Терра Немец или забытая родина Рюрика

Хотислав Мелник
Домашняя диссертация любознательного обывателя
 
     Во многих древнеславянских летописях описывается воинственное племя варягов, земля которых находится за морем. В некоторых летописях говорится, что это племя – суть Русь, то есть одно из многочисленных русских племен. К тому же они называются немцами, иногда пруссами. В летописях даются пояснения о месте нахождения этой земли: для того, чтобы попасть в немецкую землю, нужно идти «за море».
     Поскольку существует в настоящее время несколько научных версий о месте обитания заморских варягов-немцев, я решил провести собственное исследование по первоисточникам – древним летописям и старинным картам, благо, сейчас есть доступ к их огромному числу. Если эту землю мы найдем по старинным источникам, то, я думаю, идентифицируем и по современным картам. Тогда-то мы с вами точно узнаем, откуда был призван править Русью варяг Рюрик.
     Жители России или бывшего Советского Союза называют жителей Германии немцами, а жителей Чины китайцами. Сами германцы себя не называют немцами, так же, как и жители Чины/Чайны не называют себя китайцами. Почему чинцев называют китайцами можно прочесть в моем исследовании «Идентификация Камбалыка или Куда ходил Манас в великий поход». А вот, почему только у нас германцы называются немцами? От того ли, что немы или язык непонятный? В таком случае любой другой иностранный язык также был бы не понятен русичам. Однако немцами называют только германцев. Их земля в старинных славянских летописях называется Немец. Белорусы называли ее «нямеччына» (неметчина). Так, где же она все-таки была? Попробуем разобраться.
    Супрасльская летопись сообщает, что в 862 году нашей эры восстали кривичи, словяне, меря, чудь на варягов, изгнали их за море, не дав им дани, и стали сами своей землей владеть, строить города. Но не было между ними правды, встал род на род, и была между ними рать великая. Решили они сами по себе: поищем князя себе, чтобы владел нами и судил бы по правде. И послали они за море к варягам, к руси, которые зовутся Русью. Посланники сказали, что земля их добра и велика, изобильна всем, а нарядника в ней нет, пойдете ли ныне к нам княжить и владеть нами? Собрались из Немец три брата со своими родами и взяли с собой дружину свою. Пришел старейший из них Рюрик и сел в Новгороде, а Синеус, брат его на Белоозере, а Трувор, брат их в Изборске 1).
   Из Сказания о Словене и Русе и городе Словенске (Полное собрание русских летописей. Т. 31. Л., 1977) узнаем о том, что премудрый князь Гостомысл, который правил в Новгороде, состарившись, призвал к себе властителей русских земель и дал им наказ: по его смерти идти за море в Прусскую землю и молить там живущих самодержцев, так как они из рода кесаря Августа. Пусть идут к вам княжить и владеть вами, так как не позорно покориться им и быть у них в подданстве. После смерти Гостомысла его воля была выполнена: послы от Русской земли были посланы в Прусскую землю и обрели там «курфистра» или князя великого по имени Рюрик, из рода Августа, и просили его идти к ним княжить. Князь Рюрик был умолен и пришел на Русь с двумя своими братьями – Трувором и Синеусом 2).
   Итак, согласно летописям Рюрик пришел из земли под названием Немец или Прусской земли, которая находится за морем, там проживают варяги, которые зовутся Русью, но их князья ведут свой род от римского кесаря Августа.
   Очень интересную информацию я обнаружил в Летописи по типографскому списку, которая рассказывает: когда в 6636 (1127) году умер князь Борис Полоцкий, Рогволд владел Полоцкой землей, а Владимир Новгородом. Владимир послал своего храброго воеводу Добрыню к Рогволду просить его отдать дочь Рогнеду за него замуж. Рогволд спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?» Она ответила: «Не хочу разувать робичина, но Ярополка хочу». Рогволд же пришел из Замория и имел власть свою в Полоцке 3).
   Следовательно, земля, из которой пришел Рогволд (то есть, где он ранее проживал) называлась Заморие!
   Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов (Издательство Академии Наук СССР, Москва-Ленинград, 1950) сообщает о походе 6819 (1311) года новгородцев войной в Немецкую землю за море на Емь. Они переехали море, взяли сначала Купецскую реку, села пожгли, людей и скот истребили. Потом взяли Черную реку всю, и так по Черной реке пришли к городу Ванаю, и взяли город, и сожгли его. А Немцы убежали в Детинец: так как это место было очень сильно, твердо на горе высокой, не имело приступа ниоткуда. Немцы просили о мире, но новгородцы им мир не дали, все разорили и сожгли. Потом ушли, взяли Кавгалу реку и Перну реку, вышли на море и пришли здоровы все в Новгород 4). 
   Обратим внимание, что в этой летописи указывается, что Емь находится за морем в Немецкой земле. В этой же земле был город Ванай, к которому можно добраться по реке Черной. Новгородцы некое море переехали и пришли сначала на Купецкую реку.   
