Воспоминания Дроздова о войне

Азман Хасбулаева
Дроздов Сергей решил поехать на Кавказ и посмотреть те места, где у них произошли жестокие бои, где погибли его товарищи, места захоронения, почтить память своих друзей, посмотреть, как сейчас там идёт жизнь.
 За окнами поезда проносились живописные красочные луга, равнины российской местности, вспаханные земли,  целинные земли, сосны и ели полотном  росли с обеих сторон дороги, украшая живописную природу русских просторов, стройные берёзы  дополняли  красоту родного пейзажа.
Кругом бурлила жизнь.
  На душе было такое состояние, что он прожил целую вечность, хотя ему исполнилось
двадцать пять .  Не было состояния покоя,  хотелось всё время куда-то идти,
что-то узнавать, открывать для себя необычные вещи, с которыми Дроздов не раз сталкивался. Он задавался вопросом, зачем живёт человек, с какой целью, что может и на что способен, может ли перенести невзгоды жизни, есть ли жизнь после смерти, где та грань, разделяющая живых людей от потустороннего мира.
 Попутчики его были все с Кавказа. Все сетовали на жизнь, на современные отношения между людьми:
-До чего докатились, говорили попутчики, просто  нельзя выйти в метро, без ничего сразу на тебя нападают неизвестные  люди, могут запросто убить или изувечить.
-Да, подхватил другой попутчик, сейчас в Москве страшно выйти.
-Что ты хочешь, вмешался третий, это политика, говорят эти неонацистские движения поддерживают в Думе, у них высокие покровители, а иначе, как бы они существовали?
Слушая эти разговоры, Сергею становились не по себе:
-Уже нельзя свободно передвигаться по России, думал он, травля людей различных национальностей друг на друга.
-А меня, как там на Кавказе примут? Слушая ваши разговоры, я уже побаиваюсь.
- У нас тебя никто не тронет. Сейчас, хоть и идёт необъявленная война, называемая джахадом,  людей другой нации никто не тронет.
-А хочешь, приходи к нам в гости!
-Господи, думал Дроздов, научи жить, кто виноват, почему такая жизнь, направленная на  стравливание людей различных национальностей. Ведь, вот же едут со мной простые хорошие люди, труженики, добывающие честным трудом свой хлеб.
-Да, дела!
За окнами проносились города, деревни, сёла, безлюдные места, равнины,  вдали виднелись степи, отары овец, станции проносились одна за другой.
 " Так и жизнь проносится  стремительно быстро, пролетит, как один день",- думал Дроздов.
-Надо жить, спешить жить, успеть сделать побольше добрых дел, оставить свой след,хороший след.
-Смотрю я на вас, чем больше вас слушаю, всё больше  нравитесь вы мне.
-А ты куда едешь, поинтересовались попутчики?
-На Кавказ еду, путешествую, решил посмотреть места, где проходил службу.
-Приходи к нам в гости, будем рады.
Все попутчики написали Сергею свой адрес и номера сотовых телефонов.
Дроздов вспомнил про своего друга Истомина Валерия, командира мотострелкового полка, который попал в засаду в городе Грозном, почти в центре города.  Бойцы вели ожесточённые бои, отбивая атаки боевиков так же упорно, как и его отряд.
Они отступили в Дом пионеров, там же оказывали первую медицинскую помощь, останавливали кровотечения при помощи жгутов, обрабатывали раны. Когда боеприпасы
стали заканчиваться, бойцы стали понимать, что обещанное подкрепление и помощь
не придут, тогда, чтобы создать видимость, что у них есть боеприпасы, бойцы Истомина
 в ответ на пулемётную очередь боевиков стали отстреливаться короткой очередью,
запасы воды у них закончились, и бойцы пили воду из батареи парового отопления.


