Как не надо переводить часы

Юрий Маков
      В наших "верхах" никак не могут определиться, переводить часы зимой и летом или нет. А моряки дальнего плавания сталкиваются с этим в каждом рейсе. Иногда и даты "передёргиваем", и ничего!
      Был в моей практике случай.

      Конец ноября 1972 года.
      После окончания мореходки я попал на т/х "ПРИМОРЛЕС" матросом. Стоял ходовую вахту с третьим помощником капитана с 08.00 до 12.00 и с 20.00 до 24.00, с перспективой принять у него дела.

      Что бы у читателя в дальнейшем не  сложилось мнение, что я привираю, нужны пояснения.
      Капитан (не буду называть его, так как человек уже давно покинул этот мир) сделал карьеру от матроса до капитана на ОДНОМ пароходе типа "ЛИБЕРТИ", построенном для СССР в США во время войны. А так как судно было старое, то дальше Чукотки и Японии оно не ходило. Работа на Чукотке дает огромную морскую практику и я не сомневаюсь, что в этом деле он был "дока". Но,...наше судно шло на Канаду под погрузку пшеницы.
      Третий помощник капитана, Дмитрич, был тоже не молод, и несколько лет проработал шкипером за Полярным кругом. Закончил "вышку" и начал карьеру с низов. Морское дело знал "отлично", но в загранрейсы ходил мало.

      Путь из Владивостока проложили через Сангарский пролив, так как над Охотским морем стоял глубокий циклон.
      Далее через Тихий океан по "дуге большого круга", поднимаясь почти до Алеутских островов.  Погода стояла мерзопакостная, то мелкий холодный дождь со снегом, то сплошной туман.

      В одну из вечерних вахт Дмитрич протянул мне секундомер:
      -"Пущен  ровно в двадцать один ноль-ноль, Пройдись по судну и переведи стрелки всех часов на один час НАЗАД."
      Тут же при мне сделал "это" с часами на мостике.
      Я с удивлением смотрел на него, ожидая, когда он исправит свою ошибку.
      Дмитрич не понял немого вопроса: "Тебе что-то не понятно:"
      - "Надо переводить ВПЕРЁД, ведь мы же идём на ВОСТОК!"
      - "А капитан сказал, что НАЗАД..."
      - "Наверное, оговорился.  Позвони ему.
      (Надо заметить, что кэп жил на судне обособленно и общался с экипажем редко, только по работе.)
      Желание звонить у "третьего"  не было.
      Я объяснил свои доводы:
      - "Когда мы идём на Камчатку или Чукотку, куда переводим время?"
      - "Вперёд."
      - "Вот видишь! А почему на Канаду надо переводить назад?"
      Довод подействовал и Дмитрич ушёл в штурманскую, где стоял телефон.
      Через пару минут он вылетел оттуда красный и злой:
      - "Иди, переводи НАЗАД! Ведь мы же потом будем менять ДАТУ! Из-за тебя получил от капитан..."
       Теперь моя совесть была чиста.
      Через пару дней часы перевели ещё НАЗАД,  потом ещё.

      Всё это время шли "по счислению" без точного определения места судна, так как берегов не было (GPS  тогда ещё не знали), а радио-технические средства давали большую погрешность.
      Я ждал Солнца как "манны небесной". Только эта "проверенная временем старушка" покажет ИСТИНУ.
      И ОНО вышло!

      С подъёмом в 7 утра было светло и солнечно. И это в декабре в районе 50-й широты!
      Утром на мостике было много народа.
      Капитан дал распоряжение 3-ему помощнику посчитать время кульминации Солнца.
      Поясню, что в момент нахождения Солнца в высшей точке, "в зените", можно определить и широту и долготу наблюдателя, то есть - судна.
      Дмитрич залез в справочники.
      Минут через пять он вышел из штурманской с удивлёнными глазами:
      - "А  кульминация уже прошла..." (напомню, по судовому времени было восемь с минутами  утра).
      Я ушёл на крыло мостика, что бы не присутствовать при "разборках" начальства.

      Все следующие вечера стрелки судовых часов переводились ВПЕРЁД на ДВА часа, и к приходу в порт Виктория судовое время совпало с местным.