   Летопись Рачинского, которая должна храниться в Отделе рукописей Библиотеки Рачинского в Познани (№ 94, лл. 235-291), сообщает о том, как литовский князь Гедимин, собрав силы литовские и русские, пошел на немцев. Немцы, лифлянты, прусы и жемойть встретили князя на реке Ошмене. Князь разбил немецкое войско, потом пошел в землю Немецкую и взял город Тилжу, и другой город Ракгнету, а также множество других городов. Землю эту опустошил, невыразимое кровопролитие в Немцах учинил и, одержав победу, с великим весельем в свою землю вернулся 5).
   Ко времени правления литовского князя Гедемина (1316-1341 годы) в земле немецкой находились города Тилжа и Ракгнета. Против Гедемина на стороне немцев были лифлянты, прусы и жемойть, которые вышли к реке Ошмене. Поскольку после Ошмены Гедемин пошел в землю Немецкую, то река Ошмена в немецкой земле не находилась.
   Слуцкая летопись (иначе Уваровская), которая должна храниться в Отделе рукописей Государственного исторического музея в Москве [Собрание А. С. Уварова, № 1381 (153)] сообщает, как великий литовский князь Витовт бежал из Крева к Немцам и Прусам, переодевшись в женское платье. Когда он был в Немцах в Марьине городе, у магистра, к нему прибыли князья и бояре литовские и он с помощью немецкою стал воевать Литовскую землю 6).
   Из этой летописи мы узнаем, что во времена правления великого князя Витовта (Князь Гродненский в 1370—1382 годах, Луцкий в 1387—1389 годах, Трокский в 1382—1413 годах), в немецкой земле (в Немцах) находился Марьин город.
   Теперь подытожим, что мы узнали о немецкой земле: она находится за морем, на ней расположены города: Тилжа, Ракгнета, Ванай, Марьин город.  Это земля варягов, которые являются одним из русских племен. Не забудем, что «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» говорит о проживании варягов в Прусской земле, правители которой ведут родословную от римского императора Августа. Князь Витовт бежал к Немцам и Прусам. Следовательно, земли немцев и прусов должны соседствовать. Кроме того, отец Рогнеды (жены киевского князя Владимира Святославовича), Рогволд пришел на Полоцкую землю из Замория, которое вероятно недалеко от полоцких земель. В немецкую землю ходили за море, а Рогволд из Замория пришел. Может, не только за море ходили, но и в Заморие?!   
   Попробуем найти сначала на старинных, а затем на современных картах Европы немецкие города Тилжу, Ракгнету, Ванай, Марьин город.
     На старинной карте из собрания Радзивиллов, которая находится в Несвижском замке (фрагмент размещен перед текстом настоящего исследования), можно обнаружить и Тилжу, и Рагнет на левом берегу Немана. Обратим внимание, что во времена так называемого Великого Княжества Литовского Тилжа не была Тильзитом, о чем свидетельствует эта карта!
      На других старинных картах до 20 века есть город Тильзит, который расположен на реке Тильжа. Это современный город Советск Калининградской области. Река, у которой он расположен имеет название - Тыльжа. Обратим внимание на изображение этой реки на современных картах или в программе Google Earth в месте ее впадения в Неман, то есть, где расположен город Советск. Мы видим изгиб реки Тыльжи, который напоминает диакритический знак старославянской письменности – тильжу (современную тильду). Признаться, я не предполагал, что Тильзит – это старинная Тилжа. Но, когда увидел изгиб реки, которая до сих пор называется Тыльжа, в месте расположения старинного Тильзита – все сомнения о месте нахождения древней Тилжи отпали. Так мог быть назван город у реки, которая изгибается как тильда.
   Город Ракгнету долго искать не пришлось – это современный город Неман на левом берегу реки Неман. На старых картах он назывался Рагнета/Рагнит/Рагайне.
   С южной стороны Немана есть город Мариамполь - современный литовский город Мариямполе. Считается, что на его месте до 18 века было поселение, называемое Старополь, а название Мариамполь произошло от монахов-мариан. В Пруссии есть город Мариенбург (современный польский город Мальборк). Летопись не говорит, что Марьин город находился в Пруссии. Следовательно, наиболее вероятным претендентом на него остается Мариамполе. От Крева (современный поселок Крево Гродненской области) Маримполе находится примерно в 200 километрах. 
   Город Ванай идентифицировать сложно. Новгородцы в средние века обычно ходили из озера Ильмень по реке Волхов в Ладогу, затем по Неве в Финский залив и далее в Балтийское море. Торговыми или купеческими были две реки: Западная Двина (современная Даугава) и Неман, по которым купеческие суда ходили к Днепру и далее к Черному морю. В 14 веке Немански гандлевы шлях (Неманский торговый путь) осуществлялся двумя путями: один из путей проходил по левому притоку Немана - Роси, затем по волоку в Ясельду и Припять (приток Днепра); второй по притоку Немана Западной Березине, по волоку в Свислочь и Березину (приток Днепра).