            Боевики предлагали им сдаться в плен, но в ответ было отчаянное сопротивление.
На следующий день в город вошли российские войска, с воздуха подоспела авиация,
натиск боевиков уменьшился,  но выпускать из дома пионеров отряд Валеры Истомина боевики не хотели, хотя в эти же дни было подписано хасавюртовское соглашение в городе Хасавюрте, генералом  Лебедем и Масхадовым  о перемирии и окончании чеченской войны.
Отряд Истомина понёс большие потери, о его отряде забыли. А боевики ушли, потому что не знали российские войска и авиация, что есть подземный переход, от старого здания нефтяного института, это в районе старого кинотеатра «Челюскинцев» до нового здания нефтяного института имени академика Миллионщикова, который находится в районе тоннеля, недалеко от бывшего здания кинотеатра «Космос». Поэтому окружённые боевики беспрепятственно ушли. А о забытом отряде Истомина никто и не вспомнил.
 Дроздов знал, что командира  мотострелкового полка Истомина  наградили орденом «Герой России», но он также знал, какой ценой, сколько жертв понесли простые люди,
солдаты, мирные люди.
Он вспомнил Ратникова  Александра, мотострелковая бригада которого вела ожесточённые бои в Урусмартановском  районе, у боевиков были противотанковые
установки.
               "Сколько потерь  в этой войне, сколько ребят полегло, которые могли жить? Нужна ли была  эта война? Зачем она была? Кто её развязал? Почему говорят, что кто-то наживается на войне, кто это? Кто будет нести ответственность за последствия войны? Ведь говорят же, что жизнь после смерти продолжается в другом измерении. Что каждый будет нести ответственность за содеянное зло, за свои поступки.
Неужели эти люди не знают об этом? Неужели они думают, что вечно будут жить на этом свете?" С такими мыслями Дроздов доехал до города Грозного. Попрощавшись с попутчиками и пожелав им доброго пути, он поехал на автостанцию »Минутка»,
а оттуда направился в Шатойский район.  Сергей очень хотел  добраться до места боёв. посмотреть, как там, что изменилось, как живут люди.
 Дроздов приехал  в район после обеда, маленький базар гудел, люди шли каждый по своим делам, он зашёл в здание РОВД, поздоровался, начальником был Виталий Павлович
Петренко.  Сергей назвал себя, рассказал о боях в Шатойском районе, что он приехал навестить старые места. Петренко был приятно удивлён тем, что Дроздов  приехал, предложил погостить у него.
-Пойду, пройдусь, посмотрю всё, а вечером приду, сказал Сергей.
-Будь осторожнее, а то нет-нет, боевики встречаются.
-Да, ответил Сергей, а сам подумал:



-Ведь все мы знаем, что можем умереть в любую минуту. И вместе с тем каждый раз, когда умирают рядом с нами – стресс.  Хотя мы видим очевидную хрупкость жизни,мы не готовы к смерти, может, потому что боимся её? Когда  мы видим, что гибнут люди и умирают наши близкие и знакомые, мы начинаем думать о своей смерти. Но через некоторое время опять становимся беспечны. Потому что по-настоящему нас затронет собственная кончина, которая будет необратимой. Надо успеть сделать многое за отпущенное мне время, думал Сергей.
-Как я не знал, что эта жизнь дана нам только для того, чтобы приготовиться к тому, что будет после смерти.
 Дроздов пошёл посмотреть окрестности:  горы стояли всё также одиноко, как и прежде,
дома восстанавливались после разрушения, трава только-только вылезала из земли, радуя глаз зелёным цветом, небо синело, только в некоторых местах  ползли розоватые облака,
леса,  выжженные когда-то военными действиями, оставили после себя серый цвет, лишь кое-где то там, то здесь мелькали деревца, народившиеся вновь,  земли вокруг села пустынно  виднелись, ожидая вспашки.  В небе парили два орла,  высматривая добычу.
-Вот она мирная жизнь, думал Дроздов.
-Для мира, а не для войны мы рождены. Сына не родит война.