События и суть...

Владимир Молчанов 2
 Лекция 1. События и суть...
Юрий Петрович Трусов
               

                Первое занятие было посвящено общим вопросам, содержанию курса
                и взаимному знакомству...
 Лекция 1.

    Добрый день!  Ровно в 10.оо мы начинаем работу при неполном составе, но будем надеяться, что участники нашего курса привыкнут ко времени начала и будут без опозданий приходить...
    Как уже высказывался, надеюсь, что нас ожидает не стандартный курс, а учебно-исследовательский... И меня ободряет Ваша реакция на это моё приглашение во время нашего взаимного знакомства, которое в прошлый раз состоялось. Будем надеяться, что мы осуществим эту нашу надежду. Как говорится, надежда умирает последней, а то и вовсе не умирает до конца самой жизни... Вот, в такой надежде, я решил записать наш курс на пленку, тем более такого курса, более-менее подходящего, пока что нет. И нам придется пользоваться разными курсами и учебными пособиями...

    Попытки создания таких курсов уже предпринимались и всегда была надежда на создание более содержательного и подробного.  В прошлом году тоже был курс, но в итоге, относясь с самокритичностью, я не могу признать его удачным и надеюсь, что на основе продвижения всех участников и критического анализа накопленного опыта всех предшествующих курсов и исправления недостатков; и что меня особенно ободряет, Вашего живого отклика и интереса к нашему курсу – вселяет надежду, что предыдущий год окажется последним в котором еще чувствовалось для студентов, аспирантов, соискателей определенное противостояние к  философии и социально-экономическим дисциплинам...
     Философия как Учение о всеобщем имеет, конечно, социально-экономический подтекст... В Тезисах к конференции «Русская идея» (каждый желающий из Вас может принять в ней участие) , водном из тезисов, я написал, что трудно себе представить нечто более разрушительное для духовного мира, нежели предательство идеалов, привлекающих и вдохновляющих на дела и подвиги искренних и честных людей и использование знамён этих идеалов для самых неблаговидных дел политических... Увы, такое случилось в нашей с Вами истории и привело к  кажущемуся кризису социалистического идеала. ..
    В подлинном социалистическом идеале отражается вековечная мечта людей о социальной справедливости и защищенности; обеспечении возможности для развития каждому члену общества в сочетании с выполнении каждым членом социалистического общества своих гражданских обязанностей.  Вот, эта подлинная социалистическая идея не затронута и не могла быть затронута дискредитацией.
    Социализм в нашей стране так и не был построен до конца, не смотря на мощный импульс, данный Октябрьской революцией; завоеваний и продвижений в этом направлении. Но именно благодаря предательству, Советского народа, социализм так и не достроен до конца, а Октябрьская революция тоже оказалась парадоксальной.
 Выдвинув глубоко справедливые лозунги: заводы и фабрики  - рабочим; землю – крестьянам;  мир – народам,  и самого начала осуществив эти лозунги, с другой стороны стала на глубоко ошибочный, а далее и  преступный путь. Борьба и изменение общественного строя, борьба класса и общества не была отделена от борьбы людей. Так, стало быть, свержение капитализма оказалось свержением и репрессиями, изгнанием всех тех, к которым без разбора причисляют не только капиталистов, но и  зажиточных крестьян, которые своим трудом создавали себе благосостояние... Передали заводы и фабрики рабочих, но как ими управлять без опыта, без квалификации... Вот и оказалось, что каждому пришлось переходить на икомандные методы. Опять таки, с неквалифицированными, преступными кадрами. Преступления эти хорошо известны. Особенно в эпоху Ленинизма и Сталинизма. Таким образом был построен госмонополизм, как теперь это стали назвать. Не общественная,  а именно, госмонополистическая собственность, то есть такая форма собственности, которую маркс квалифицировал, как «всеобщую частную собственность». Вот в этом смысле, имеющаяся  у нас сейчас и идущая в будущую структуру реставрации капитализма собственность, проявляется  в самых диких разнузданно-мафиозных формах, которую, может быть, не знала история...

    Закончилась наша перестройка, направленная по своему замыслу, на совершенствование социализма, откат госмонополизма и построение подлинного социализма. Никто пока глубоко не осмыслил полную политическую модель развития общества. Отдельные попытки в этом направлении имеются, но социалистическая идея еще ждет своего глубокого и подлинного конструктивного осмысления, и конструктивной реализации.

    Я совершенно не против социализации, как исторического явления и научной категории. Тем более не против социалистического общества цивилизованных кооператоров, по известному Ленинскому определению. Но, вот, такой-то социализм как раз и не был построен. Актуальным становится создание подлинно общественной собственности, собственником которой является трудящийся и притом все трудящиеся...
    Именно строй цивилизованных кооператоров мог бы стать подлинно социалистическим обществом.
    Если бы революция началась не с репрессий против бывших капиталистов и буржуазии, а, просто, с сохранением всех на своих местах, как однажды выразился известный француз, политический деятель, Жескар дэ Стен: «прогресса без потрясений»,  то все люди,  желающие продвигаться по пути общественного развития, по пути создания обществом равных возможностей, социальной защищенности, могли бы оставаться на своих местах, преобразуясь из собственников в работников, получающих зарплату за свой труд... Вот тогда бы и не было тех потрясений, не было бы тех преступлений... Но, увы, горький опыт истории может научить только тех, кто желает учиться и мыслить самостоятельно. Ну, а для всех тех, которые искренне или преступно выдвигали некие идеи, которые, быть может им действительно казались истинами, либо сознательно использовав их для  прикрытия преступных замыслов и дел, стремились поведать эти идеи всем... лишь бы добиться своих целей...  Для них Законы истории были и есть – они сами. Они стремились подвергать народ  массированной идеологической обработке, а кто не поддавался этому - и массовому истреблению.