   В междуречье Даугавы и Немана реки под названием Черная нет, но есть одна река, название которой переводится как «черная вода» - это река Дубиса – приток Немана. Если пройти по Дубисе к ее истоку, то можно найти в этой местности деревню Вяняй. Северо-западнее от этой деревни есть город Варняй. На некоторых старинных картах, в том числе карте Руссии 16 века из картографической мастерской Меркатора в этом месте находится город Варна. Варна созвучна названию Варняй - думаю, что это она и есть. А от Ваная осталась, вероятно, деревня Вяняй. Недалеко от нее есть озеро Веню, из которого берет свое начало река Вента. 
   В любом случае Тилжа и Рагнета – это города, расположенные на немецкой и одновременно на неманской земле, то есть в бассейне реки Немана.
     Река Ошмена – скорее всего современная река Ошмянка, на которой в настоящее время расположены белорусские город Ошмяны и поселок Ошмяны (Гродненская область).
   Что же за народ проживал в принеманье, какое он имел отношение к варягам, к руси и цезарю Августу? 
   В нескольких дошедших до нас летописях: Белорусско-литовской (двух ее списках), Супрасльской, Румянцевской, летописи Красиньского, летописи Рачиньского, Евреиновской летописи и других идет повествование о том, когда, где и почему литва (литовцы) появились на русских землях. Данное событие сыграло значительную роль в истории той местности, которая нас интересует.
   Это произошло не так уж давно по историческим меркам – во времена правления римского императора Нерона, в шестидесятых годах первого века нашей эры. Князь Палемон, кровный родственник Нерона, со своим семейством, слугами, войском числом около пятисот человек и четырьмя рыцарскими семействами со своей челядью, спасаясь от гнева Нерона, вышел в Средиземное море, затем реками добрался до Балтийского моря и высадился в устье реки Неман.
   Из Румянцевской летописи (должна храниться в Отделе рукописей Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская государственная библиотека» - бывшей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина в Москве (ф. 37, № 435) можно узнать, как Палемонова компания дошла рекой Шумой в море-океан, а морем-океаном до устья, где река Неман впадает в море-океан. Потом они пошли вверх по реке Неман, в море, называемое Малое, которое также называется Немновым по причине впадения в него Немана. В Немново море река Неман впадает двенадцатью устьями, каждое из которых имеет особое название, одно из которых называется Скилия. Римские беглецы пошли этим устьем вверх и дошли до самого целого Немана, затем пошли вверх к реке Дубисе, пошли по реке Дубисе вверх. Над ней увидели горы высокие, на этих горах долины великие, дубравы роскошные, полные множества различных животных: туров, зубров, лосей, оленей, серн, рысей, куниц, лисиц, белок, горностаев и других. В реках обнаружили великое множество разных видов рыб, не только речных, но и морских, так как недалеко устье Немана, где он в море впадает. В долинах рек Дубисы, Юры и над Неманом, то есть на его правом берегу и поселились беглые римляне, начали размножаться и такое пребывание им очень понравилось. Эту землю назвали Жомойтью 7). 
   В белорусско-литовской (Жемойтской) летописи, называемой также «Кройника литовская и жмойтская», один из списков которой был обнаружен В. И. Бугановым в Государственном архиве Тюменской области (Отдел рукописных книг, № 79), в связи с чем список назван Тобольским, а второй список – ленинградский, обнаружен H. H. Улащиком в Отделе рукописей Государственной Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (F.IV.372), эта история почти совпадает, только устье притока Немана, в которое вошли корабли Палемона в ней называется Гексия. В Евреиновской летописи, также сообщающей об описанных событиях, устье притока Немана называется Якгилия.
   Обратимся к современной географической карте. Посмотрим на устье реки Неман. Действительно, часть Балтийского моря в этом месте отделена Куршской косой, образуя залив, который сейчас Куршским и называется. Неман действительно имеет множество устьев. Реки Юра и Дубиса сохранили свои названия до нашего времени – они несут свои воды в Неман с его правого берега.
   Летопись под названием «Кройника литовская и жмойтская» уточняет географические названия по пути римлян: из Межиземного моря они дошли до реки Кисага, а той рекой в самое море Окиян (может быть море Балтицкое или Венедицкое), а морем Окияном вышли к устью реки в Корлянском море, где Немен река в то море впадает (недалеко от Клойпеды или Ланела). А потом Немном вошли в море Курляндское или Немново, оно так называется, поскольку Немен в то море Курляндское впадает двенадцатью устьями, каждое из которых имеет свое название, одно из них называется Гексия 8).
   Следовательно, море Малое или Немново – это без сомнения Куршский залив.
