есть, тот же пузырь недвижимости, созданный совместно государством и банками, привёл к многотриллионным потерям. Когда Джордж Буш стал президентом, в стране начиналась рецессия. Чтобы спасти президентство искали решения. Выход был в двух войнах, которые казались лёгкими и краткосрочными с потенциалом окупаемости и в строительном буме, под лозунгом «Даёшь Американскую мечту». Просчитались. Войны краткосрочными и окупаемыми не получились. Каждый убитый террорист обошёлся США в вагон золота, а за «мечту» многих миллионов американцев сейчас расплачивается вся страна. Хотели обмануть экономику. Не вышло. Экономика мстит за обман. Кризис всё равно наступил бы. Позже и более спокойно.

Кроме президентов, членов Конгресса, финансистов, экономистов, разведчиков, винить нужно университеты. Глядя и слушая наших экономистов и сенаторов с конгрессменами, понимаешь, что эти «выдающиеся американские университеты» в чём то очень невыдающиеся, недалёкие, их выпускники страдают куриной политической и экономической слепотой, гражданской импотенцией, они как старые радары не видят за горизонтом.
Истерические вопли типа: «Остановим Обамовщину и развал страны» годятся для олигофренов. За деньги можно кричать, что угодно. Сегодня «панфиловцы» не нужны. Они вредны! Нужны уравновешенные, объективные люди с честной гражданской позицией и ясным умом, обладающие и разумом и волей.

Рецепты
Я заканчиваю статью большой цитатой из статьи Владимира Волкова из журнала «Большой Бизнесс»: «Но если даже более умеренные и «привычные» инициативы –сокращение бюджетных дефицитов, повышение налогов, списание части долгов и прочее, и были бы аккуратно реализованы, все равно они вряд ли были бы способны радикально решить нынешние проблемы западных экономик. Дело в том, что все они – реализуемые и гипотетические — не что иное как попытка ответить на современные вызовы в рамках старой экономической парадигмы, основанной на идее поддержания постоянного экономического роста, к тому же начисто игнорирующие системный характер нынешнего кризиса. А именно тот факт, что прежняя экономическая модель, основанная на кредитной экспансии и «вскрывании» новых рынков в рамках западного глобализационного проекта, дошла до своих пределов и исчерпала возможности обеспечивать этот самый рост.
Этим и объясняется то, что все предпринимавшиеся правительствами Европы и США антикризисные меры, включая денежную накачку рынков, проведение сверхмягкой денежной политики и тому подобное, дававшие неплохой реанимационный эффект в прошлом, на этот раз приводят к мизерным результатам. Но для них, как и положено застарелому наркоману, требуются все более сильные инъекции. Однако повышать «дозу» западным правительствам уже некуда. Продолжение прежней антикризисной политики – а другой у западных правительств сегодня, кажется, нет —  неминуемо приведет к надуванию новых пузырей, взрывы которых еще больше дестабилизируют ситуацию и затруднят выход из кризиса, или к гиперинфляции, которая окончательно доконает «больного».

Это один – и, кажется, пока самый вероятный, – из возможных путей рассасывания нынешних проблем, разумеется, если исключить вероятность начала новой мировой войны, ставшей ужасным решением прошлого подобного (хотя и с известными оговорками) кризиса в середине прошлого века. Впрочем, есть и другой: признав, что нынешний кризис - кризис отжившей системы, оставить бессмысленные попытки врачевать еле живое тело старыми примочками, которые больше не лечат, но только усугубляют течение болезни.

Это потребует не только достижения беспрецедентного уровня мирового консенсуса, но и создания новой интеллектуальной основы, на которой будет строиться экономика будущего, где принцип поддержания постоянного роста — особенно в свете нарастающих ресурсных ограничений — возможно, уступит место какой-то иной концепции. До сих пор серьезная профессиональная дискуссия на эту тему толком даже не начиналась. Самое время ее начать.»
Я привёл эти рассуждения, которые полностью совпали с моими собственными. Вот только, кто же и где эти интеллектуалы, которые выработают новую основу? И сколько времени можно отвести на обсуждение?

Моё мнение: мир должен вернуться к старой естесственной модели национальных экономик. Глобализации и эксплуатации бедных стран должен быть положен конец. Для этого нужно обуздать жадность бизнесса. Кооперация должна производиться путём традиционных торговых договоров. Прекратить безумную гонку вооружений и энергопотребления. Прекратить безумное расточительство материальных и человеческих ресурсов. Создать контролируемую международным сообществом межнациональную валюту, которая исключит злоупотребления  в международной финансовой сфере и эксплуатацию других стран. Изменить моральный и нравственный вектор развития человечества. Очеловечить человека, а не развращать его, превращая в уродливое существо с безудержными желаниями благ и развлечений.
Здесь уместно обратиться к высказываниям Папы Бенедикта XVI из предыдущей статьи: «Экономика не работает при саморегулировании рынка и нуждается в этике... Человек должен быть в центре экономики, экономика не может исчисляться лишь увеличением прибыли». Реформировать ООН, сократив её аппарат и сделав её инструментом развития, а не политических спекуляций. Малые страны должны занять, подобающее им по значению, совещательное положение. Но всё это только мои фантазии. А время идёт.