    Этим богата и наша история государства Российского с незапамятных времён. Всем известна феодальная раздробленность, благодаря которой Россия попала под власть татаро-монгольского ига...
    Эпоха Ивана Грозного противоречива и своими прогрессами, и своими Жестокостями... Петр 1...
    Как оценивать все эти эпохи? Было в них больше прогрессивного или смутного, жестокого, приводящего к страданиям людей?..

    И, вот, социалистическое... С одной стороны, в смысле устремлений и ряда продвижений, без кавычек и  социалистическое, в кавычках, с негативной, преступной стороны, приведшее к многомиллионным жертвам...
    Вся Российская история побуждает к тому, чтобы жить своим умом. Борис Поршнев в своей книге о начале человеческой истории, в своей последней фразе говорит о том, что возникает множество максим, признаний, пословиц и поговорок, говорящих о том как жить и как действовать... И на всё есть соответствующее предписание, надо только выбирать среди этих пословиц и жить не думая своим умом... Но, ведь, выбирать! А как можно выбирать, не живя, не думая своим умом?! Вот, эта задачка, представляется куда как более трудной...
    Исторический опыт приводит к проблемам, когда такой выбор становится неизбежным. Такова методология выбора.
    Это одна из  тем нашего с Вами курса. Тема - «Методология выбора» и методология выдвижения перспектив, реализуемых прогрессивных идей и их осуществления...

 ...Начиная  такой курс, я хотел бы пригласить Вас к более углубленной работе с литературой, справочниками, словарями, энциклопедиями и так далее... Мы будем уделять самое большое внимание работе со словами, ибо именно в словах зафиксирована и обозначена вся история человеческой мысли. От рождения до нынешнего дня и сегодня, язык, являясь средством общения между людьми, играет несколько ролей. Роль аккумулятивную, знаково опредмеченной формы; знаково накопления и сохранения знаний; экспрессивную, выражающую эмоции, стремления человека к собственному внутреннему и внешнему миру...
    Главное, конечно, это средство общения, средство передачи накопленных знаний. Средство, с одной стороны, главное, а с другой стороны очень не совершенное...
 Мы будем уделять внимание словам и языку осознавая сложности и несовершенства языка, работя во всех этих трех ипостасях – экспрессивного, коммуникативного , аккумулятивного средства общения, с тем, чтобы научиться как можно более точно понимать друг-друга, современников, людей прошлого и наиболее точно оставлять и фиксировать результаты своего духовного продукта для последующих поколений, что является одной из главных задач ученого.

 ...Проблема понимания и взаимопонимания также будет стоять в числе основных нашего курса. Вот в этом ключе, я принес книгу и обещаю впредь приносить книги, к которым мы будем обращаться в процессе наших занятий. А принес я «Словарь иностранных слов», издание 12, стереотипное.... Когда-то со словарями не было особых проблем. В 1948-1949 году я купил предиздание этого словаря, изданное полумиллионным, если не больше тиражом. Ну, а 1985-ом тираж оказался всего 
 100.ооо экземпляров. И как-то, один из друзей, увидел в Калуге два экземпляра этого словаря,, где-то на прилавке, или под прилавком, купил, и, вот, теперь у меня есть новое издание.
    Я прочту, для начала два слова из него.

 «Этимология» - указание на происхождение слов;  из какого-то иностранного языка
  данное слово заимствовано; «этимология» (греч.), происходит от греческого слова «этимон» - истинное, основное значение слова. Дальше идет  краткое пояснение значения слова: 1. Происхождение слова и его родственное отношение к другим словам. «. Раздел языкознания, исследующий происхождение слов в разных языках.

 «Этимон» - происходит от; образовано от греч. «этимон» - истина, основное значение слова, скобка закрывается, тире. Исходное слово, основа или морфема, далее курсивом – что означает, можно в этом же словаре посмотреть слово «морфема».

                ПРодолжение лекции следует.


© Copyright: Юрий Петрович Трусов, 2014
 Свидетельство о публикации №214051201605 
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Рецензии
Написать рецензию
 Помню Юрия Петровича Трусова. В начале 70-тых читал лекции по философии в Московском энергетическом институте. Лекции были интересные. Тот ли самый? Прошу извинить за рецензию не по теме,вспомнилась студенческая пора

Садовский   12.05.2014 21:01   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
...80-х... Именно из МЭИ его и пригласили на кафедру философии Рос. Академии наук. Спасибо за память, мил человек. Своей памятью и его лекциями мы пытаенмся отдать должное ему...

Юрий Петрович Трусов   12.05.2014 23:03   Заявить о нарушении правил / Удалить