   К полноводному Неману, а затем к рекам Юре и Дубисе скорее всего римляне шли по реке Северной/Скирвит/Скирвите. По ней сейчас проходит граница Литвы. Я думаю, что Скилия/Гексия/Якгилия – это река Скирвит. Балтийское море, как любое море, имеющее выход в океан, в стародавние времена называлось море-океан. Литва расселилась по правому берегу Немана, где его притоки Юра и Дубиса, и эта территория стала называться Жемойть (Жмойт/Жмудь/Емь).
   Жемойтская летопись рассказывает еще о том, что народ литовский в течение долгого времени с начала своего поселения был малочисленный и малозначимый. Русь имела над ним верх и собирала от них дань. Следует обратить внимание, что к моменту прихода римлян эта земля уже называлась Русью (как минимум две тысячи лет назад!). Все правящие княжата киевские земли Русской брали от них в дань веники и лыко на веревки, в связи с недостатком и бесплодием земли, которая еще не была разработана. Эта дань платилась только для того, чтобы монарх русский свое покровительство им оказывал. Потом, когда в Литве народ размножился велико, он стал переходить за реку Вилию, в Завилийскую землю, которой в тот час княжата русские владели, и там жемойты в пустынных местах стали поселяться 9).
   Итак, мы узнали, что в шестидесятых годах первого века нашей эры на русских землях за Немновым морем (Куршским заливом), по правому берегу реки Немана, до его притока Вилии (где расположен современный Вильнюс – старинный город Вильно) поселились римляне, правитель которых был кровным родственником императора Нерона. Я думаю, что эта земля – бассейн реки Немана – называлась еще и Заморием. Летописи достаточно точно указывают топонимы и гидронимы, которые связаны с важными историческими событиями. Переписчики же летописей как ни старались точно воспроизводить тексты, но в силу своей грамотности (или ее недостатка) допускали ошибки. Можно сравнить тексты летописей, которые описывают одни и те же события – всегда есть ошибки, пояснения переписчиков или различное написание названий, как правило, достаточно сходных по звучанию. Я полагаю, что многократное переписывание летописей привело к тому, что вместо названия территории за Немновым морем – «Заморие» (Заморье) – стали писать «за море», точно указывая при этом на землю Немец или немецкую. Возможно, эта «неразбериха» и породила различные версии о месте проживания Рюрика до его призвания на Русь. Однако, я думаю, что главной причиной забвения места нахождения немецкой земли был как обычно, определенный политический заказ, который в написании истории имеет, к сожалению, основную определяющую роль.               
    Сейчас мы с Вами, уважаемый читатель, начинаем понимать, откуда в действительности пришел последний Рюрик. Летописи говорят, что словене, чудь и меря (которые проживали явно севернее Немана) послали за море (не за море-океан), а в действительности, в Заморие, к варягам, которые тоже русь, и избрался (в летописях «зобрашася»/«избрашася») Рюрик с братьями из Немец, то есть с берегов Немана. Гостомысл посылал за князем также за море, в Пруссию, потому что тамошние князья вели свой род от римского императора Августа. Так что же это были за князья? Конечно, те, которые были прямыми потомками Палемона - сбежавшего из Рима родственника Нерона, который в свою очередь считался потомком императора Августа. К тому времени римляне почти восемьсот лет жили на русской территории. Понятно, что за это время их потомки смешались с местным населением – русью. Они охотно выдавали замуж своих дочерей за русских княжат и наоборот, русские князья отдавали своих дочерей в жены их князьям. Правление же немецкой землею осуществлялось из Новогородка – современного Новогрудка. Даже после уничтожения этого города Батыем, Радзивилл восстановил его и также сделал столицей своего княжества.
    Получается, что слово «немцы» образовалось вовсе не от «немого», а от неманцев. Это очевидно следует из летописей и старинных карт. По крайней мере, в тринадцатом веке нашей эры Жемойть находилась по правому берегу Немана от реки Юры до города Ковно, Литва – от Ковно до Вильно. Немецкой же называлась вся земля по левому берегу Немана.
    Впоследствии литва перешла за Вилию, на левый берег Немана. Помощь в продвижении на занеманские южные русские земли литве оказал Батый, который разорил и сжег города и замки на этой земле. Обратим внимание, что до Батыева нашествия на земли турово-пинского княжества (до 1239-1240 года) литва и русь не воевали друг с другом! Предпринял и возглавил поход на немецкие (по левому берегу Немана) и западные русские земли потомок римской шляхты Радивил (Радзивилл). В это время войско Радивила совсем не походило на красиво «упакованный» древнеримский легион или на отряд средневековых рыцарей в железной рыцарской амуниции. Одето войско Радивила было в грубо обработанные шкуры зубров, лосей, медведей и волков. Их оружием были простые луки, сделанные из дуба или лещины, пращи с мешками камней на плечах, рогатины, обожженные с одного конца длинные палки – кии. Сабли если и были, то только у гетманов. Тем не менее, Радивил стал князем опустошенных русских земель (современная территория Беларуси к югу от Немана до Волыни) и писался он титулом: Радивил Монтвилович Жемойтской и Литовской земли дедичный пан, первый великий князь русский новгородский (не Великого Новгорода, а Новогородка – современного Новогрудка) 10).
