Случай в школе

Жанна Арефьева
  Мы были выпускниками десятого класса обычной советской школы, которая носила и носит имя Генерал-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Михайловича Карбышева. Его бюст находится в школьном дворе. Надо сказать, что теперь он выглядит наряднее и свежее, нежели в те восьмидесятые, хотя табличка с его именем, первоначально крепившаяся к постаменту, видимо давно нашла своё непочётное место в пункте приёма металлолома.


  Перед празднованием 9-го мая в школах проходили митинги, посвящённые дню победы. Тогда школьники точно знали, что это за праздник, кто победил в войне и когда она была. Работали ещё учителя, пережившие её, приходили на встречи ветераны нарядные праздничные старики, которые с гордостью выступали перед детьми на линейках - ведь когда-то именно они отстояли наше право на жизнь. Говорились речи, звучали слова поздравления, песня "День Победы", мы подпевали, настроение замечательное, мирное небо над нашими головами, хотя во всю шла война в Афганистане.


  Из кабинета Военной начальной подготовки выдавались макеты автоматов, наверное из тех, которые мы разбирали и собирали на уроках. Десятиклассники занимали боевой пост перед памятником замученному в плену генералу-мальчики с автоматами, девочки кажется без оружия, просто в парадных формах. Красиво и празднично.


  И вот один из моих одноклассников, получив в руки макет оружия, без задней мысли, сделал вид, что прицеливается в другого. Это не осталось незамеченным взрослыми. Кто из учителей увидел, я не знаю, у меня, наверное был такой шок, что я вообще мало помню тот случай, несмотря на свою замечательнейшую память всех школьных событий.

 
  На парня практически было заведено дело, стоял вопрос об исключении из комсомола и, возможно, из школы. Советский школьник НЕ МОГ НАСТАВИТЬ ОРУЖИЕ НА ЧЕЛОВЕКА! Иначе он переставал быть человеком. А шёл месяц май, предэкзаменационная пора, дальше вручение аттестатов и новая жизнь - долгая и бурная! Наш одноклассник рисковал остаться за бортом всех этих прелестей и радостей. Дело набирало обороты, в классе было собрание даже...А потом всё замяли. Тихо-тихо спустили на тормозах, потому что отец мальчика работал не где-нибудь, а в самом всемогущем Комитете Госбезопасности. Это, и только это спасло парня. Повезло, так сказать.


   Сегодня, смотря кадры, как сопливые девочки, веселясь,ловко готовят адскую смесь, от которой через час начнут гибнуть люди, я думаю, не у тех что ли они учителей учились, не те книжки читали (и читали ли вообще???). Тогда нам казалось, что взрослые перегибают палку из-за этих макетов, ведь не настоящее это было оружие! Но хранилось оно в сейфе под серьёзным замком в кабинете с сигнализацией, чтобы никто не взял без спроса и не воспользовался даже в целях устрашения.


   Что-то изменилось в нас всех. Кажется, что мы уже перевалили точку невозврата. Можно жечь георгиевские ленточки в Вечных огнях, можно отбирать у беспомощных стариков их боевые и трудовые награды, можно стрелять в живых людей и жечь их огнём. Можно всё...