        Летопись по Ипатьевскому списку сообщает, что в 1276 году Прусы были в неволе от Немцев, они пришли к литовскому князю Троидену, который их принял к себе и посадил часть Прусов в Гродно, а часть в Слониме (территория современной Беларуси) 11).
     Эта же летопись сообщает, что после смерти в 1289 году князя Владимира (сына Василькова, внука Романова крещеного перед смертью именем Иван) на его престоле сел брат князь Мстислав в самый великий день месяца апреля, в первый день (1290 г.). Он начал княжить после брата своего, правдолюбием светясь ко всей братии своей и к боярам, и к простым людям. И была радость великая тогда людям, словно воскресение Господне: этот князь в свое правление мир держал с окольными сторонами: с Ляхы, и с Немци с Литвою. Удержал землю свою вольной от Татар, Ляхов, Литвы. Тогда же Литовский князь Будикид и брат его Будивид отдали князю Мстиславу город свой Волковъ;йск (в настоящее время Волковыск Гродненской области), чтобы с ними мир держал. В это время князь Мстислав находился в Берестье, в котором его брат Владимир построил церковь Святого Петра и «столп» каменный (башню) 12).
     Следовательно, когда князь Мстислав унаследовал Пинско-Волынское княжество, окольными (пограничными) землями по отношению к его княжеству были Ляхы, Немцы и Литва. Эти Немцы были явно не германцами, так как за землей Ляхов, в месте, где в Буг впадает Наров, и далее по Нарову на север находились «Ятвязи» (Ятвяги), их главным городом был Полтовеск/Полтеск (современный Пултуск), а южнее Ляхов, вдоль по Висле   находились Мазовшане, южнее которых были Чехы. На сенверо-восток от Ятвягов находились Прусы (их город Тванское/Твангсте/Кёнигсберг/Калининград), а в левобережном принеманье – Немцы (их города Тилжа, Рагнета).   
    Когда же на берега Немана пришел Тевтонский Орден, то неманцы совсем «онеметчились», в смысле «огерманились». Немцы стали воинственным племенем, которое забыло, что и в них есть русская кровь.   
   Древние славянские или русские названия немецких городов были искажены иноязычными римлянами и впоследствии их смысл был позабыт. Так, город Тилжа (Тильжа), названный по одноименному названию реки, похожей в месте своего впадения в Неман на тильду, превратился в Тильзит (современный Советск).
     Построенный в незапамятные времена город Тванск/Тванское был назван из-за его расположения в тванском месте. Твань – старорусское слово, обозначающее топь, топкое место, сохранилось в белорусском языке и гидронимике России (речки Тванки). Впоследствии Тванское стало Твангсте, ну а потом Кёнигсберг и Калининград.   
   Официальная западная историческая наука полагает, что на прибалтийских землях и вплоть до Московии изначально проживали племена неких «балтов» (по названию Балтийского моря). Однако, как поясняет известный историк Мария Гимбутас в своем труде «Балты. Люди янтарного моря», название «балты» впервые появилось в исторической науке в 1845 году. Оно было придумано как общее название народов, говоривших на родственных языках: древних пруссов, литовцев, латышей, шелонян. Жителей бассейна реки Шелоны в некоторых летописях, описывающих события 14 века нашей эры и последующие, называют немцами. Находящийся на реке Шелоне город Порх, то есть современный Порхов, с момента завоевания его неманскими потомками римлян считался немецким.
   Так что древние «балты» - это все равно, что древние «укры»! Да и море Балтийское ранее Венедицким было. Не стоит заблуждаться относительно древнейшей истории народов, в частности, первичных мест проживания. Перетягивание на себя чужого одеяла ни к чему хорошему не приводит – это всегда ненависть и войны.
     В своем самом первом исследовании «Латырь-Камень Бел-Горюч… сказка…?» я пришел к выводам, что все люди во всем мире тысячелетиями смешивались между собой. В каждом из нас коктейль генов нескольких рас. Границы изоляции рас исчезли окончательно не менее пяти тысяч лет назад, во всяком случае, после Троянской войны. Поэтому как бы кому ни хотелось считать свою нацию более чистой, первозданной, превосходящей над другими – их версии и даже теории никогда не будут соответствовать действительности!
     Великий российский ученый, глубоко уважаемый мной Анатолий Николаевич Кирпичников недавно в одном из фильмов о Старой Ладоге сказал: «Читайте летописи, господа!».      
                ***
________________________________
ПРИМЕЧАНИЯ:
     1) «…B лЂто 6370 [862]. Восташа кривича и словяне, и мера, и чюдь на воряги, изгнаша их за море и не даша им дани, и начаша сами владЂти, и грады ставити, и не бЂв них правды, и въста род на род, и бысть межи их рать велика. И рЂша сами в собЂ: «Поищемь князя собЂ, што владел нами и судил бы во правду». И послаша зо море ко варягомь, к руси, сице бо зовяхуся к Русью, И рЂша им вся: «Земля наша добра и велика есть, изобилна всимь, a нарядника в неи неть, то нынЂ поидете к намь княжити и владЂти нами». И зобрашася из Немець три браты и c роды своими, и поняли изь собою дружину свою. И пришед стареши Люрикь сел в Новегороде, a Синеусь, брать его, на БЂлеозере, a Триур, брать их, во Зборце, и начаша воевати всуде…».
    2) «… Егда ж сии (Гостомысл) во глубокую старость прииде и не могий уже разсуждати, ниже владети таковыми многочисленными народы, ниже утишити многомятежных междоусобных кровопролитий в роде своем, тогда убо он премудрый, седый умом и власы, призывает к себе вся властели ру-ския, иж под ним, и рече к ним осклабленым лицем: "О мужие и братие, сынове единокровницы, се аз уже состарехся вельми, крепость моя изчезает и ум отступает, но токмо смерть. А се вижду, яко земля наша добра и всеми благими изобильна, но не имать себе властодержца государя от роду царскаго. Сего ради в вас мятеж велик и неутишим и межъусобица зла. Молю убо вы, послушайте совета моего, иже реку вам. По смерти моей идите за море в Прускую землю и молите тамо живущих самодержцев, иже роди кесаря Августа, кровницы суще, да идут к вам княжити и владети вами, несть бо вам срама таковым покоритися и в подданстве у сих быти". И возлюбиша вси речь старейшинскую, и егда сей умре, тогда всем градом проводиша честно до гроба, до места, нарицаемаго Волотово, иде ж и погребоша его. По смерти же сего Гостомысла послашавсею Рускою землею послы своя в Прускую землю. Они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя великого, именем Рюрика, рода суща Августова, и молиша сего, да будет к ним княжити. И умолен быв князь Рюрик, и поиде на Русь з двема братома своима, с Трувором и з Синеусом».
     3) «…В л;то 6636 преставися князь Борисъ Полочьский. О сих же Всеславичехъ сице сказаша в;дущеи преже, яко Рогволоду влад;ти Полочьскою землею, а Володимеру в Нов;город;, д;теску сущу, еще погану, и б; у него Добрыня воевода и храбръ, и сей посла к Рогволоду и проси у него дочери его Рогн;ди за Володимера. Он же рече дочери своей: "Хочеши ли за Володимера". Она же рече: "Не хочю розути робичина, но Ярополка хочю". Б; бо Рогволодъ перешелъ изъ Замориа и им;аше власть свою в Полотску…».
     4) «…В лЂто 6819 [1311] Ходиша новгородци воиною на НЂмецьскую землю за море на Емь съ княземь Дмитриемь Романовичемь, и переЂхавше море, взяша первое Купецьскую рЂку, села пожгоша, и головы поимаша, а скотъ исЂкоша; и ту убиенъ бысть Костянтинъ, Ильинъ сынъ Станимировича, в загонЂ. Потомь взяша Черную рЂку всю, и тако по Чернои придоша к городу Ванаю, и взяша город, и пожгоша; а НЂмци възбЂгоша на ДЂтинець: бяше бо мЂсто велми силно, твердо, на камени  высоцЂ, не имЂя приступа ниоткуду же; и сослаша с поклономь, просяще мира; новгородци же мира не даша. И стояша 3 дни й 3 ночи, волость труче, села великая пожгоша, обилие все потравиша, а скота не оставиша ни рога; и потомь идуче, взяша Кавгалу рЂку и Перну рЂку, и выидоша на море, и придоша здорови вси в Новъгородъ…».
     5) «…И князь великии Кгидимин вчынить умову з нЂмцы o того гэтмана своего, и дал за него трыдцать тисечеи золотых на другии год, собравшы вси свои силы литовские и руские, и пошли на НЂмцы. НЂмцы, ифлянты и прусове, и жомоить з собою вземшы, и поткали великого князя Кгидимина на рецэ Ошмене, на сеи стороне Жэимов д†мили. И поможеть бог великому князю Кгидимину, иж нЂмцов усих наголову поразил, a жомоить от немцов отступили, и прыступили к господару своему прырожоному Кгидимину так, иж нЂмцов всих наголову побили и все воиско нЂмецкое. И тут, звитяжъство одеръжавшы над нЂмцы, и жомоить к собЂ взял, и пошол c тыми силами и з жомоитью в землю Немецкую, и взял город Тилжу a другии Ракгнету, и иншых городов много побрал, и землю всю спустошыл  и в полон повел, и невымовное множество кровопролите в НЂмцох учынил и звитяжство одеръжавшы, и з великим весэлем y свою землю прышол…».
     6) «…Князь пак великии Витовт седель y Кре† д†ходили покладывати княгини y комнату, да положивь их да вонь поидуть, a сторожа около. То пак великая княгини слышав от людии: имет ли князь великии Витовт дольжи седЂти, ачеи такъже изгадають, какь и над отцемь. И пригадала ему такь: как поидуть жонкы покладати, ино бы ему одное жонкы ускласти порьты да выити вон  со другою жонкою, a тои жонце остати бы в нее. Он наредилсь y одное жонкы порты да з другою вышель, да спуститься из города и утечеть y Немци и Прусы. Сущу же ему y Немцах y Марьине городЂ y мистра, и приехавша к нему мнози князи и бояре литовьскии, и он же начне воевати помочю немецькою Литовскую землю. A князю, великому сущу Якаилу c матерью своею, великою княгинею Ульяною, y Витебъску, a брат его, княз Скииргаило, y Литовьскои земли y ТроцЂх…».
     7) «…одно княже римское именем Палемон, которыи же был цесарю Нерону кровныи, забрался з женою и з детми своими, и поддаными своими, и скарбы своими, c которым же княжатем пятьсот шляхты, также з женами и з дЂтми и многими силами. И вземши c собою одного остронома, и пошли в кораблех морем по заходу слонца, хотячи собЂ наити на земли мЂстцо слушное, гдЂ бы ся имЂли поселить a мешкати c покоем. A c тыми шляхты были четыре рожаи, наивышшии имены имЂли: c Китаврус Давепрункг, a c Колюмнув Прешпор, a з Русин Иульянус, a з Рож Ектор. A так оныи немалыи час по морю ходячи, пришли Межиземскаго моря и дошли до реки до Шумы, тою рекою Шумою в море окиян и морем окияном дошли до устия, гдЂ река Немон упадывает в море окиян. Потом пошли рекою Немном вверх, аже море, зовомое Малое, которое называется море Немновое, a c тое причины етое морЂ Немновое называется, иж в то море Немон впадает дванадесятма устьи, a кождое зовется особным именем, межи которыми дванатцетма устьи одно зовется устье именем Скилия. И пошли тым устьем вверх, и дошли цЂлаго Немна, гдЂ ужо он сам весь в одном мЂстцы то есть, и верх Немна дошли до реки Дубисы ), гдЂ ж вшедши в тую реку Дубису, и над нею нашли горы высокии, и на оных горах ровнины великии, дубровы роскошныи и розмаитыи офитости наполнено, звЂреи розного рожаю, то кть, напервеи туров, зубрев, лосеи, оленеи, серн, рысеи, куниц, лисиц, бЂлок, горностаев и иных  розмаитых рожаев. И тут же в реках великои офитости рыб непосполитых, иже не толко тыи рыбы, которыи ся в тых реках плодят, але множество рыб розмаитых и дивных приходят из моря за тою причиною, иж недалеко устье Немновое, гдЂ Немон в море впадывает. Над которыми ж рЂками, над Дубисою и над Немном, и над Юрою, там ся поселили и почали розмноживати, и оное мешканье над тыми рЂками велми им сподобалося, и назвали тую землю Жомоитыю…».
     8) «… одно княжа римское, Палямон, Неронов повинный, зобравшися з жоною и дЂтми своими и подданными,  зо всЂми скарбы, з которым было o пятьсот  от  шляхты римской, также з жонами и дЂтми, взявши з собою едного австронома, пошли в окрутах Mopeм, шукаючи собЂ мЂстца слушного, где бы мЂлы  посЂлитися  и мешкати в покою. A межи тою шляхтою были четыри  домы найвышшии: перший з гербу Катовруса Доспронгус, другий з гербу Колюмнов Просперце  Спримнус, Корсинус и Улиянус , и Гектор з гербу Рожей. И так оный немалый час по мору ходячи, пришли в Межиземское море и дошли реки Кисага, a тою рекою в самое море Окиян (мает быти море Балтицкое або Венедицкое), a морем Окияном  вышли до устя реки в Корлянского моря, где Немен рЂка  в тое море впавши (недалеко от Клойпеды або Ланела, замку велми оборонного пруского), до мора Балтицкого або Венедицкого впадает. A потом Немном вошли в море Курляндское або Немново, a то для того зовется, ижь Немен в тое море Курляндское  впадает дванатцетма  мЂсци, a кождое называют своим прозвизском, межи которыми называют едно усте Гексия. Оны пошли ку горЂ против воды, ажь  дошли до конца Немна и пришли до рЂки  Дубасы , a идучи рекою Дубасою, нашли над нею горы высокие и  дубровы пенкныи, розмаитыми обфитостями  наполненыи, и звЂру розмаитого рожаю: туров, зубров, лосей, еленей, сарн, рисев, куниц, лисов, бЂлок, горностаев и иншого рожаю звЂру, также в рибах великую обфитость и дивных рыб з моря. И посадилися над тыми реками, Немном и Дубасою, и почали ся розмножать, a тое мЂстце межи тыми рЂками  велми им подобалося, и назвали тую землю Жъмонт, от розмноженя …».
     9) «…Еднак же той народ литовский през час долгий от початку своего панованя незначный был. Русь мЂла над ними звЂрхность и трибут от них отбирала, a меновите: всЂ пануючии княжата киевские землЂ Руской монархии отбиралы от них в данЂ вЂники и лыка на вЂровки, a то для недостатку и неплодности землЂ, котрая еще не была выправна, и абы толко монарха руский свою зверхность над ними оказовал…Потым, гды в Лит†люду великия личба розмножилася, почали переходити за рЂку Вилию в Завилийскую землю, котрую на той час княжата руские держали, и там жмойт в пустынях осажатися почала».
     10) «…Року 1258.  Потом лЂпше ся той Монтвил поправил знаючи, же сторона Руская есть спустошеная, a княжата руские от Батия розгнаны, собравшися з Живинбудом Доспронговичем, жмонтским князем, a литвою своею, также c курляндов албо корсов, над которым войском гетманом преложил сына своего старшого Ердвила, або Радивила. И так Радивил ушиковал войско литовское, жмотское, корсовское порядне, поднесл тежь корогви военныи, а  трубачов з долгими жмойтскими деревяными трубами, особно тежь обоз c колес скрипячих поставил на сторонЂ без зброи и панцеров (бо еще они того не знали), тылко зубровые, лосие, медвежии, вовчии невыправные  скуры носили, a оружие — лук простый з дубины або лЂщины загненый, супороток, каменя торба на плечах певная для киданя з супоротка, рогатина, кий засмалованый з конца, шабля ледво у гетмана была, мунштук з лык на коня, a на нем самом на войнЂ мЂсто лямпарта рогожа на плечах, лыка и постронки за поясом для вязаня неволника. Гды юже пришли над Вилию рЂку, зараз з колод великих поробили плиты, на которых колеса и вси свои военныи риштунки поклавши, перевезлися и, сами в справных полках на рускую сторону перебывши, ушиковалися. Сам Ердвил з валным полком ишол позадЂ всего обозу, a гетманов двух на чоло з войском послал, a третьего гетмана послал з литвою в загоны. A гды перешли Немен, нашли в чтырох милях гору красную вынеслую, на которой первей был замок столечный Новъгородок княжати руского, през Батия збуреный. Там зараз Радивил збудовал замок и осЂл без розляня крови (бо не было кому боронити), опановал великую часть Руской земли и почал писатися великим князем новгородским. Потом далЂй тягнул Радивил и найшол над Немном старое городище, замок от Батия збуреный, збудовал замок другий и назвал его Городком, a оттоля тягнул на Подляше, где в той час ятвяги мешкали, найшол там Бересте, Хмелник, Дорогичин, Сурож, БЂлско, Бранско, мЂста и замки побуроные от Батия. Тые всЂ замки знову побудовал Радивил, a русь, христиане, которые были по оном несщасливом спустошеню Батиевом зостали, принял их ласкаве в свою оборону, a они ему на послушенство присягли. Так Радивил моц и пановане свое в руских князствах и замках предреченных снадне за короткий час розмножил и розширил, и писался таковым титулом: Радивид Монтвиловичь Жомойтский и Литовское земли дЂдичный пан, перший великий князь руский новгородский…».
      11) «…Въ  л;т; ;s;  ;; п;д [6784 (1276)] Придоша Проуси ко Троиденеви и своеи земли  неволею передъ Н;мци ;н же при; ; к соб; и посади часть и в Городн; а часть ихъ посади во Въслоним;…».
12) «…Кн;зь же Мьстиславъ с;де на стол; брата своего Володим;ра на самыи великь дн;ь мс;ца април; въ  ;;  дн;ь  и нача кн;жити  по брат; своемь правдолюбьемь св;т;с; ко всеи братьи своеи и къ бо;ром; къ простымъ людемь и быс; рад;сть велика тогда людемъ се воскрс;сение Гс;не а се кн;же с;дение миръ держа с околнымы сторонами с Л;хы  и с Н;мци с Литвою ;держа землю свою величествомъ ;лны по Тотары а с;мо по Л;хы по Литвоу Тогда же Литовьскии  кн;зь Боуд;и;кидъ и братъ его Боудивидъ  даша кн;зю Мьстиславоу городъ свои Волъковъ;ескь абы с ними миръ держалъ и оутвердив же засадоу в Берестьи и поеха до Володимера…»

***